Анализ зарубежного и отечественного опыта реализации педагогического сопровождения в условиях образовательного пространства колледжа
Автор: Фролов Виталий Николаевич
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
XXXIX международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, декабрь 2022)
Дата публикации: 13.12.2022
Статья просмотрена: 344 раза
Библиографическое описание:
Фролов, В. Н. Анализ зарубежного и отечественного опыта реализации педагогического сопровождения в условиях образовательного пространства колледжа / В. Н. Фролов. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 57-61. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/469/17635/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье авторами приводится сравнительный анализ отечественной и зарубежной практики реализации педагогического сопровождения в рамках образовательного пространства колледжа.
Ключевые слова: педагогическое сопровождение, зарубежная и отечественная практика сопровождения студентов.
Термин «педагогическое сопровождение» вошел в отечественный научный оборот достаточно недавно, он представляет собой понятие широкого значения. Как отмечает ряд исследователей, среди которых Александрова Е. А., сопровождение можно охарактеризовать умением студента самостоятельно решать свои задачи и сопровождением индивидуального развития студента преподавателем [3]. Основной целью педагогического сопровождения в образовательном пространстве колледжа выступает создание и развитие образовательной среды, которая способна содействовать успешному обучению, развитию и саморазвитию студента. Также, сравнительный анализ научных источников демонстрирует превалирование психологического, медико-психологического, социально-педагогического и педагогического аспектов в рамках разветвления педагогического сопровождения в образовательной среде.
В зарубежной литературе «педагогическое сопровождение» воспринимается как помощь в индивидуальном развитии студента, например, в сложной жизненной ситуации, феномен чаще имеет психологический контекст (К. Валстром, К. Маклафлин, П. Зваал, Д. Романе и др.) [5], как и идеи гуманистического подхода, сохраняющие ярко выраженные психологические основы. В США педагогическая поддержка сопоставима с консультированием; в Англии сущность сопровождения будет видоизменяться в зависимости от ситуации: тьюторство, помощь в ситуации выбора; в Австралии акцент сводится к коучингу, который направлен на содействие в направлении позитивных личностных изменений; в Голландии система психолого-педагогической помощи студента ориентирована на решение задач в вопросах выбора профессионального пути. Несмотря на кажущееся разнообразие видов деятельности можно проследить, что акцент сведен к сущности работы психологов, в частности на поддержку в трудной жизненной ситуации.
Отталкиваясь от зарубежных идей, лежащих в основе педагогического сопровождения можно отметить, что социально-психологическая служба колледжей в отечественной системе образования, также успешно развивалась в конце XX начале XXI вв., в рамках которой раскрывалась идея концепции психологического сопровождения личности обучающегося при взаимодействии педагога-психолога и социального педагога, педагогических работников образовательной организации в кооперации с законными представителями студента.
Размышляя о педагогическом сопровождении с точки зрения психолого-педагогической составляющей, можно отметить, что есть схожие черты в зарубежной и отечественной практике, но при этом важно, что в отечественной практике психологическая составляющая не является основополагающей и ей уделяется несколько меньшее значение, нежели в зарубежной практике. Это связано с подъемом в 50-х гг. XX века в ряде стран (Германии, Канаде, Норвегии, США, Японии и др.) комплексного психологического сопровождения студентов и их семей с различными медицинскими диагнозами (К. Гильберг, Э. Ритво и др.), в которых актуализированы развивающие и терапевтические технологии. Социально-педагогическое сопровождение подростков с особыми образовательными потребностями осуществляется с опорой на принцип интеграции, благодаря чему у студента с ограниченными возможностями здоровья имеется возможность выбора в выстраивании траектории развития [2].
Если обратиться к выдающимся успехам в вопросе эффективной организации педагогического сопровождения в последние два десятилетия за рубежом можно выделить опыт Финляндии. Там студенты получающие среднее образование и образование второй ступени демонстрируют высокий уровень знаний и оказываются в числе первых по таким предметам, как математика, естественные науки и чтение. Отличительная черта системы образования Финляндии отсутствие системы стандартизации и выделения «важных / не важных» учебных предметов. У них очень широкий взгляд на образование и предметы, которые изучают студенты, а также важно отметить, что они отказались от стандартизированного контроля успеваемости. Еще одной отличительной особенностью педагогического сопровождения Финляндии является то, что у студентов отсутствуют обостренные проблемы ввиду того, что, выявляя трудности студента, преподавательский состав совместно с администрацией старается скорее помочь и поддержать студентов в возникших затруднениях [1].
В свете идей конструктивистского и компетентностного подходов можно выделить барьер присущий отечественной практике, который не встречается в зарубежной практике педагогического сопровождения — барьер коммуникативной замкнутости, препятствующий в настоящее время развитию эффективных форм педагогического сопровождения. Также интересен анализ особенностей конструктивистского подхода в рамках профессионального образования в Германии, проведенный Д. А. Тороповым. Его сущность заключается в том, что за счет создания уникальных учебных полей у студента появляется возможность создавать, конструировать свое собственное понимание окружающего, собственную учебную среду. В ней преподаватель не лектор, а консультант, эффективно организующий образовательную среду, широко использующий мультимедийные технологии. В системе «преподаватель-обучающийся» в рамках конструктивистского подхода характер отношений формальный, где педагогическое сопровождение приобретает тенденции «технологического обслуживания». И. А. Зимняя и А. В. Хуторской в своих работах отмечали проявление аналогичных характеристик в педагогическом сопровождения в рамках отечественной системы профессионального образования [4].
Педагогическое сопровождение имеет колоссальное значение в академическом и профессиональном развитии студентов. Как демонстрирует опыт ряда европейских стран педагогическое сопровождение и своевременная поддержка студентов способствуют повышению мотивации к обучению, заинтересованности в развитии в рамках будущего профессионального поля, снижает уровень неуспеваемости и «забрасывания» обучения.
В большинстве зарубежных источников практика педагогического сопровождения трактуется с точки зрения психологического аспекта, как помощь в индивидуальном развитии студента, может выступать в качестве консультирования и психолого-педагогической поддержки консультативной службы организации, может принимать форму тьюторства, помощь в ситуации выбора, иногда акцент может смещаться на коучинг или психолого-педагогическую помощь и поддержку студента, например, в выборе профессионального пути.
В отечественную практику феномен педагогической поддержки и педагогического сопровождения вошли относительно недавно, но с уверенностью можно говорить о том, что обновление нормативной базы, изменение роли современного преподавателя в российском обществе способствуют эффективному развитию данного феномена.
Педагогическое сопровождение в отечественной и зарубежной практике подразумевает индивидуальный подход в преподавании и изучении, также в качестве точки соприкосновения можно выделить его интенцию в направлении развития стремлений студента. Подходы к реализации педагогического сопровождения могут различаться от ситуации, умений сопровождающего, потребностей сопровождаемого, но их цель всегда будет направлена на оказание необходимой помощи и поддержки студенту в его учебном и личностном развитии.
Литература:
- Адаскина, А. А. Психолого-педагогическое сопровождение школьников в системе образования Финляндии / А. А. Адаскина. — Текст: непосредственный // Современная зарубежная психология. — 2022. — № 3. — С. 8–16;
- Атван, С. Социально-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями в Англии, России, Иордании: специальность 13.0.01 «общая педагогика, история педагогики и образования»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Атван С.; Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. — Санкт-Петербург, 2005. — 199 c. — Текст: непосредственный;
- Сильченкова, С. В. Формы и направления педагогического сопровождения / С. В. Сильченкова. — Текст: электронный // Электронный научно-практический журнал «Современные научные исследования и инновации»: [сайт]. — URL: https://web.snauka.ru/issues/2013/10/27827 (дата обращения: 07.12.2022);
- Торопов, Д. А. Инновации в профессиональном образовании германии / Д. А. Торопов. — Текст: непосредственный // Педагогика. — 2012. — № 8. — С. 113–120;
- Ульянова, И. В. Воспитательная система формирования гуманистических смысложизненных ориентаций школьников: монография / И. В. Ульянова. — М.: Российский новый университет, 2015. — 286 c. — Текст: непосредственный.
Ключевые слова
педагогическое сопровождение, зарубежная и отечественная практика сопровождения студентовПохожие статьи
Использование интерактивных технологий в процессе формирования профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации
В статье представлены сущность и основные показатели сформированности профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации. На основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики авторами предс...
Проектные технологии в формировании межкультурной коммуникативной компетенции на уроках английского языка
В данной статье рассматриваются проектные технологии как средства развития и формирования межкультурной коммуникативной компетенции на уроках английского языка на примере преподавания как в городской, так и в сельской школе, основываясь на методике с...
Ситуационная методика обучения в формировании иноязычной письменной компетенции
В статье рассматриваются концептуальные возможности ситуационной методики обучения и эффективность ее применения в практике обучения деловой письменной речи на иностранном языке (английском) студентов неязыковых специальностей на материале аутентично...
Роль ИКТ в реализации принципа личностно-ориентированного обучения в условиях современного вуза
В статье автором определяется роль современных информационно-коммуникационных технологий в процессе реализации принципов личностно-ориентированного подхода при обучении студентов иностранному языку в неязыковом вузе.
Особенности личностно ориентированного образования в вузе: формы реализации, особенности, проблемы
Автор представляет обзорную статью в виде реферата, затрагивающую вопросы личностно-ориентированного подхода в обучении студентов высших учебных заведений.
Реализация образовательных моделей школы: управленческие подходы и механизмы
Авторы представляют опыт разработки и реализации в школе образовательных моделей с целью решения актуальных проблем школы и достижения целей современного образования. На примере инженерных классов описаны подходы к построению учебного плана и плана в...
Технологии формирования гражданской идентичности обучающихся колледжа
В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». В работе предлагается авторский взгляд на подбор технологий в процессе воспитания гражданской идентичности обучающихся...
Анализ зарубежного опыта повышения экологической грамотности в контексте обучения географии
В статье рассмотрены оригинальные способы изучения экологической тематики в школьном курсе географии в некоторых зарубежных странах, проанализировано сравнение с российским экологическим просвещением.
Опыт применения зарубежной практики управления в профессиональной образовательной организации
В статье поднимается проблема интегрированного образования среднем профессиональном образовании Российской Федерации. Исследуется вопрос перенятия опыта зарубежной практики управления в российское образование. Исследование поднятого вопроса требует г...
Целеполагание как основа становления обучающихся гражданами государства
В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». Методологической основой материалов статьи является системный подход к управлению образованием. В работе предлагается ...
Похожие статьи
Использование интерактивных технологий в процессе формирования профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации
В статье представлены сущность и основные показатели сформированности профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации. На основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики авторами предс...
Проектные технологии в формировании межкультурной коммуникативной компетенции на уроках английского языка
В данной статье рассматриваются проектные технологии как средства развития и формирования межкультурной коммуникативной компетенции на уроках английского языка на примере преподавания как в городской, так и в сельской школе, основываясь на методике с...
Ситуационная методика обучения в формировании иноязычной письменной компетенции
В статье рассматриваются концептуальные возможности ситуационной методики обучения и эффективность ее применения в практике обучения деловой письменной речи на иностранном языке (английском) студентов неязыковых специальностей на материале аутентично...
Роль ИКТ в реализации принципа личностно-ориентированного обучения в условиях современного вуза
В статье автором определяется роль современных информационно-коммуникационных технологий в процессе реализации принципов личностно-ориентированного подхода при обучении студентов иностранному языку в неязыковом вузе.
Особенности личностно ориентированного образования в вузе: формы реализации, особенности, проблемы
Автор представляет обзорную статью в виде реферата, затрагивающую вопросы личностно-ориентированного подхода в обучении студентов высших учебных заведений.
Реализация образовательных моделей школы: управленческие подходы и механизмы
Авторы представляют опыт разработки и реализации в школе образовательных моделей с целью решения актуальных проблем школы и достижения целей современного образования. На примере инженерных классов описаны подходы к построению учебного плана и плана в...
Технологии формирования гражданской идентичности обучающихся колледжа
В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». В работе предлагается авторский взгляд на подбор технологий в процессе воспитания гражданской идентичности обучающихся...
Анализ зарубежного опыта повышения экологической грамотности в контексте обучения географии
В статье рассмотрены оригинальные способы изучения экологической тематики в школьном курсе географии в некоторых зарубежных странах, проанализировано сравнение с российским экологическим просвещением.
Опыт применения зарубежной практики управления в профессиональной образовательной организации
В статье поднимается проблема интегрированного образования среднем профессиональном образовании Российской Федерации. Исследуется вопрос перенятия опыта зарубежной практики управления в российское образование. Исследование поднятого вопроса требует г...
Целеполагание как основа становления обучающихся гражданами государства
В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». Методологической основой материалов статьи является системный подход к управлению образованием. В работе предлагается ...