Использование цифровой лаборатории «Наураша» в работе с детьми старшего дошкольного возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

XXXIX международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, декабрь 2022)

Дата публикации: 29.11.2022

Статья просмотрена: 494 раза

Библиографическое описание:

Ярикова, Н. Е. Использование цифровой лаборатории «Наураша» в работе с детьми старшего дошкольного возраста / Н. Е. Ярикова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 24-30. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/469/17605/ (дата обращения: 16.11.2024).



Наураша — необычное слово,

Это познание — снова и снова.

В лаборатории ребята наблюдают,

Задания трудные выполняют,

Делают выводы и рассуждают!

И вот он истины момент,

У дошколят получился эксперимент!

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.

Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.

Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества [2].

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=cefde0ab64a188941deaa57df73fb4d1_l-5175041-images-thumbs&n=13

Каждого из нас не раз ставили в тупик непростые детские вопросы, а также возникали мысли, как правильно на них ответить, чтобы это было увлекательно, познавательно, грамотно с научной точки зрения.

«Наураша в стране Наурандии» — это игровой мультимедийный продукт для дошкольников, с использованием датчиков в качестве контроллеров. В игровой форме вместе с главным героем дети учатся понимать природу света и звука, измерять температуру, знакомятся с чудесами магнитного поля, меряются силой, заглядывают в загадочный мир кислотности, узнают о пульсе.

Мальчик Наураша — маленький гений, исследователь, ровесник игроков, увлеченный желанием познавать мир, который переносит в удивительную страну Наурандию — Цифровую Лабораторию, где с помощью датчика «Божья Коровка» дети проводят исследования, узнают и почувствуют то, что нельзя увидеть глазами. Переживаемые при этом положительные эмоции, удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых — закладывают у детей первые крупинки уверенности в своих силах, побуждают к новому поиску знаний [1].

Новые современные возможности инициируют педагогов к решению образовательных задач разными путями, один из которых — применение интерактивного оборудования и интерактивных игр.

Поэтому, наш детский сад «Улыбка» п. Малиновский в дополнительном образовании в виде кружка использует цифровую лабораторию «Наураша» для организации экспериментальной деятельности.

Цель программы кружка: Формирование у детей 5–7 лет познавательно-исследовательской активности, самостоятельности, любознательности, способности к логическому мышлению при совершении новых открытий.

Задачи программы кружка:

Образовательные (обучающие):

– Обучать приемам опытно-исследовательской деятельности;

– Учить находить причинно-следственные связи, ставить задачи, планировать деятельность, оценивать и анализировать полученный результат;

– Способствовать формированию начальных представлений из области живой природы, математики, естествознания; о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Развивающие:

– Развивать умения рассуждать, высказывать свои предположения при решении проблемных ситуаций, делать выводы, принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;

Развивать мыслительные операции, связную диалогическую и монологическую речь, логическое мышление, память.

Воспитательные:

– Воспитывать культуру совместной деятельности, навык сотрудничества;

Воспитывать эмоциональную отзывчивость, любознательность, инициативность.

Учебный план программы кружка включает теоретические и практические занятия: теоретическая часть — беседы; просмотр презентаций, обучающих мультфильмов; показ педагога, рассматривание, объяснение; практическая работа — совместное, либо самостоятельное выполнение заданий на развитие исследовательских способностей детей.

Работа с родителями выстраивается на основе просветительской работы по календарному учебному плану в виде консультаций, рекомендаций, наглядных материалов, заседаний в онлайн формате для привлечения родителей к созданию условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на занятиях [3].

Для диагностики уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью используется методика Л. Н. Прохоровой.

Диагностика проводится 2 раза в год (в октябре и в мае), она позволяет более точно отобразить уровень овладения знаниями и умениями экспериментальной деятельности ребенка, предоставляет возможность проследить даже незначительную динамику в его развитии, увидеть дальнейшие перспективы и спланировать развивающую работу в соответствии с реальными потребностями ребенка.

Планируемые результаты программы кружка:

– Развитие личностных характеристик воспитанников (проявление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и др.).

– Повышение уровня развития любознательности; исследовательских умений и навыков детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);

– Углубление и расширение знаний детей о живой и неживой природе;

– Совершенствование речевого развития старших дошкольников (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);

– Развитие личностных характеристик воспитанников (проявление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и др.);

– Развитие навыков безопасного экспериментирования.

– Формирование интереса к компьютерным игровым обучающим программам.

C:\Users\pc\OneDrive\Рабочий стол\IMG_3613.jpg

Особой формой организации дошкольников в нашей лаборатории является игра, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир. Обучающий материал, который преподносится ребенку в игре, усваивается быстрее, легче и дает более высокие результаты.

Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения и ни в коей мере не дублирует школьных форм обучения.

Переживаемые при этом положительные эмоции, удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых — закладывают у детей первые крупинки уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний.

Лаборатория «Наураша в стране Наурандии» помогает детям реализовать себя во многих областях, и при переходе в начальную школу ребенок может уверенно показать себя как человека инициативного, самостоятельного, умеющего ставить цели, задачи, реализовать их и отвечать за свои действия [3].

Литература:

1. «Открытия дошкольников в стране Наурандии: Практическое руководство/ под науч. ред. И. В. Руденко». — Тольятти, 2015. — 87 с.

2. Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования. — Спб.: ООО «Издательство «Детство Пресс», 2015.

3. Шутяева, Е. А. «Наураша в стране Наурандии. Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников. Методическое руководство для педагогов»/ Е. А. Шутяева. — М.: издательство «Ювента», 2015. — 76 с.

Похожие статьи

Использование интерактивной приставки Mimio в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Использование техники «батик» в ДОУ при работе с детьми старшего дошкольного возраста

Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности (рисование)

Использование интеллект-карт в организации работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста

Использование нетрадиционных методов рисования в работе с детьми дошкольного возраста

Использование ТРИЗ-технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Использование мягких модулей в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста

Использование нестандартного оборудования в работе с детьми начальных классов с задержкой развития речи

Использование технологии буктрейлера в историческом краеведении с детьми старшего дошкольного возраста

Использование мозаики-конструктора «Весёлая стройка» в образовательной работе с дошкольниками

Похожие статьи

Использование интерактивной приставки Mimio в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Использование техники «батик» в ДОУ при работе с детьми старшего дошкольного возраста

Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности (рисование)

Использование интеллект-карт в организации работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста

Использование нетрадиционных методов рисования в работе с детьми дошкольного возраста

Использование ТРИЗ-технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Использование мягких модулей в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста

Использование нестандартного оборудования в работе с детьми начальных классов с задержкой развития речи

Использование технологии буктрейлера в историческом краеведении с детьми старшего дошкольного возраста

Использование мозаики-конструктора «Весёлая стройка» в образовательной работе с дошкольниками