Тестопластика как метод арт-терапии в коррекционной работе с дошкольниками с речевой патологией
Авторы: Чекулова Светлана Викторовна, Таринская Татьяна Александровна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
XXXVIII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, ноябрь 2022)
Дата публикации: 25.11.2022
Статья просмотрена: 197 раз
Библиографическое описание:
Чекулова, С. В. Тестопластика как метод арт-терапии в коррекционной работе с дошкольниками с речевой патологией / С. В. Чекулова, Т. А. Таринская. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXVIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 37-41. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/467/17585/ (дата обращения: 15.11.2024).
Авторами статьи представлено теоретическое и практическое обоснование эффективности использования приемов тестопластики в коррекционной работе с дошкольниками с речевой патологией.
Современные требования к уровню подготовленности дошкольников к школьному обучению вызывают необходимость коррекции системы образования детей с нарушениями речи. Одним из путей реализации этих изменений становится разработкановых педагогических технологий обучения и воспитания, комплексного и дифференцированного подхода к коррекционной работе , социальной адаптации и интеграции данной категории детей , это требует координации деятельности специалистов разных профилей.
Совершенствование коррекционно - развивающего воздействия требует использования таких педагогических технологий, которые способствуют гармоничному развитию личности, созданию психологической базы для последующего обучения и социальной адаптации дошкольников.
Арт-терапия — это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь на изобразительной и творческой деятельности.
Детская арт-терапия — это простой и эффективный способ коррекционной помощи, основанный на творчестве и игре.
Изучив различные коррекционные технологии, мы выбрали технологию тестопластики.
Работа с тестом — это своего рода определённые упражнения, влияющие на развитие тонких дифференцированных движений пальцев рук, общей координации, тактильных ощущений. Сама же продуктивная деятельность выступает как некое средство познания окружающей действительности, поэтому имеет немаловажное значение для развития речи.
В процессе использования данной технологии у дошкольниковвоспитываются такие качества, как самостоятельность и целенаправленность, усидчивость и настойчивость, умение довести работу до конца, аккуратность — все они слабо сформированы у детей с общим недоразвитием речи.
Для детей с повышенным или пониженным тонусом рук особенно полезна тестопластика — лепка из соленого теста, т. к. она способствует нормализации тонуса и активизации мелкой моторики. При лепке задействованы все десять пальцев, а также обе ладони. Происходит мощное воздействие на тактильные рецепторы. В процессе лепки из соленого теста у детей повышается сенсорная чувствительность (способность к тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций); развивается общая ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируются работа обеих рук, что играет положительную роль в развитии речи.
При включении в коррекционную работу стимуляции рецепторных зон кистей обеих рук усиливаются афферентные и тактильно-кинестетические ощущения. Стимуляцию осуществляют прижатием подушечек пальцев к предмету, имеющему поверхность заостренной формы с одновременным пропеванием звуков. При помощи метода тестопластики детьми изготовлены «аппликаторные слепки» своих ладоней с игольчатой поверхностью. Использование такого пособия, изготовленного собственными руками, на логопедических занятиях на этапе автоматизации звуков в слогах и словах, вызвало у детей более высокую мотивацию. Так же «апликаторный слепок» мы использовали в работе с детьми при формировании навыков правильного произношения слов различной слоговой структуры.
Применение готовых пособий из соленого теста в коррекционной работе предполагает множество вариантов их использования. Коррекционная работа может быть направлена на развитие произносительной стороны речи, увеличение и активизации словаря, развитие грамматических категорий, развития связной речи, фонетико-фонологических процессов, обучению детей грамоте. Задания и упражнения с применением тестопластики вызывают массу положительных эмоций у детей, и коррекционная работа проходит с высокой мотивацией.
Использование метода тестопластики плодотворно влияет на развитие связной речи детей. Дошкольники с удовольствием разыгрывают сценки из сказок, используя фигурки персонажей, сделанных из солёного теста. Так же можно изготовить атрибуты для сюжетно-ролевых игр (продукты питания, посуда, кукольная мебель, игрушки, украшения и др.)
Используя продукты своего труда, дети активно включаются в речевое общение, стараются правильно строить фразы, самостоятельно вести диалог, пересказывают сюжеты рассказов и сказок с элементами драматизации.
Детям стали лучше даваться графические диктанты и рисунки по клеточкам, что говорит об улучшении сформированности графо-моторных навыков.
Технология тестопластики способствует формированию потребности в общении, желании узнать новое. Дети делятся впечатлениями от результатов своего труда друг с другом, с родителями. В процессе работы проявляют творческие способности, интерес, развивается речь.
Использование приемов тестопластики в коррекционно-логопедической работе позволило нам повысить у дошкольников работоспособность, учебную мотивацию и за более короткое время достичь положительных результатов в коррекции речевых нарушений.
Литература:
- Аманатова М. М. Развитие фонематических процессов на логопедических занятиях Логопед в детском саду. — Nо 1. — 2007.
- Бачина О. В., Коробова Н. Ф Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6–8 лет : Практическое пособие для педагогов и родителей — М.:АРКТИ, 2006.
- Баронова В. В. Формирование навыков звуко — слогового анализа у дошкольников с речевыми нарушениямипосредством наглядной модели Логопедия. — Nо 3. — 2012.
- Баряева, Л. Б., Гаврилушкина О. П Игры — занятия с природным и рукотворным материалом: Методическое пособие. — СПб.: НОУ «СОЮЗ» , 2005.
- Гуськова А. А. Формирование словаря и связного высказывания детей с общим недоразвитием речина материале сказок Логопед. — 2008. — № 4.
- Синеглазова М. О. Удивительное соленое тесто. — М: Издательский Дом МСП, 2006.
Похожие статьи
Использование информационно-коммуникативных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста
В статье освещается проблема использования информационно-коммуникативных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста педагогами дошкольных учреждений, раскрывается роль мультимедийного оборудования в организации целостного образов...
Развитие мелкой моторики в конструктивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
В статье описываются затруднения в области мелкой моторики, возникающие у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. В качестве одного из педагогических средств развития мелкой моторики рассматривается конструктивная деятельность. Обос...
Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
В статье поднимается вопрос развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, рассказывается о значении дидактических игр для развития логических приемов умственных действий у дошкольников.
Роль наглядного моделирования в развитии связной речи у старших дошкольников
Статья посвящена изучению метода наглядного моделирования, используемого в развитии связной речи у старших дошкольников.
Применение музыкальной релаксационной терапии в семье в целях профилактики и коррекции психоэмоциональных нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возрастов
В докладе раскрывается суть психоэмоциональных нарушений и невротических расстройств детей дошкольного и младшего школьного возраста, обосновывается, что в качестве профилактики и коррекции подобных состояний в семье целесообразно применять музыкальн...
Дидактическая игра как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний о здоровом образе жизни
В данной работе рассматриваются теоретические и практические вопросы о дидактической игре как средстве формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний о здоровом образе. Было проведено исследование по формированию знаний о здоровом образе ...
Использование альтернативных средств обучения в формировании коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра
В статье освещается проблема обучения детей с расстройством аутистического спектра. Рассматриваются аспекты применения средств альтернативной коммуникации в коррекционной работе с детьми-аутистами.
Программа психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе игрового взаимодействия
В статье представлены результаты исследования эмоциональной, коммуникативной и познавательной сферы детей школьного возраста. Показана эффективность программы сопровождения детей с ОВЗ на основе игрового взаимодействия.
Похожие статьи
Использование информационно-коммуникативных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста
В статье освещается проблема использования информационно-коммуникативных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста педагогами дошкольных учреждений, раскрывается роль мультимедийного оборудования в организации целостного образов...
Развитие мелкой моторики в конструктивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
В статье описываются затруднения в области мелкой моторики, возникающие у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. В качестве одного из педагогических средств развития мелкой моторики рассматривается конструктивная деятельность. Обос...
Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
В статье поднимается вопрос развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, рассказывается о значении дидактических игр для развития логических приемов умственных действий у дошкольников.
Роль наглядного моделирования в развитии связной речи у старших дошкольников
Статья посвящена изучению метода наглядного моделирования, используемого в развитии связной речи у старших дошкольников.
Применение музыкальной релаксационной терапии в семье в целях профилактики и коррекции психоэмоциональных нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возрастов
В докладе раскрывается суть психоэмоциональных нарушений и невротических расстройств детей дошкольного и младшего школьного возраста, обосновывается, что в качестве профилактики и коррекции подобных состояний в семье целесообразно применять музыкальн...
Дидактическая игра как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний о здоровом образе жизни
В данной работе рассматриваются теоретические и практические вопросы о дидактической игре как средстве формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний о здоровом образе. Было проведено исследование по формированию знаний о здоровом образе ...
Использование альтернативных средств обучения в формировании коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра
В статье освещается проблема обучения детей с расстройством аутистического спектра. Рассматриваются аспекты применения средств альтернативной коммуникации в коррекционной работе с детьми-аутистами.
Программа психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе игрового взаимодействия
В статье представлены результаты исследования эмоциональной, коммуникативной и познавательной сферы детей школьного возраста. Показана эффективность программы сопровождения детей с ОВЗ на основе игрового взаимодействия.