Взаимодействие специалистов ДОУ в процессе формирования навыка словообразования имен существительных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Автор: Киндюхина Мария Сергеевна
Научный руководитель: Чуешева Наталья Алексеевна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
XXXVII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, ноябрь 2022)
Дата публикации: 02.11.2022
Статья просмотрена: 67 раз
Библиографическое описание:
Киндюхина, М. С. Взаимодействие специалистов ДОУ в процессе формирования навыка словообразования имен существительных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / М. С. Киндюхина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 61-67. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/465/17534/ (дата обращения: 15.11.2024).
Статья посвящена вопросу взаимодействия специалистов дошкольного учреждения в системе работы при формировании навыка словообразования имен существительных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе логопедического сопровождения.
Ключевые слов а: общее недоразвитие речи, логопедическое сопровождение, навык словообразования, комплекс коррекционных занятий, коррекционная работа, диагностика.
Дошкольники с общим недоразвитием речи составляют основную группу риска по неуспеваемости в обучении в школе, несмотря на полноценный слух и интеллект. Психолого-педагогическое сопровождение выступает как комплексная система помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации. Логопедическое сопровождение является одним главных компонентов психолого-педагогического сопровождения и предназначено для выявления и устранения нарушений в развитии речи воспитанников дошкольной образовательной организации.
В настоящее время одной из актуальных идей выступает введение работу дошкольного образовательного учреждения такой модели сопровождения детей с речевыми нарушениями, которая предполагает целую систему комплексной профессиональной деятельности всех специалистов ДОУ. Говоря о работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи, нельзя рассматривать только деятельность учителя-логопеда. Чтобы устранить данное речевое нарушение и сформировать навык словообразования имен существительных, необходимо тесное взаимодействие всех участников сопровождения, где ведущая и координирующая роль принадлежит учителю-логопеду. Эффективные методы, целенаправленное систематическое воздействие, современные организационные формы работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи способствуют преодолению данного речевого недостатка.
Проведенный эксперимент формирования навыка словообразования имен существительных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи показал эффективность работы всех специалистов дошкольного учреждения. Был разработан комплекс коррекционных занятий в процессе логопедического сопровождения, направленного на формирование навыка словообразования имен существительных. В данном комплексе коррекционных занятий были учтены возрастные особенности дошкольников с общим недоразвитием речи и их ведущий тип деятельности.
Представим схему взаимодействия специалистов ДОУ в формировании навыка словообразования имен существительных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Рис. 1. Взаимодействие специалистов ДОУ в формировании навыка словообразования имен существительных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Основная коррекционно-логопедическая работа проводилась на занятиях с учителем-логопедом. Структура комплекса логопедических занятий по формированию навыка словообразования имен существительных содержала следующие этапы:
1) Формирование навыка словообразования на базе продуктивных словообразовательных моделей;
2) Формирование навыка словообразования на базе менее продуктивных моделей;
3) Формирование навыка словообразования на базе непродуктивных словообразовательных моделей.
При реализации комплекса логопедических занятий использовались различные методы: наглядные, словесные, практические. К практическим методам относятся упражнения и игры. Так как у детей дошкольного возраста ведущая деятельность — игровая, поэтому при формировании навыка словообразования имен существительных игры и игровые упражнения являлись основными приемами работы [1]. Коррекционно-логопедические занятия были оснащены наглядным материалом: символика, картинки, предметы и материалы окружающей среды и быта. На занятиях дети учились изменять слова, строить предложения, образовывать формы новых слов. В ходе занятия уточнялись знания у детей о различных материалах и их свойствах (мех, дерево, стекло, бумага), о продуктах питания (шоколад, молоко, сливки), о растениях (дуб, сосна). Внимание детей привлекалось к образованию новых слов с помощью суффиксов, при этом подчеркивались звуковые и смысловые различия между словами [5]. Детей сначала учили понимать обобщенное значение слова, и только после этого предлагалось самостоятельно образовывать слова [3]. Все эти задачи реализовывались в комплексе, во взаимосвязи и взаимодействии с решением других речевых задач в процессе словарной работы и обучении связной речи.
Так как разработанный комплекс логопедических занятий по формированию навыка словообразования имен существительных реализуется в процессе логопедического сопровождения, была соблюдена преемственность между сотрудниками ДОУ: педагогом-психологом, воспитателем, инструктором по физической культуре и музыкальным руководителем.
Роль педагога-психолога особенно важна на первом этапе работы. Она заключалась в развитии у детей внимания и памяти. Дети с общим недоразвитием речи отличаются неустойчивостью памяти, недостаточной концентрацией внимания. А так как овладение навыками словообразования осуществляется на основе мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения, психолог работал именно в этом направлении.
Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре состояло в двигательной активности, дыхательной гимнастике, речевой нагрузке, в играх и упражнениях по развитию мелкой моторики, координации речи с движением [2]. Инструктор по физической культуре осуществлял следующую деятельность в ходе реализации комплекса логопедических занятий:
— игры и упражнения на развитие общей, мелкой моторики;
— упражнения на формирование правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха;
— подвижные, спортивные игры с речевым сопровождением на закрепление навыков правильного произношения звуков;
— игры на развитие пространственной ориентации.
Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя заключалось в следующем: логоритмика, музыкально-речевые игры, попевки-распевки на основе чистоговорок. Музыкальный руководитель развивал музыкальный и речевой слух, формировал правильное фразовое дыхание, развивал силу и тембр голоса. Также занимался развитием мелкой моторики рук, активизацией внимания, воспитанию музыкального ритма, ориентировки в пространстве. Музыкальный руководитель проводил:
— музыкально-ритмические игры;
— упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти;
— этюды на развитие выразительности мимики, жеста;
— игры-драматизации.
Роль воспитателя заключалась в закреплении пройденного на логопедических занятиях материала на вечерних подгрупповых и индивидуальных занятиях. Также работа воспитателя по реализации разработанного нами комплекса логопедических занятий в процессе логопедического сопровождения состояла в следующем. Воспитатель внимательно прислушивался к речи детей и хорошо знал, над какими разделами коррекции произношения в данный момент работал логопед. Особые требования предъявлялись к приемам исправления фонетических и грамматических ошибок. Воспитатель не должен был повторять за ребенком неверное слово или форму, он должен был дать речевой образец. Если ошибка была в речевом материале, который был усвоен основным составом группы, то следовало предложить ребенку произнести слово правильно, либо ограничиться четким произнесением образца. Важно было научить детей под руководством воспитателя слышать грамматические и фонетические ошибки в своей речи и самостоятельно их исправлять. Воспитатель должен был побуждать детей к самостоятельному исправлению ошибок. В речевых ситуациях, имеющих эмоциональный характер (игра, оживленный диалог) использовалось так называемое отсроченное исправление. При ознакомлении детей с окружающим миром воспитатель привлекал внимание к названиям предметов, объектов. При этом, помимо возрастных возможностей детей, учитывалось состояние фонетической стороны речи, корригируемой логопедом. В активный словарь вводились слова, доступные по звуко-слоговой структуре. Воспитатель должен был следить за их четким и правильным произношением, так как, помимо общеразвивающих задач, он также реализовывал задачи коррекционной направленности — осуществлял активное закрепление навыков произношения.
Не маловажна роль и родителей в коррекционной работе. Семья — это речевое, воспитательное, развивающее пространство, которое окружает малыша с момента его появления и которое оказывает решающее влияние на комплексное развитие ребенка. Поэтому в разработанный нами комплекс логопедических занятий по формированию навыка словообразования имен существительных у детей с общим недоразвитием речи обязательно были включены и родители. Для родителей проводились индивидуальные и групповые консультации, педсоветы, «круглые столы», анкетирование, мастер-классы. Основная задача родителей состояла в том, чтобы закрепить навыки, усвоенные ребенком. Родителям были даны рекомендации и предложен комплект различных игр по формированию навыка словообразования имен существительных у детей с общим недоразвитием речи [4].
После слаженной системы коррекционной работы специалистов ДОУ по формированию навыка словообразования имен существительных у детей с общим недоразвитием речи в процессе логопедического сопровождения была проведена повторная диагностика с целью определения эффективности данной работы. Оценка эффективности проводилась по методикам обследования, проведенным в ходе констатирующего эксперимента.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного эксперимента у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи представлен в таблице 1.
Таблица 1
Результаты диагностики уровня сформированности навыка словообразования имен существительных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Уровни сформированности навыка словообразования имен существительных |
Результаты констатирующего эксперимента, % |
Результаты контрольного эксперимента, % |
Высокий |
12 |
28 |
Средний |
28 |
38 |
Низкий |
60 |
34 |
Из таблицы видно, что после проведения комплекса коррекционных занятий в процессе логопедического сопровождения уровень сформированности навыка словообразования имен существительных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи значительно вырос.
Таким образом, взаимодействие специалистов дошкольного образовательного учреждения в процессе логопедического сопровождения старших дошкольников с общим недоразвитием речи повышает эффективность работы учителя-логопеда, повышается качество образовательного процесса и процент детей с грамотной речью и правильным произношением. Это, в свою очередь, обеспечит оптимальную эффективность подготовки детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к обучению в школе.
Литература:
- Домнина, Г. Б. Современные подходы к логопедической коррекции / Г. Б. Домнина // Логопед. — 2011— № 4 — С. 19
- Заходякина, К. Ю. Адаптивное физическое воспитание младших школьников с общим недоразвитием речи в условиях коррекционно-развивающей среды: автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.04 / К. Ю. Заходякина. — Санкт-Петербург, 2012 —24 с.
- Крохина, И. Н. Использование обобщенных моделей в коррекционной работе с детьми с ОНР / И. Н. Крохина // Логопед. — 2011 — № 3 — С. 24–32
- Мерзлякова, Л. В. Такие простые игры (консультация для родителей) / Л. В. Мерзлякова, Л. В. Сазонова // Логопед. — 2009 — № 4 — С. 107–110.
- Чернова, Н. А. Примерные игры и задания для формирования звукового анализа у детей с ОНР / Н. А. Чернова // Логопед. — 2009 — № 8 — С. 90
Ключевые слова
диагностика, общее недоразвитие речи, коррекционная работа, навык словообразования, логопедическое сопровождение, комплекс коррекционных занятийПохожие статьи
Специфика формирования навыка словообразования имен существительных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе логопедического сопровождения
Статья посвящена вопросу формирования навыка словообразования имен существительных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. В ходе экспериментального изучения выявлена специфика формирования навыка словообразования имен существительных у де...
Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
В статье представлены результаты экспериментального изучения формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. А так же доказывается необходимость разработки и внедрении в общую систе...
Особенности формирования фразовой речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
В статье представлены результаты исследования особенностей формирования фразовой речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Материалы исследования позволяют оценить количественные и качественные характеристики сформированности фразовой речи у до...
Организация и содержание логопедической работы с детьми 6–7 лет с общим недоразвитием речи по профилактике нарушений письменной речи в условиях инклюзивного образования
В статье авторы предприняли попытку организации и разработки содержания логопедической работы с детьми 6–7 лет с ОНР по профилактике нарушений письменной речи в условиях инклюзивного образования.
Особенности коррекции словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе логопедического сопровождения в ДОУ
В данной статье раскрывается опыт работы учителя-логопеда по коррекции словообразования детей с общим недоразвитием речи (ОНР) старшего дошкольного возраста. Отмечается, что успешная коррекция возможна при организации условий развития ребенка в проце...
Алгоритм использования дидактических игр для развития словесно-логического мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Статья представляет собой краткий анализ таких терминов как общее недоразвитие речи, словесно-логическое мышление. В статье рассматривается особенность словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. ...
Коррекционно-логопедическая работа по активизации словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием метода «глобальное чтение»
В статье исследуется содержание логопедической работы по активизации словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с помощью метода глобальное чтение.
Формирование слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В данной статье на основе анализа психолого-педагогической литературы раскрывается проблема формирования и коррекции слухоречевой памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Обобщены результаты работы формирования и коррекции мнести...
Анализ методов и приемов работы по формированию функционального базиса чтения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Статья посвящена анализу методов и приемов работы по формированию функционального базиса чтения дошкольников с общим недоразвитием речи.
Формирование связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
В статье рассматривается процесс формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи с применением методики обучению пересказа при помощи приема моделирования. Авторами определены актуальность, выделены экспериментальная группа детей ...
Похожие статьи
Специфика формирования навыка словообразования имен существительных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе логопедического сопровождения
Статья посвящена вопросу формирования навыка словообразования имен существительных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. В ходе экспериментального изучения выявлена специфика формирования навыка словообразования имен существительных у де...
Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
В статье представлены результаты экспериментального изучения формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. А так же доказывается необходимость разработки и внедрении в общую систе...
Особенности формирования фразовой речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
В статье представлены результаты исследования особенностей формирования фразовой речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Материалы исследования позволяют оценить количественные и качественные характеристики сформированности фразовой речи у до...
Организация и содержание логопедической работы с детьми 6–7 лет с общим недоразвитием речи по профилактике нарушений письменной речи в условиях инклюзивного образования
В статье авторы предприняли попытку организации и разработки содержания логопедической работы с детьми 6–7 лет с ОНР по профилактике нарушений письменной речи в условиях инклюзивного образования.
Особенности коррекции словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе логопедического сопровождения в ДОУ
В данной статье раскрывается опыт работы учителя-логопеда по коррекции словообразования детей с общим недоразвитием речи (ОНР) старшего дошкольного возраста. Отмечается, что успешная коррекция возможна при организации условий развития ребенка в проце...
Алгоритм использования дидактических игр для развития словесно-логического мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Статья представляет собой краткий анализ таких терминов как общее недоразвитие речи, словесно-логическое мышление. В статье рассматривается особенность словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. ...
Коррекционно-логопедическая работа по активизации словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием метода «глобальное чтение»
В статье исследуется содержание логопедической работы по активизации словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с помощью метода глобальное чтение.
Формирование слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В данной статье на основе анализа психолого-педагогической литературы раскрывается проблема формирования и коррекции слухоречевой памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Обобщены результаты работы формирования и коррекции мнести...
Анализ методов и приемов работы по формированию функционального базиса чтения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Статья посвящена анализу методов и приемов работы по формированию функционального базиса чтения дошкольников с общим недоразвитием речи.
Формирование связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
В статье рассматривается процесс формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи с применением методики обучению пересказа при помощи приема моделирования. Авторами определены актуальность, выделены экспериментальная группа детей ...