Проблемы психологической подготовки и ступени их преодоления при обучении стрельбе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

XXXIX международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, декабрь 2022)

Дата публикации: 27.11.2022

Статья просмотрена: 25 раз

Библиографическое описание:

Метляева, А. С. Проблемы психологической подготовки и ступени их преодоления при обучении стрельбе / А. С. Метляева, С. В. Богдан. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 61-65. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/469/17601/ (дата обращения: 15.11.2024).



Данная статья посвящена вопросам, касающимся проблем, возникающих у курсантов в аспектах психологической подготовки и пути их преодоления. В работе сформулированы методы совершенствования развития и преодоления некоторых проблем, возникающих при обучении стрельбе.

Ключевые слова: психологические проблемы, стрельба, оружие, решение.

}}}

This article is devoted to issues concerning the problems that cadets face in aspects of psychological training and ways to overcome them. The paper formulates methods for improving the development and overcoming some of the problems that arise during shooting training.

Keywords. Psychological problems, shooting, weapons, solution.

Служба в государственной структуре связана в первую очередь с тем, чтобы сотрудник мог обладать всеми навыками и знаниями для эффективного выполнения задач, даже в сложных условиях. Для достижения высоких результатов в стрельбе из табельного оружия сотрудники должны иметь глубокие теоретические знания, хорошую техническую, тактическую и физическую подготовку, высокие морально-волевые и психологические качества. [1]

В институтах созданы кафедры боевой и физической подготовки, составлен учебно-методический план, а также разработаны специальные учебные пособия и иная литература. Но только теоретических знаний, умений владения оружием не всегда достаточно для эффективного поражения мишени. На дисциплине огневой подготовки изучается материальная часть оружия, теоретические основы стрельбы из стрелкового оружия, как правило на занятиях в классе огневой подготовки с использованием учебного оружия, приборов, действующих макетов, тренажеров, плакатов и других наглядных пособий. Приемы и правила стрельбы отрабатываются на учебных стрельбах, проводимых в стрелковом тире и на стрельбище. Особое внимание при этом обращается на усвоение каждым обучающимся принципов взаимодействия частей и механизмов оружия, правил и мер безопасности при обращении с оружия. [2]

Применение огнестрельного оружия является мимолетным и кратковременным событием, которое нередко сопровождается перестройкой психоэмоционального фона человека. Для того чтобы человек мог разумно совладать с сознанием и возникшей ситуацией, а также правильно расставить приоритеты при решении экстренных действий, не забывая минимизировать последствия, необходимо подготовиться к этому. Важно знать и учитывать реакцию на появление стрессовых ситуаций, оставаться в рациональном восприятии и при остром мышлении.

Важно учитывать, что без теоретических знаний в области огневой подготовки, приемов и правил стрельбы невозможно осуществлять ни одно действие, связанное с оружием. В экстремальных ситуациях необходима концентрированность и быстрота реакций сотрудника, расстановка его действий.

Основная проблема сотрудника при выполнении упражнений связана с отсутствием постоянных тренировок (т. е. выработке определенных действий), нарушений выполнения четкой последовательности. [3] В основе выработки навыка лежит сознательное многократное повторение действий (упражнение). При этом отрабатываемые приемы повторяются не механически, а постоянно усовершенствуются. В начале основное внимание уделяется правильности выполнения действий (в медленном темпе), затем скорости выполнения и, наконец, четкости исполнения в различных по степени сложности условиях. Нарушение данной последовательности может привести к появлению и закреплению ошибок, устранение которых в дальнейшем требует больших усилий. Таким образом, сотрудникам необходима относительно часто тренировать свои навыки в правильной последовательности.

Следующей проблемой при подготовке сотрудника и его организма к произведению любого выстрела из боевого оружия является страх ответственности перед законом. Поскольку каждое тренировочное занятие с боевым оружием проходит так, чтобы просто научить стрелять и попадать, то отсутствует возможность психологически помочь человеку справиться с тем, что его действия имеют последствия. То есть каждый стрелок, который находится не в учебной, а реальной экстремальной ситуации не всегда сможет сделать правильный выстрел или в принципе его сделать, поскольку в его мыслях, в его голове начинаются мгновенные размышления о том, что правильно ли он это сделал или нет, последует ответственность или нет. Описывая эту проблему, не стоит акцентировать внимание на самих нормативно-правовых актах. Здесь необходимо проводить максимально детальную подготовку человека, при любых условиях ведения стрельбы. Также необходимо дать понять сотруднику, что выстрел, который он производит в сторону противника — является правомерным и верным решением, в последствии чего он предотвратит преступление и уменьшит, в дальнейшем процент опасности в обществе.

Далее стоит обратить внимание на проблему в системе образования, на основе которого организуется работа с обучающимся стрелками. Речь идёт о том, что учебный план, в большинстве институтов и иных ведомственных образовательных организаций построен на выполнении одинаковых упражнений учебных стрельб. Но в практике применения огнестрельного оружия всегда есть такое условие, как подвижность и использование укрытий.

Нет сомнений в том, что в Министерстве обороны ярко применяется такая практика отработки боевых действий, но в то же время речь идёт о ведомственных структурах, а именно Федеральная служба исполнения наказаний. Ежедневно сотрудник сталкивается с риском опасности применения против него огнестрельного оружия и при не овладении такими навыками, как стрельба для перебежки, стрельба из укрытия и иные возникает психологическая преграда или иногда блокировка сознания при возникновении данных ситуаций.

Если говорить о решении данной проблемы, то необходимо детально пересмотреть учебный план по боевой и специальной подготовке, в рамках огневой подготовки и внести занятия по отработке вышеуказанных действия, но при этом не забывать о тщательном допуске к таким занятиям, который включает в себя знания мер безопасности при проведении стрельб, основные части и назначения применяемого оружия и его тактико-технические характеристики, при этом с опорой на действующее законодательство Российской Федерации.

Следующим методом, которым можно воспользоваться чтобы подготовить обучаемого к правильному и уверенному выстрелу и в целом в обращении с оружием, является психомышечная тренировка. Это один из разделов спортивной психологии, который позволяет научить мышцы человека правильно функционировать при каких-либо стрессовых для организма ситуациях. Изучая анатомию, можно обозначить, что легкие человека — это его мышцы, как и сердце человека тоже. Легкие работают так, чтобы организм человека всегда имел кислород внутри себя. А для качественной стрельбы человеку необходимо равномерное дыхание, а в некоторых случаях и использование такого приёма, как «задержка дыхания». [4, с 107]

Весь психомышечный тренинг в совокупности даёт сотрудникам привыкание человеческого организма к наиболее вероятным и эффективным тренировкам с огнестрельным оружием: дыхание равномерно, тремор рук отсутствует, взгляд и глаза привыкли к такому напряжению, а мозг сконцентрирован на цели, которую необходимо поразить. Это всё позволяет человеку без проблем и преград перед самим собой осуществить точный выстрел, а сотруднику выполнить поставленную задачу.

Таким образом, разобрав разные аспекты, проблемы, особенности и методики преодоления психологических тяжб при организации стрельб при максимально правильных выполнений тренировок, в последствии стрельб, качественный, детальный, профессиональный и многосторонний подход к процессу обучения. Данный процесс способен на сформирование базисной модели человеческого поведения при обращении с оружием, которой он сможет пользоваться всегда, что в последствии даст высокие показатели при стрельбе, а лицам, проходящим военную и государственную службу беспрепятственно поразить противника и выполнить поставленную задачу.

Литература:

  1. Психологическая подготовка спортсмена в стрелковом спорте [Текст]: методические рекомендации / сост. И. В. Нагорнов, Д. А. Сарайкин. — Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед.ун-та, 2017–43 с.
  2. Гофман А. А. Огневая подготовка в уголовно-исполнительной системе: учеб.- метод. пособие / под общ. ред. А. В. Воронкова. Владимир, 2011.
  3. Яковлев, А. Ю. Огневая подготовка для сотрудников, проходящих первоначальную подготовку в уголовно-исполнительной системе: учеб. пособие / А. Ю. Яковлев. — Псков: Псков. филиал Академии ФСИН России, 2019. — 36 с.
  4. Ахметов Р. С. Психологические особенности подготовки спортсменов/ Р. С. Ахметов. — Краснодар: Краснодарский университет МВД РФ, 2016. — 107 с.

Похожие статьи

Спортивная психология. Психологические методики в системе подготовки спортсменов к соревнованиям

В данной статье рассматриваются основные методики подготовки спортсмена перед соревнованиями. Раскрыта актуальность изучения и применения психологии. Рассматриваются ключевые моменты в области эмоциональной подготовки спортсмена.

Психологические проблемы развития личности в образовании

В статье рассмотрены важнейшие аспекты развития личности обучающегося в обучении в образовательной организации. Проанализированы главные проблемы, препятствующие развитию личности, а также предпосылки формирования системы ценностей и мотивов развития...

Проблема методов воспитания, психолого-педагогические требования к их использованию

В данной статье рассмотрены проблемы воспитания детей. Методы, их виды и упражнения. Указаны условия применения методов для гармоничного формирования личности детей.

Теоретические аспекты слабой успеваемости учащихся и способы ее устранения

В своей работе авторы рассматривают с различных сторон проблему слабой успеваемости школьников и возможные методы её устранения.

Выявление проблем развития физической культуры в современном мире и пути их решения

В статье авторы пытаются определить основные задачи, решение которых необходимо для улучшения развития физической культуры в современной России, и выявить меры, принятие которых повлияет на разрешение поставленных задач.

Современные методики определения уровня социально-психологической адаптации представителей субкультуры ролевиков

В данной работе представлен обзор методик отечественных и зарубежных учёных, направленных на оценку уровня адаптированности личности и стратегий адаптивного поведения. Рассмотрены критерии социально-психологической адаптации, положенные в основу мето...

К проблеме классификации и формирования понятий в области безопасности жизнедеятельности для школьников

Статья посвящена проблеме становления и классификации предметных понятий в области безопасности жизнедеятельности. На основе проведенного исследования выявлена и обоснована актуальность создания системы предметных понятий в школьном курсе «ОБЖ».

Педагогические условия формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается понятие «культура поведения», рассматривается вопрос об условиях формирования культуры поведения старших дошкольников.

Подходы к педагогической профилактике зависимого поведения школьников

В статье рассмотрены и проанализированы различные подходы к педагогической профилактике зависимого поведения школьников, а также методы и формы профилактической работы с учащимися в условиях образовательного процесса в школе

Основные аспекты безопасности в общеобразовательном учреждении

В статье рассмотрены проблемы безопасного пребывания в начальном образовательном учреждении, охарактеризованы меры безопасности школьников в процессе обучения. Автор акцентирует внимание на вопросе низкого уровня технического обеспечения школы. Предл...

Похожие статьи

Спортивная психология. Психологические методики в системе подготовки спортсменов к соревнованиям

В данной статье рассматриваются основные методики подготовки спортсмена перед соревнованиями. Раскрыта актуальность изучения и применения психологии. Рассматриваются ключевые моменты в области эмоциональной подготовки спортсмена.

Психологические проблемы развития личности в образовании

В статье рассмотрены важнейшие аспекты развития личности обучающегося в обучении в образовательной организации. Проанализированы главные проблемы, препятствующие развитию личности, а также предпосылки формирования системы ценностей и мотивов развития...

Проблема методов воспитания, психолого-педагогические требования к их использованию

В данной статье рассмотрены проблемы воспитания детей. Методы, их виды и упражнения. Указаны условия применения методов для гармоничного формирования личности детей.

Теоретические аспекты слабой успеваемости учащихся и способы ее устранения

В своей работе авторы рассматривают с различных сторон проблему слабой успеваемости школьников и возможные методы её устранения.

Выявление проблем развития физической культуры в современном мире и пути их решения

В статье авторы пытаются определить основные задачи, решение которых необходимо для улучшения развития физической культуры в современной России, и выявить меры, принятие которых повлияет на разрешение поставленных задач.

Современные методики определения уровня социально-психологической адаптации представителей субкультуры ролевиков

В данной работе представлен обзор методик отечественных и зарубежных учёных, направленных на оценку уровня адаптированности личности и стратегий адаптивного поведения. Рассмотрены критерии социально-психологической адаптации, положенные в основу мето...

К проблеме классификации и формирования понятий в области безопасности жизнедеятельности для школьников

Статья посвящена проблеме становления и классификации предметных понятий в области безопасности жизнедеятельности. На основе проведенного исследования выявлена и обоснована актуальность создания системы предметных понятий в школьном курсе «ОБЖ».

Педагогические условия формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается понятие «культура поведения», рассматривается вопрос об условиях формирования культуры поведения старших дошкольников.

Подходы к педагогической профилактике зависимого поведения школьников

В статье рассмотрены и проанализированы различные подходы к педагогической профилактике зависимого поведения школьников, а также методы и формы профилактической работы с учащимися в условиях образовательного процесса в школе

Основные аспекты безопасности в общеобразовательном учреждении

В статье рассмотрены проблемы безопасного пребывания в начальном образовательном учреждении, охарактеризованы меры безопасности школьников в процессе обучения. Автор акцентирует внимание на вопросе низкого уровня технического обеспечения школы. Предл...