Современные технологии познавательного развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Плыгунова, И. И. Современные технологии познавательного развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи / И. И. Плыгунова, М. С. Шатова, Н. В. Леонидова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXVIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 12-16. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/467/17586/ (дата обращения: 16.11.2024).



В настоящее время вопросам развития познавательной сферы детей дошкольного возраста уделяется все больше внимания. Это требует создания в образовательной практике определенных педагогических условий для включения детей в активную познавательно-исследовательскую деятельность.

В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно. Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлении, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или в игру.

Старший дошкольный возраст — важный этап в познавательном развитии личности. Самостоятельно или с помощью взрослого, делая свои открытия, ребенок усваивает эталоны, вырабатывает способы действий, свои правила поведения, приобретает опыт. Исследования, осуществляемые старшими дошкольниками, являются творческим процессом, со все более возрастающей долей интеллектуальной составляющей и самостоятельностью в выборе объекта исследования и способов его проведения.

Общее недоразвитие речи — это такая речевая патология, которая возникает у детей с первично сохранным интеллектом и слухом и выражается в недостаточной сформированности всех компонентов языковой системы.

Тяжёлые речевые нарушения имеют под собой физиологическую основу — поражение или дисфункцию определённых мозговых областей. Как следствие, возникают нарушения высших психических функций, в том числе мышления, что сказывается на развитии познавательных процессов детей.

Федеральный Закон № 273 «Об образовании в РФ» указывает на то, что образование призвано обеспечить не только, чтобы ребёнок вырос физически здоровым, сознательным членом общества, но и думающим, инициативным, способным на творческий подход к любому делу. Учитывая тенденции модернизации дошкольного образования в РФ, приоритетным направлением в деятельности современного ДОО является активизация познавательных интересов и формирование навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.

В настоящее время цифровое пространство окружающего нас мира стало неотъемлемой составляющей жизни ребёнка начиная с первых лет его жизни. Источником формирования мировоззрения ребёнка, его целостного представления о мире и месте человека в нём, становятся не только родители и ближайшее социальное окружение, но и медиаресурсы.

Цифровое пространство стирает привычные традиционные границы деятельности человека между трудом и отдыхом, между местом работы и пространством досуга. Размываются границы между отдельными профессиями и специальностями. Человек в современном мире вынужден применять свои профессиональные навыки во множестве смежных областей.

STEAM — один из ключевых трендов мирового образования, который представляет собой интегрированную среду обучения и позволяет показывать ребёнку, каким образом наука и искусство тесно переплетаются в повседневной жизни. Внедрение STEAM-образования помогает детям научиться ориентироваться в большом потоке информации и реализовывать полученные знания и навыки на практике, легко адаптируясь к современной жизни.

Ведущая составляющая STEАM-образования старших дошкольников — экспериментально-инженерная деятельность, построенная в игровой форме, где дети учатся конструировать, исследовать, считать, измерять, сравнивать, творить, в знакомых предметах определяют новые и неизвестные для себя свойства, направленная на развитие воображения и творческого потенциала.

В группах детей компенсирующей направленности МБДОУ д/с № 47 г. Белгорода реализуется адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи, вариативная часть которой представлена парциальной образовательной программой «Наустим — цифровая интерактивная среда».

Реализация данной программы в образовательной области «Познавательное развитие» предполагает работу с цифровой лабораторией «Наураша», которая позволяет детям познакомиться с физическими и химическими факторами окружающего мира через экспериментальную деятельность.

Лаборатория «Наураша» состоит из восьми модулей, каждый из которых посвящён отдельной теме: «Температура», «Свет», «Электричество», «Кислотность», «Магнитное поле», «Пульс», «Сила», «Звук». Модуль состоит из USB-датчика в виде божьей коровки и дополнительного оборудования для проведения экспериментов. Размещается мультимедийная лаборатория в мобильной стойке с лотками по тематике опытов. В комплекте с лабораторией поставляется программное обеспечение и брошюра с методическими рекомендациями.

Изучение предложенных тем в лаборатории может проводится в любом порядке. Однако рекомендовано начинать с наиболее знакомых детям величин: температура, свет, звук и т. д.

В процессе реализации программы с использованием цифровой лаборатории решаются следующие задачи:

— способствовать освоению детьми приемов экспериментально-исследовательской познавательной деятельности;

— создать условия для развития способности устанавливать причинно-следственные связи между объектами, выдвигать гипотезы и подтверждать их;

— содействовать развитию восприятия, логического мышления, речи дошкольников.

— воспитывать культуру совместной деятельности, формировать навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

На занятиях с цифровой лабораторией дети овладевают основами физики, приобщаются к таким компонентам культуры, как наука, научное знание, мышление и деятельность и этот социокультурный материал принимают, как духовное приобретение, как жизненно необходимый и важный элемент собственной культуры.

Дошкольники проводят экспериментально-исследовательскую деятельность в лаборатории самостоятельно или командой. Часть заданий построена на сравнении показателей, полученных в ходе проведения эксперимента. Также есть возможность настройки индивидуальной последовательности заданий внутри эксперимента и возможность повторить нужный эксперимент.

Практическая направленность таких занятий формирует способность использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни.

Таким образом, использование цифровой лаборатории «Наураша» как современной технологии организации познавательного развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР позволяет развивать у детей поисковую деятельность и интеллектуальную инициативу, формировать обобщенные способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности.

Литература:

  1. Абрамова, Я. А. Психолого-педагогические условия организации поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста: пособие / Я. А. Абрамова; под ред.И. С. Морозовой, О. Ф. Григорьевой. — Кемерово: МОУ ДОУ НМЦ, 2010.
  2. Дыбина, О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. — Москва: Сфера, 2005.
  3. Клопотова, Е. Е. Возрастные особенности развития познавательной активности в дошкольном возрасте / Е. Е. Клопотова, И. А. Самкова // Психолого-педагогические исследования. — 2017. — Т. 9. — № 2. — С. 25–37.
  4. НАУСТИМ — цифровая интерактивная среда: парциальная образовательная программа для детей от 5 до 11 лет / О. А. Поваляев [и др.]. — М.: Де’Либри, 2020.

Похожие статьи

Опыт работы по развитию речи дошкольников с общим недоразвитием речи посредством мультипликационной студии

Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Актуальные вопросы применения театрализованной деятельности как средства активизации речи у дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях детского сада

Теоретические основы развития фонематического восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня

Формирование предпосылок графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством комплексного взаимодействия специалистов

Результаты нейропсихологического изучения уровня сформированности неречевых предпосылок письма у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Коррекционная работа по формированию операций морфемного анализа у младших школьников с общим недоразвитием речи

Специфика диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Особенности социально-психологической готовности детей с общим недоразвитием речи к школе

Особенности коррекции фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Похожие статьи

Опыт работы по развитию речи дошкольников с общим недоразвитием речи посредством мультипликационной студии

Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Актуальные вопросы применения театрализованной деятельности как средства активизации речи у дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях детского сада

Теоретические основы развития фонематического восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня

Формирование предпосылок графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством комплексного взаимодействия специалистов

Результаты нейропсихологического изучения уровня сформированности неречевых предпосылок письма у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Коррекционная работа по формированию операций морфемного анализа у младших школьников с общим недоразвитием речи

Специфика диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Особенности социально-психологической готовности детей с общим недоразвитием речи к школе

Особенности коррекции фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи