Влияние временного детского коллектива в составе детского санаторно-оздоровительного лагеря на развитие школьников различного возраста (из опыта работы)
Автор: Посиделова Юлия Георгиевна
Рубрика: 6. Внешкольная педагогика
Опубликовано в
XXXVII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, ноябрь 2022)
Дата публикации: 12.11.2022
Статья просмотрена: 150 раз
Библиографическое описание:
Посиделова, Ю. Г. Влияние временного детского коллектива в составе детского санаторно-оздоровительного лагеря на развитие школьников различного возраста (из опыта работы) / Ю. Г. Посиделова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 52-61. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/465/17557/ (дата обращения: 16.11.2024).
С момента рождения и на протяжении всей жизни ребенок, а в последствии взрослая половозрелая личность, подвергается влиянию тех или иных людей. Безусловно, кто-то из них оказывает чуть больше влияния, кто-то чуть меньше. Но так или иначе, каждый человек, которого мы встречаем в тот или иной промежуток времени, оставляет свой след на нас, как на молодом растущем организме, в процессе становления нашей личности.
Влияние на нашу жизнь в те или иные периоды может оказывать как один человек, так и группа людей. Каждый из нас проходит один и тот же «путь»: детский сад, школа, ссуз/вуз. Но в конце этого пути получаются очень непохожие друг на друга люди начиная от характера и заканчивая мировоззрением. Кроме того, в этот «путь» можно включить еще одно учреждение, в котором многие проходят свой путь становления личности и на его примере хотелось бы рассмотреть данный процесс. Речь пойдет о детских санаторно-оздоровительных лагерях.
Детский лагерь — это место организации отдыха и оздоровления детей, куда они отправляются преимущественно в каникулярный период, предусмотренный режимом функционирования той или иной подобной организации.
Лагерь со стороны его сотрудников-педагогов способствует поддержке интересов, стремлений и желаний детей, стараясь в период каникул это тем или иным образом реализовать.
Пройдя обучение по дополнительной общеразвивающей программе «Школа вожатского мастерства», получив соответствующий документ о дополнительном образовании и проработав уже не одну смену в детском-санаторно-оздоровительном лагере, я уяснила для себя очень важный принцип работы: не ребенок для лагеря, а лагерь для ребенка. Это значит, что при организации и проведении мероприятий стоит отталкиваться от детских желаний, которые своего рода являются отправной точкой отсчета лагерной деятельности. А то, какие плоды эта деятельность принесет и есть результат развития ребенка.
Попав в лагерь, ребенок полностью отделяется от внешнего мира. Не побоюсь даже сказать: он попадает совсем в другой мир. Ведь в лагере жизнь и время протекают совсем по-иному.
Хочется начать с того, что ребенок оказывается в лагере один на один с собой и своим внутренним миром. Он остается одиноким до тех пор, пока не попадет в коллектив. В лагере коллектив формируется согласно возрасту.
И вот, как только ребенок оказался в коллективе, и начинается его путь становления личности. Стоит сразу акцентировать внимание на том, что этот «путь» будет непродолжительным, поскольку коллектив временный.
Одной из особенностей ВДК (временного детского коллектива), которые в свое время подробно описал А. Н. Лутошкин[1], как уже упоминалось выше, является кратковременность. Обычно такой коллектив существует в течение 21 дня (одной лагерной смены), но пределы этого срока ограничены 40–45 днями.
ВДК отличается сборностью состава. То есть, в отряд собираются дети, ранее не знавшие друг друга. Да, ребенок может приехать с другом или подругой, более того оказаться с ними в одном коллективе, но больше из отряда он не будет знать никого.
Такой коллектив существует автономно, независимо от влияния из «вне». Здесь идет речь о той самой жизни и людях, которые все это время оказывали влияние на ребенка, но за пределами лагеря. В период смены это влияние ослабевает, и начинается трансформация. В условиях автономности ребенок находится не только в поисках себя, но и в поисках территории, которая бы стала ему «вторым домом» и друзей, которые будут его окружать в период существования ВДК. Эти условия как раз и создаются за счет ослабления влияний из «вне», в том числе отрицательных (вредные привычки, плохая компания), и осуществляются путем воспитательного взаимодействия с ВДК.
ВДК характеризуется публичным характером деятельности. Каждый день проходит в обществе вожатых и детей этого отряда, где каждый поступок и действия личности осуществляется не только в коллективе, но и этим же коллективом «оценивается».
За период лагерной смены ВДК должен достичь определенную цель — завершить свою деятельность и развитие. Вместе с тем каждый участник этого коллектива достигает эти цели и в отдельности. Но дальнейшее развитие каждого из ребят продолжится за пределами ВДК и детского лагеря. В составе же коллектива эта деятельность завершится.
На протяжении всей лагерной смены педагоги-организаторы и вожатые занимают детей согласно предварительно составленной программе, нередко даже добавляют что-то свое, опять-таки же, основываясь исключительно на детских предпочтениях.
Педагогическим коллективом утверждается план-сетка, которая наполнена дневными и вечерними мероприятиями. Эти мероприятия по своей деятельности могут быть направлены на спортивную, творческую, интеллектуальную и иную деятельность. Как правило, мероприятия связаны с тематикой лагерной смены, которая вводится для разнообразия и более повышенного интереса к мероприятиям.
Например, тематика лагерной смены «Парк аттракционов». Утро отряда начинается с подъема, где вожатый создает себе наряд согласно этой тематике и будит ребят. Как показывает практика, такой подъем проходит с наибольшим интересом у детей, в ожидании того, что же принесет сегодняшний день. Традиционно проводится зарядка с разминкой и несложными физическими упражнениями, вожатые и некоторые организаторы могут продемонстрировать какую-нибудь сценку-перфоманс, как бы представив тематику, потанцевать вожатские танцы и в конце зарядки будет представлен план мероприятий на день. Согласитесь, такой подход детям интереснее, нежели монотонное чтение с листа.
После того, как оглашен план дня, отряд собирается на своем отрядном месте и начинается обсуждение идей для подготовки к дневному и вечернему мероприятию. Представим себе, что сегодня выпало мероприятие «Мистер и мисс лагеря». Данное мероприятие подразделяется на 2 этапа: дефиле и творческий номер. Днем необходимо создать костюмы своим мистеру и мисс и придумать легенду, под которую они будут шествовать. И вот тут начинается творческий процесс и командная работа ребят.
Очень часто так бывает, что тематика мероприятия не совпадает с тематикой дня, и представитель отряда, чаще всего это капитан, вытягивает направление, в котором нужно готовится. Так, с легкой руки капитана одного из моих отрядов решилась судьба наших мистеров и мисс — сёгун[2] и Клеопатра[3]. Необходимо было придумать какой-то творческий образ, чтобы на выходе получить некое сходство с прототипами. К слову, костюмы и иные декорации для любого мероприятия создаются исключительно из подручных материалов по типу мусорных пакетов, картонных коробок, веток и т. д., а костюмерами выступают сами дети.
Для мероприятия «Мистер и мисс» мой отряд сделал обмундирование сёгуна, подготовив отдельные элементы образа в виде заготовок, чтобы в дальнейшем надевать на нашего мистера. Кроме того, был сделан из обычной картонной коробки ручной волк, как дополнение образа. Что касается нашей Клеопатры, ее костюм был создан из листов А4 тестов заданий старого издания. Как выразились сами дети «правильно утилизировали», дав книге вторую жизнь, если это можно так назвать. Таким образом, получилось платье нашей царицы. Образ Клеопатры дети также решили дополнить ярким макияжем, бижутерией и сделали акцент на ее коте (сфинкс), которого также из коробки и картона сами сделали и раскрасили.
Подготовка к дефиле заключается не только в создании костюмов, но и в красивой легенде, которую рассказывает закадровый голос, для наилучшего представления конкурсантов. Текст для этой легенды пишут также дети.
Всё тот же отряд, на чьем примере описывается раскрытие творческого потенциала детей в рамках конкурса «Мистер и мисс», а точнее один из ребят, написал следующий текст для наших участников: «Когда-то в мире правили великие цари и королевы. Их было настолько мало, что можно было их пересчитать по пальцам. Но они были настолько великими, что ни один ныне живущий человек никогда не сможет стать столь же могучим. Но речь пойдет о властителях только двух, но самых могущественных стран того времени. В Египте правила великая Клеопатра — гордая и величавая, мудрая и отважная, жестокая, но справедливая. Она была прекрасна внешне, но никто никогда не знал, насколько она была прекрасна внутри. Наконец, она была очень доброй. В Японии же правил жестокий сёгун. За свой народ он был готов сражаться днем и ночью. Он отрабатывал свое мастерство ни один десяток лет. Своей силой он мог двигать горы и сносить города. В один из дней главам великих государств пришло письмо с приглашением на большое мероприятие, но входить туда можно было только со своими любимыми домашними животными. У сёгуна это был красивый серогривый волк, а у Клеопатры был черный кот с золотыми ожерельями. А что произошло с сёгуном и Клеопатрой, Вы узнаете сегодня вечером!».
С историей, конечно, эта легенда имеет мало общего, но в ней отражены и творческий потенциал, и богатство русской речи. Автором этих строк является 15-летний парень, с большим количеством внутренних и внешних комплексов, но не менее большим будущим, ведь эту смену он не забудет никогда и будет вспоминать даже через годы.
Закадровое голосовое сопровождение обрывается на самом интересном месте не только, согласно регламенту конкурса, но и с целью подвести зрителя ко второму — творческому этапу конкурса, которой состоится вечером. Собственно, это также креативный ход ребят из отряда.
Творческий номер продолжал идею «большого мероприятия», о котором говорилось в легенде и это был бал. Здесь пойдет речь уже о моем участии, как вожатого-хореографа этого номера. Необходимо было привлечь в номер не только главных героев, но и второстепенных. Концепция заключалась в следующем: каждый из правителей, как и любой человек, находится в поисках своей второй половинки, но возникает трудность в поиске «того самого». Так было сформировано 6 пар для постановки вальса. Девочки были одеты и загримированы в стиле эпохи сёгуна, а мальчики представляли подданных Клеопатры. Строки песни «Я видела, ты в каждой новой встречной ищешь идеал…» и «Наверное ты снова где-то с ней, очередной попавшей в твою сеть…» идеально вписались в сюжет, который отражал смысл номера — поиск того/той самой. Именно этими людьми в конце номера становятся наши главные герои — центральная пара номера.
Постановка вальса проходила достаточно напряженно, особенно для мальчиков, но какого же было мое удивление, когда мы мало того, что взяли номинацию «Вице-мистер», так еще и каждый из мальчиков подошел и поблагодарил меня за постановку номера со словами «не зря мы столько мучались, это того стоило». Это были одни из лучших слов, которые мне когда-либо говорили дети.
Но не только общелагерные мероприятия сплачивают коллектив и оказывает на него какое-либо влияние. Речь пойдет о внутриотрядной деятельности, за которую несет ответственность вожатый.
По приезде детей в лагерь и попадании их в конкретный отряд, вожатому необходимо познакомить ребят между собой и познакомиться с ними самому. Это происходит не классическим способом, а посредством игровой деятельности — проводится игра на знакомство.
Существует множество видов игр, из которых согласно возрастным, временным (период смены, свободной время в течение дня) и локационным критериям вожатый делает выбор, отдавая той или иной игре предпочтение.
Сама игра проводится также «в игровой» форме. Создается некая реальность, в которую погружается отряд и в рамках ее существования происходят действия игры.
Например, проводится игра на знакомство и вожатым дается вводная: «А вы знаете, что совершенно незнакомые на первый взгляд люди не имеют ничего общего? Но это не так. Может оказаться, что точек соприкосновения намного больше, чем с человеком, которого, как Вам кажется, вы знаете больше и дольше. Если хорошо узнать друг друга, можно стать отличными напарниками и крутой командой. Напишите на листиках 10 своих увлечений, после чего не стесняйтесь подходить друг к другу и рассказывать о них, не забывая писать напротив увлечения имя того, с кем оно совпало».
Таким образом, благодаря креативной подаче игры, у ребят появляется интерес, некая заинтересованность в происходящем и, как следствие, больше желания в этом участвовать, нежели если бы ему предложили просто «сыграть в игру».
Игры можно и нужно проводить с детьми не только в первые дни адаптации, но и на протяжении всей смены.
Зачастую, лагерные мероприятия настолько насыщенные, что в процессе подготовки необходима смена деятельности. В таком случае очень помогают игры на разрядку. И здесь хотелось бы продемонстрировать расширенную подводку к игре и артистизм вожатых.
С самого начала дня или за некоторое время до того, как вожатые решат провести игру, можно разыграть сценку, которая непосредственно связана с ходом игры. Игра, о которой пойдет речь, называется «Муха и бобер» (можно заменить на любых других животных, согласно предпочтениям детей и атмосферы в коллективе). Вожатые все время кого отгоняют от себя, спрашивают или говорят о чем-то жужжащем в поле их зрения, тем самым подогревая интерес к происходящему. В момент же начала игры, можно рассказать историю о «своих друзьях» (мухе и бобре), который так отчаянно пытались обратить свое внимание на себя целый день и что они очень хотят познакомиться с ребятами из отряда. Дальше начинается сама игра: ребята стоят в общем кругу и им необходимо подпрыгивать, когда бобер пробегает у них под ногами, а когда пролетает муха — хлопать в ладоши по очереди каждому.
К. Д. Ушинский[4] сказал: «В игре ребенок живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительно жизни». Ведь действительно, реальность, которая создается в рамках игры, можно называть жизнью, которую проживает ребенок и это оставляет свои следы в его памяти.
Помимо игр, проводятся тренинговые упражнения. Их цель направлена не только на сплочение коллектива, но и на выявление лидера/антилидера. Такие упражнения можно проводить как в начале смены, так и пока смены не завершится. Основное отличие игр от упражнений заключается в том, что игры носят развлекательный характер. Упражнения оказывают незначительное психологического давление на ребенка, а соответственно их не рекомендуется проводить слишком часто, в особенности несколько подобных в день.
Такие упражнения тщательно придумываются и составляются опытными учеными, педагогами и психологами, и при их проведении следует четко следовать правилам проведения, не выдумывая ничего от себя, чтобы не потерялся смысл упражнения и добиться нужного эффекта от его проведения. Единственное, что может сделать вожатый, непосредственно перед началом упражнения, это сказать напутственные слова о том, что мы все с вами одна команда, которой предстоит пройти некое испытание, но пройдем мы его только если будем слышать и слушать друг друга, действовать сообща, следовать четко оговоренным инструкциям и т. д. Эти и подобные слова очень хорошо настраивают и мотивируют ребят на прохождение тренинговых упражнений.
Хочется несколько слов сказать о том, как временный детский коллектив влияет на вожатого и как он повлиял в первую очередь на меня.
Возможно, в свое время, я как ребенок упустила важную ступень становления и развития, как участник ВДК в составе детского лагеря, но мне довелось стать участником такого коллектива уже в более-менее осознанном возрасте. Глядя на своих подопечных, я постоянно возвращаюсь в детство, как бы разговариваю с маленькой собой. Я анализирую их поступки, победы и поражения, внутренние и внешние конфликты, основываясь на уже прошедшем этапе становления и развития меня как личности, и это помогает мне лучше понять ребенка и, тем самым, расположить его к себе. Я, как и любой вожатый, стараюсь стать другом для ребенка, духовным наставником и это дало свои плоды.
Вожатский опыт и детские коллективы различного возраста (от 9 до 17 лет) очень положительно сказались на мне. Благодаря своей работе я стала лучше разбираться в людях, заново научилась доверять людям и завоевала детское доверие, стала более уверенной в себе, научилась контролировать свои эмоции, а самое главное, я определилась с тем, кем я должна быть и тем, кем хочу быть по жизни.
Как показали результаты исследования А. Н. Лутошкина, эмоционально-психологическая атмосфера ВДК обладает большей жизнерадостностью, а также более глубоким влиянием как на коллективные, так и на индивидуальные состояния.
По моему мнению, для расширения социального опыта и навыков коммуникабельности, каждому ребенку необходимо «прожить» маленькую, но все-таки жизнь в подобном коллективе. Такая разносторонняя и насыщенная деятельность, как деятельность ВДК в составе детских лагерей, позволяет реализовать себя, выступая инструментом социального воспитания.
Литература:
- https://studopedia.net/19_85910_teoriya-razvitiya-vdk-po-an-lutoshkinu.html
- Рахматов, А. И. Развитие детского коллектива в каникулярное время в летнем лагере / А. И. Рахматов. — Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 40–43. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/277/13963/ (дата обращения: 11.11.2022).
- https://studme.org/199578/pedagogika/vremennyy_detskiy_kollektiv_osnova_sotsialnogo_vospitaniya_detskom_ozdorovitelnom_lagere
[1] Советский психолог, специалист в области социальной и педагогической психологии, кандидат психологических наук, доцент
[2] В японской истории так назывались военные диктаторы, которые обладали реальной властью и управляли (в отличие от императора и его двора в Киото) Японией большую часть времени с 1192 года до реставрации Мейдзи, произошедшей в 1868 году
[3] Последняя царица эллинистического Египта из македонской династии Птолемеев (Лагидов)
[4] Русский педагог, писатель, основоположник научной педагогики в России.