Стили воспитания в семье и их влияние на формирование личности дошкольников
Авторы: Кузьминых Галина Сергеевна, Югова Елена Станиславовна, Веткина Ирина Анатольевна, Леонтьева Ксения Николаевна, Чернигова Екатерина Ивановна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
XXXIX международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, декабрь 2022)
Дата публикации: 04.12.2022
Статья просмотрена: 267 раз
Библиографическое описание:
Стили воспитания в семье и их влияние на формирование личности дошкольников / Г. С. Кузьминых, Е. С. Югова, И. А. Веткина [и др.]. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 16-20. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/469/17620/ (дата обращения: 23.11.2024).
Семья является самой важной социальной средой для развития ребёнка. В каждой семье существуют свои правила и нормы, свои обычаи. Именно в родительской семье ребенок ищет объекты для подражания, учится общению, оценивает реакцию окружающих его людей на свои поступки и таким образом может выстраивать линию поведения. В ситуациях, когда отсутствует пример, ребенок не может оценить ни свое, ни чужое поведение, он растерян и не понимает, какими личностными качествами могут обладать другие люди, не понимает базовых норм морали. Вследствие чего у него возникают проблемы с социумом [2].
По мере взросления, приобретенные ребёнком в детстве моральные, нравственные и духовные качества никуда не уходят. Это фундамент, опираясь на который взрослый человек будет выстраивать свой жизненный путь, именно этими качествами он будет руководствоваться, делая свой личный выбор [5].
Впечатления, полученные ребенком в детстве, будут определять его дальнейшую жизнь и жизненный уклад, так как именно в семье усваиваются и закрепляются традиции, полученные от старшего поколения, этот опыт невидимой нитью тянется на протяжении многих веков.
Средой развития для психического, физического, интеллектуального и эмоционального здоровья ребёнка так же является семья. Семья для ребёнка — это самый ближайший круг общения, в котором он учится взаимодействовать со внешним миром. Одну из ведущих ролей в жизни ребёнка при становлении его как личности играют его родители. Влияние родителей на личностное развитие ребёнка носит многоплановый характер [4].
В дошкольном возрасте ребёнок эмоционально привязан своим к родителям (особенно к матери), у него очень большая потребности в любви, уважении, признании [8]. В дошкольном возрасте ребенок плохо ориентируется во всех тонкостях межличностного общения, ему с трудом даётся осознание причин конфликтов между родителями, затруднения так же вызывает и выражение собственных чувств и переживаний. Учитывая сильный эмоциональный контакт с родителями, ребёнок воспринимает конфликты в семье как опасное событие, угрожающее его жизни. В большинстве случаев малыш думает, что он виновник конфликта, сделал что-то не так, он «плохой», поскольку осознать истинную причину конфликта пока не может. Таким образом, частые конфликтные ситуации в семье, между родителями формируют у детей постоянное чувство беспокойства и эмоционального напряжения, что в свою очередь может развить у ребёнка низкую самооценку либо стать источником психического расстройства.
Психическое здоровье или нездоровье ребенка на прямую связано со стилем родительского воспитания и зависит от характера взаимоотношений в семье.
Педагоги и психологи выделяют следующие стили родительского воспитания: [1, 6, 7].
- Авторитарный стиль — все решения принимают только родители, ребёнок же в свою очередь должен беспрекословно следовать их воле.
Родители очень жёстко ограничивают свободу и самостоятельность ребенка, не считают нужным аргументировать свои требования. Любое несоответствие с мнением родителей сопровождается санкциями в отношении ребёнка и физическими наказаниями.
При таком стиле воспитания у ребёнка формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием. Такие отношения исключают душевную близость с ребёнком, поэтому дети из таких семей не испытывают чувства привязанности к родителям. Они воспринимают окружающий мир как враждебную среду, всегда напряжены и подозрительны [6].
- Демократический стиль — родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями.
Родители требуют от своих детей осмысленного поведения и стараются им помочь, прислушиваются к их просьбам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.
- Попустительский — ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми. Ребёнок предоставлен сам себе.
Становясь более взрослыми, такие дети конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность.
- Хаотический стиль (непоследовательное руководство) — это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями.
Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию. Ребёнок не всегда понимает, что от него хотят.
При таком воспитании не формируются самоконтроль и чувство ответственности, отмечаются незрелость суждений, заниженная самооценка.
- Опекающий стиль (гиперопека, концентрация внимания на ребенке) — стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители ограничивают самостоятельное поведение ребенка, тревожатся, что с ним может что-то произойти.
Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у ребенка, с другой — к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости. [3].
Нормальная семейная атмосфера — основа формирования личности.
Для этого необходимо:
— осознание родителями своего долга и чувства ответственности за воспитание детей, основанного на взаимном уважении отца и матери, постоянном внимании к учебной, трудовой и общественной жизни, помощь и поддержка в больших и малых делах, в бережном отношении к достоинству каждого члена семьи, постоянном взаимном проявлении такта;
— организация жизни и быта семьи, в основе которой лежит равенство всех членов, привлечение детей к решению хозяйственных вопросов жизни семьи, ведению хозяйства, к посильному труду;
— в разумной организации отдыха в участии в спортивных и туристских походах, в совместных прогулках, чтении, прослушивании музыки, посещении театра и кино;
— взаимная принципиальная требовательность, доброжелательный тон в обращении, задушевность, любовь и жизнерадостность в семье.
Влияние семьи на развитие личности разнообразно в зависимости от стиля взаимодействия, индивидуальных качеств членов семьи. Именно семья, прежде всего, призвана удовлетворить потребность своих членов в признании, уважении, оказать эмоциональную поддержку, психологическую защиту. К сожалению, далеко не всегда и не каждая семья оказывается способной выполнить в достаточной мере эти важные функции.
Каждый родитель сам выбирает те методы воспитания, с помощью которых он будет воспитывать своего ребенка. Порой осознавая последствия, а порой нет.
Литература:
- Беседин, А. Н. Книга практического психолога [Текст] / А. Н. Беседин, И. И Липатов. — Харьков: Психо, 2016. — 145 с.
- Волков, Б. С., Волкова Н. В. Психология развития человека. М.: Академический проспект, 2004.-224 с.
- Захаров, А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. — М., Просвещение 1993.- 192 с.
- Крайг, Г. Психология развития. — СПб., 2002.-940 с.
- Лесгафт, П. Ф. Семейное воспитание ребенка. — ИГ Лениздат, 2014. -224 с.
- Нещерет, Т. В. Влияние взаимоотношений в семье на межличностные связи ребенка. Автореф. дис... канд. психол. наук. Л., 1980.- С. 8–13.
- Петровский, А. В. Дети и такт семейного воспитания. — М.: Педагогика, 1988. — 60 с.
- Титаренко, В. Я. Семья и формирование личности. — М., 1987.-351 с.
- Широкова, Г. А Справочник дошкольного психолога [Текст]/ Г. А Широкова. — Ростов — на — Дону.: Феникс, 2011.- 384с.