Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО в условиях реализации регионального проекта «Дети в приоритете»
Авторы: Науменко Оксана Юрьевна, Усенко Ирина Сергеевна, Чумакова Любовь Михайловна, Юдина Екатерина Александровна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
XXXVI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, октябрь 2022)
Дата публикации: 28.10.2022
Статья просмотрена: 244 раза
Библиографическое описание:
Науменко, О. Ю. Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО в условиях реализации регионального проекта «Дети в приоритете» / О. Ю. Науменко, И. С. Усенко, Л. М. Чумакова, Е. А. Юдина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 18-22. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/463/17525/ (дата обращения: 16.11.2024).
В настоящее время МБДОУ «Колокольчик» принимает участие в реализации регионального проекта «Формирование детствосберегающего пространства дошкольного образования Белгородской области» («Дети в приоритете»). Данный проект посвящён дошкольному образованию и направлен на реализацию идеи признания самоценности детства, заложенной в Концепции Десятилетия детства. Мероприятия, проводимые в рамках проекта, обеспечивают реализацию требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к психолого-педагогическим условиям и развивающей предметно-пространственной среды.
В законе «Об образовании в РФ» одна из основных задач, которая стоит перед детским садом — организовать «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка». Основной целью любых форм и видов взаимодействия детского сада с семьей является установление доверительных отношений между педагогами, детьми и их родителями, а так же воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать [3].
В данном проекте нашло отражение использование потенциала семейных традиций и опыта в образовательном процессе. Внедрены программы «телеобразования» семьи, технологии «виртуального гостевания», «маршруты выходного дня», ранняя профессиональная ориентация детей, что на сегодняшний день является актуальным [4].
Организация дистанционного обучения и создание социальных образовательных сетей и сообществ, цифровые технологии, позволят повысить родительскую компетентность и привлечь в образовательный процесс семью. Реализация модели детствосберегающего пространства «Дети в приоритете» проходит по шести направлениям проекта: внедрение доброжелательных технологий в работу с детьми; развитие игровой деятельности дошкольников; обновление содержания образования детей раннего возраста; привлечение к образовательному процессу педагогического ресурса семьи; развитие детского технического творчества; создание в детских садах доброжелательного пространства.
Отдельным блоком проекта определяются мероприятия, направленные на формирование образа «доброжелательного» ребенка, основанные на принципах гуманистического воспитания и личностно-ориентированного подхода. В практику работы дошкольных организаций введены технологии развития эмоционального интеллекта детей, «доброжелательные технологии» и групповые традиции, возрастет вовлеченность педагогов, воспитанников и родителей дошкольных организаций в мероприятия социально-ориентированной направленности, волонтерские акции.
Педагоги ДОО используют как традиционные по форме методы работы, так и оригинальные, нетрадиционные, с применением современных технологий, которые отвечают задачам и целям дошкольного образования. В детском саду функционирует сайт детского сада, где родители могут не только познакомится с нормативными документами и локальными актами детского сада, но и узнать о предстоящих мероприятиях, познакомиться с результатами проведения различных конкурсов, акций, марафонов, проектов и т. д. На сайте любой родитель в удобное для него время может найти интересующую его информацию о деятельности ДОО, учебных программах об образовательном процессе, организованных мероприятиях, новостях. Важным элементом в использовании данного информационного ресурса является навигация сайта, которая играет важную роль и отражает структуру сайта.
Созданы страницы детского сада в социальных сетях в частности создание групп ВКонтакте, ведение страницы в Instagram. В МБДОУ «Колокольчик» ведется как общая открытая группа для всего детского сада, так и отдельные по каждой возрастной группе, имеющие закрытый формат в целях сохранения конфиденциальных данных участников образовательного процесса. Активно применяются такие месенжеры как Viber и WhatsApp, которые позволяют организовать быстрое общение с родителями. В случае необходимости можно не только быстро и оперативно передать необходимую информацию определенному лицу, но также позволяет передать фото- и видеоматериалы.
Использование цифровых образовательных платформ позволяет родителям присутствовать и быть не только наблюдателями, но и участниками образовательного процесса. Они могут самостоятельно организовывать образовательный процесс своего ребенка при помощи предложенных педагогом учебных платформ.
Применяются такие формы работы как образовательная афиша, маршрут выходного дня, ранняя профориентация, социальные акции. Деятельность по данному направлению организуется путем вовлечения родителей через традиционные формы взаимодействия, условно подразделяющиеся на 4 группы: информационно-аналитические (тестирование, анкетирование, интервьюирование); досуговые (праздник, конкурс, семейные походы и экскурсии, маршрут выходного дня); познавательные (консультация, семинар, день открытых дверей); наглядно-информационные (родительские стенды, образовательные афиши) [2].
Одна из новых форм вовлечения родителей в образовательный процесс — это участие в качестве «Гостя группы» при организации образовательной деятельности с детьми, где родители делятся своими знаниями, умениями в той или иной области, рассказывают о своей профессии, знакомят с увлечениями. Совместные занятия для родителей и детей в группах — это способ познакомить родителей с условиями, содержанием, методами и приёмами воспитательно-образовательной работы, направленной на обучение и воспитание ребёнка.
В нашем детском саду создан клуб по взаимодействию с родителями в рамках работы «Клуба выходного дня «Вместе веселее». Деятельность клуба направлена на организацию и совершенствование форм совместного семейного досуга, через культурные и спортивные мероприятия, направленные на раскрытие потенциальных возможностей семьи, на улучшение внутрисемейных отношений.
Деятельность Клуба расширяет информационное поле родителей, дает основу для переосмысления взглядов на процесс воспитания, происходит улучшение навыков, необходимых для построения гармоничных отношений в семье, раскрывает потенциальные возможности семьи, улучшает внутрисемейные отношения [1].
Разработано перспективное планирование, в котором запланированы различные формы работы: праздники; творческие мастерские; игры и упражнения; мини-беседы; релаксационные и динамические паузы; презентация информационных буклетов; художественно-творческая деятельность; элементы арттерапии, сказкотерапии и т. д.
Существует и обратная связь — момент рефлексии, тот этап, на котором все участники Клуба могут проанализировать полученную информацию и впечатления, поделиться своими мыслями и ощущениями в созданных группах социальных сетей. На этапе «обратной связи» родители могут получить небольшое «домашнее задание» по теме заседания, буклеты, распечатки с рекомендациями, заданиями и тому подобные практические материалы, чтобы использовать их в процессе воспитания ребёнка.
Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников, в рамках реализации проекта «Дети в приоритете», дали положительные результаты: многие родители стали активными участниками педагогического процесса детского сада и незаменимыми помощниками педагогов. Родители начали осознавать, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хотят педагоги, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
Итак, основной целью взаимодействия педагога с родителями является создание содружества «родители — дети — педагоги», в котором все участники образовательных отношений влияют друг на друга, побуждая к саморазвитию, самореализации и самовоспитанию.
Литература:
- Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ / Воспитатель ДОУ. — 2019.
- Арнаутова, Е. П. Поддержка воспитательных ресурсов семьи — стандарт работы дошкольного образовательного учреждения / Детский сад от А до Я. — 2017. — С.56–58.
- Закон РФ «Об образовании в РФ» от (29 декабря 2012 г.) № 273ФЗ. (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2014) // Российская газета. — 2012. — 31 декабря.
- Приказ Департамента образования Белгородской области от 28 февраля 2020г. № 511 «Об организации деятельности участников проекта «Дети в приоритете».
- Проект «Формирование детствосберегающего пространства дошкольного образования Белгородской области» («Дети в приоритете»). URL: http://mdou88.beluo31.ru/wp-content/uploads/2019/09/концептуальные-идеи.pdf (Дата обращения 10.10. 2022г).