Исполнительское дыхание на духовом инструменте
Автор: Аккуратнова Ульяна Владимировна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
XXXVI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, октябрь 2022)
Дата публикации: 25.10.2022
Статья просмотрена: 446 раз
Библиографическое описание:
Аккуратнова, У. В. Исполнительское дыхание на духовом инструменте / У. В. Аккуратнова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 35-38. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/463/17516/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье рассматривается вопрос занятий педагога с учащимся в процессе работы над исполнительским дыханием, представлены психолого-педагогические принципы взаимодействия. Проведен анализ исполнительского мастерства как основы успешного начала образовательного процесса исполнителя. Представлены методические рекомендации по освоению игры на духовых инструментах.
Ключевые слова: педагогическое взаимодействие, духовые инструменты, творчество.
Ключевая задача в процессе формирования эмоциональной отзывчивости во время восприятия или занятий музыкой — способствовать продвижению и развитию ребенка. Здесь же особо отметим, что роль педагога также важна по отношению к эмоциональному развитию ученика. Особо подчеркнем, что задача активного воздействия на творческое развитие обучаемых выдвигает принцип индивидуального подхода и принцип активности в ряды важнейших.
Самый благоприятный период для развития творческих способностей — это школьный возраст. Развитие эмоциональной отзывчивости в данном возрасте создают фундамент культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем. Музыкальные способности формируются и проявляются только в процессе музыкальной деятельности. Наличие определенного фонда знаний, умений и навыков не дает возможности достаточно полно охарактеризовать музыкальные способности. Решающее значение имеет быстрота и качество их приобретения. Поэтому педагог, оценивая способности ребенка, должен иметь в виду, что нельзя делать поспешные выводы на основании только тех знаний и умений, которые проявляет ребенок в данный момент.
Музыкальное искусство связано со специфическим формированием мышечных навыков при игре на духовых инструментах. Характер мышечных навыков музыканта зависит от природы инструмента, на котором он играет. У вокалистов связано с работой голосовых связок и с дыханием. У пианистов с движениями обоих рук и для управления педалью с движением ног. У духовиков техника игры зависит от губных мышц, мышц языка, органов дыхания, пальцев рук. Эти главные элементы составляют исполнительский аппарат духовика. Каждый из этих четырёх элементов исполнительского аппарата выполняют свою функцию: но в процессе игры они находятся в строгом взаимодействии. Малейшее несоответствие одного из перечисленных элементов, может дать не правильное воспроизведение звука, или отразиться на его качестве. А полная согласованность мышечных навыков достигается музыкальным мышлением исполнителя.
Исполнительское дыхание на опоре связано с «воздушным столбом» образующим в лёгких духовика. Он приходит в колебательное движение через бронхи, трохею, гортань и ротовую полость до, амбушюры.
После извлечение звука мышцы диафрагмы начинают сразу сокращаться и посылать импульсы толчкообразные в ротовую полость. Звук берёт своё начало, опираясь на мышцы диафрагмы и на брюшной пресс. При профессиональном дыхании вдох происходит после сокращения диафрагмы, а потом наружных мышц. Лёгкие наполняются снизу вверх. А при выдохе наоборот, сверху вниз, то есть идёт сокращение межрёберных мышц, а затем диафрагма приходит в естественное положение. Роль диафрагмы очень значима. Но духовик не может её контролировать и чувствовать. Она относится к медитативной системе. Поэтому «брюшной пресс» является главным в дыхательном процессе. Его деятельность регулирует вдох, опору и исполнительское дыхание.
Опорой дыхания при игре на духовом инструменте называется: устойчивый навык осознанного управления выдыхаемой струёй воздуха. Этот процесс контролируется действиями брюшного пресса и амбушюры. Поэтому опора является основным элементом в постановке дыхания исполнительского. Она занимает важное место в определенном понятии техники дыхания. Исполнительское дыхание при игре на инструменте называют владение навыка быстрого, глубокого вдоха и за ним опорного выдоха, подчинённый главным задачам в исполняемых произведениях.
Примеры, содействующие развитию исполнительского дыхания:
- Лёжа на спине, правая рука на животе, левая рука на нижней части грудной клетки. При вдохе контроль воздуха. Выдох через плотно сжатые губы, начинать равномерно выдох.
- Листок бумаги держать в руке и дуть на него. Продержать хотя бы под наклоном несколько секунд. Сначала с близкого расстояния, а затем с более далёкого, струя воздуха должна быть собранной.
- Игра выдержанных звуков.
Технике дыхания подчинены все компоненты исполнительского аппарата: амбушюр, работа языка и пальцев, музыкальный слух. Для извлечения звуков определённой высоты музыканту нужен интенсивный выдох. Степень интенсивности определяется характером музыки. Искусство исполнительского дыхания состоит не только в умении изменять силу выдыхаемой струи воздуха, но и делать быстрый полноценный вдох, при нормальном дыхательном процессе.
В исполнительской практике, духовиками применяется грудной тип дыхания, а также диафрагмальный и грудобрюшной.
Грудной тип дыхания — это когда акцент вдоха падает на средний участок грудной клетки. Нижние отделы грудной клетки в процессе вдоха участвуют слабо, диафрагма почти не участвует.
В диафрагмальном дыхании — акцент вдоха падает на работу самой сильной и активной мышцы — диафрагму. Но объём лёгких при таком дыхании — не полный, так как в процессе вдоха средние и верхние участки грудной клетки участвуют слабо.
При грудобрюшном (смешанном) типе дыхания, благодаря комбинированному действию диафрагмы и всех мышц грудной клетки, достигается наибольший эффект вдоха.
Дыхание духовика определяется, прежде всего, сознательным и целенаправленным управлением дыхательными мышцами, в полной мере работающими при вдохе и выдохе. К мышцам вдоха относятся диафрагма и наружные межрёберные; а к мышцам выдоха — относится брюшной пресс и внутренние межрёберные. Две фазы дыхания — вдох и выдох, могут по-разному применяться на практике. При правильном поставленном дыхании, предполагается при вдохе сокращение сначала диафрагмы, а потом наружных межрёберных мышц. Недопустимы: раздувание щёк, гортанные призвуки. Развивать дыхание нужно постепенно. Нельзя от начинающего исполнителя требовать большого напряжения. В начале обучения бывает, создаётся впечатление, что у исполнителя не хватает воздуха. Это происходит потому, что дыхательные мышцы ещё не приспособлены для активного вдоха, воздух расходуется не экономно, в большом количестве, чем это требуется для звукообразования. При вдохе ученик должен постараться удержать грудную клетку в положении вдоха и постепенно выдыхать. Используя разные приёмы выдоха можно достигнуть разнообразных нюансов звука. В начале обучения применяются не большие упражнения на дыхание, на которых учащийся без особых усилий сможет добиться равномерного динамического звучания. Качество исполнительского выдоха может контролироваться только слухом. Также используются гаммы в медленном темпе с применением различной нюансировки. И в завершении развитие техники дыхания достигается в работе над специальными подобранными музыкальными произведениями.
Литература:
- Должиков Ю. Н. Техника дыхания флейтиста// Вопросы музыкальной педагогики. М.,1983.Вып.4.С. 6–19
- Диков Б. О дыхании при игре на духовых инструментах. М.,1956.101с.
- Пушечников И. Ф. Особенности при игре на гобое//Вопросы музыкальной педагогике. Вып.10.М.,1991.С.42–61
Похожие статьи
Вокальная работа с одарёнными детьми дошкольного возраста
В статье рассматривается процесс музыкального развития одаренных детей, указываются этапы занятия, способствующие приобретению у одаренных дошкольников вокальных навыков. Автор раскрывает методические приемы, используемые на музыкальных занятиях в пр...
Развитие творческих способностей обучающихся на основе хореографической импровизации
В статье рассматриваются вопросы формирования творческих способностей подростков на уроках хореографии. Раскрыта роль импровизации, как основного метода воспитания творческих умений детей.
Развитие эмоционального интеллекта у обучающихся на духовом инструменте венова
Статья посвящена проблеме развития эмоционального интеллекта в рамках дополнительного образования в классе духовых инструментов на основе освоения материалов на новом музыкальном инструменте венова. Были выявлены факторы развития эмоционального интел...
Развитие вокальных навыков у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
В статье рассматриваются проблемы, посвященные коррекционной работе по формированию и развитию вокальных навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи. Автор раскрывает методические приемы, используемые на музыкальных занятиях в процессе развития певче...
Музыкальная игра как средство развития творческих способностей дошкольников
В статье рассматриваются проблемы, посвященные значению музыкальной игры как средству развития творческих способностей дошкольников. Автор обозначает основные виды музыкальных игр и исследует их влияние на развитие творческих навыков детей дошкольног...
Основные формы работы концертмейстера в школе искусств
Данная статья посвящена обобщению интересного опыта работы в классе инструментального ансамбля в трио с духовыми и струнными смычковыми инструментами. Цель данной работы — остановиться на основных формах работы концертмейстера в школе искусств, специ...
Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Статья посвящена значению музыкально-ритмической и танцевальной видам деятельности в процессе формирования творческих способностей детей дошкольного возраста; осуществлен анализ методики обучения движениям ребят согласно этапам их формирования, а так...
Приобщение детей к истокам русского народного творчества в процессе обучения игре на деревянных ложках
Статья посвящена значению традиционной русской народной музыки в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста. В тексте идёт речь о способах приобщения детей дошкольного возраста к истокам русского народного творчества. Рассматривается опыт Д.А....
Исполнительская культура начинающего пианиста: исторический аспект и роль фортепианной музыки в музыкально-эстетическом воспитании обучающихся
В статье освещаются исторические основы фортепианной педагогики в России и за рубежом, роль фортепианной музыки в музыкально-эстетическом воспитании обучающихся.
Методы развития творческого потенциала младших школьников на примере музыкальных занятий
В статье рассматривается проблема развития и реализации творческого потенциала младших школьников на музыкальных занятиях. Описаны отечественные и зарубежные методы развития творческого потенциала младших школьников на музыкальных занятиях.
Похожие статьи
Вокальная работа с одарёнными детьми дошкольного возраста
В статье рассматривается процесс музыкального развития одаренных детей, указываются этапы занятия, способствующие приобретению у одаренных дошкольников вокальных навыков. Автор раскрывает методические приемы, используемые на музыкальных занятиях в пр...
Развитие творческих способностей обучающихся на основе хореографической импровизации
В статье рассматриваются вопросы формирования творческих способностей подростков на уроках хореографии. Раскрыта роль импровизации, как основного метода воспитания творческих умений детей.
Развитие эмоционального интеллекта у обучающихся на духовом инструменте венова
Статья посвящена проблеме развития эмоционального интеллекта в рамках дополнительного образования в классе духовых инструментов на основе освоения материалов на новом музыкальном инструменте венова. Были выявлены факторы развития эмоционального интел...
Развитие вокальных навыков у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
В статье рассматриваются проблемы, посвященные коррекционной работе по формированию и развитию вокальных навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи. Автор раскрывает методические приемы, используемые на музыкальных занятиях в процессе развития певче...
Музыкальная игра как средство развития творческих способностей дошкольников
В статье рассматриваются проблемы, посвященные значению музыкальной игры как средству развития творческих способностей дошкольников. Автор обозначает основные виды музыкальных игр и исследует их влияние на развитие творческих навыков детей дошкольног...
Основные формы работы концертмейстера в школе искусств
Данная статья посвящена обобщению интересного опыта работы в классе инструментального ансамбля в трио с духовыми и струнными смычковыми инструментами. Цель данной работы — остановиться на основных формах работы концертмейстера в школе искусств, специ...
Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Статья посвящена значению музыкально-ритмической и танцевальной видам деятельности в процессе формирования творческих способностей детей дошкольного возраста; осуществлен анализ методики обучения движениям ребят согласно этапам их формирования, а так...
Приобщение детей к истокам русского народного творчества в процессе обучения игре на деревянных ложках
Статья посвящена значению традиционной русской народной музыки в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста. В тексте идёт речь о способах приобщения детей дошкольного возраста к истокам русского народного творчества. Рассматривается опыт Д.А....
Исполнительская культура начинающего пианиста: исторический аспект и роль фортепианной музыки в музыкально-эстетическом воспитании обучающихся
В статье освещаются исторические основы фортепианной педагогики в России и за рубежом, роль фортепианной музыки в музыкально-эстетическом воспитании обучающихся.
Методы развития творческого потенциала младших школьников на примере музыкальных занятий
В статье рассматривается проблема развития и реализации творческого потенциала младших школьников на музыкальных занятиях. Описаны отечественные и зарубежные методы развития творческого потенциала младших школьников на музыкальных занятиях.