Развитие функциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через технику «друдлы»
Авторы: Кузьмина Светлана Николаевна, Халезова Алла Вениаминовна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
XL международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, декабрь 2022)
Дата публикации: 19.12.2022
Статья просмотрена: 702 раза
Библиографическое описание:
Кузьмина, С. Н. Развитие функциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через технику «друдлы» / С. Н. Кузьмина, А. В. Халезова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XL Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 1-10. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/471/17658/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье авторы показывают взаимосвязь между воображением и развитием творческого рассказывания через технику «друдлы».
Ключевые слова: друдлы, дети, воображение, творчество, речь.
Актуальность и практическая значимость.
Одна из основных задач ФГОС — это формирование функциональной грамотности у дошкольников. Важным компонентом функциональной грамотности является креативное мышление и творческое воображение. Из разных форм развития креативного мышления дошкольников была выбрана техника «друдлы».
Друдлы развивают речь ребёнка во время игры, повышают мыслительную деятельность, стимулирует пространственное мышление, познавательную активность детей. Они заставляют мозг перебрать большое количество информации, чтобы соотнести образ, с изображением на картинке. В результате занятий с применением друдлов, у детей с нарушениями речи снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается логика мышления, речевая активность. Использование техники «друдлы» помогает детям мыслить нестандартно, с разных точек зрения, находить новые пути достижения цели, развивать воображение и творческое рассказывание.
Работа над составлением творческого рассказывания с помощью техники «друдлы» помогает детям с тяжелыми нарушениями речи (дальше ТНР) легче придумывать рассказы, использовать накопленный опыт, представления об окружающем мире, включать предметы, явления и события в новые ситуации.
Обследование связной речи по методике В. П. Глухова показало, что у детей с ТНР нарушена связность и последовательность изложения, отмечаются смысловые и лексико-грамматические ошибки, неумение подбирать нужные слова, придумывать новые сюжеты, использовать собственный опыт при составлении творческих рассказов. В рассказах детей преобладают простые перечисления предметов или действий, тексты составляются по наводящим вопросам педагога
Особенно сложным видом связного высказывания для детей с ТНР является творческое рассказывание. Творческие рассказы — это рассказы о вымышленных событиях, составляются детьми при опоре на воображение.
Таким образом, для развития воображения и речи детей с ТНР была использована техника «друдлы».
Друдлы стали популярны в США после того, как американский комик Роджер Прайс в 1953 году издал книгу «друдлы» с собранием простых картинок, смысл которых нужно придумать самому и использовал друдлы в качестве развлечения для публики.
Друдл — это графическая головоломка, задача, которую необходимо додумать или дорисовать. Английское слово «друдлы» обозначает каракули, рисунок, загадка. Друдлы желательно рисовать черным карандашом или фломастером на белой бумаге. Этот фон наиболее благоприятный для развития воображения и фантазии.
Смысл «друдлов» — придумать как можно больше вариантов видения картинки, где правильного ответа просто не существует.
Самая главная цель: «Учиться видеть необычное в обычном».
Цель: развитие функциональной грамотности детей через технику «друдлы».
Задачи:
– развивать творческое воображение, образное мышление;
– укреплять связь между воображением и речью;
– развивать творческое рассказывание;
– развивать зрительное восприятие, внимание, память;
– закреплять навыки позитивного взаимодействия и сотрудничества между детьми.
Данная разработка направлена на целевую группу детей старшего дошкольного возраста с ТНР.
Реализация разработки осуществлялась в несколько этапов.
- Подготовительная работа. Игры на развитие воображения: «Чудо-фигуры», «Чудесные насекомые», «На что похожи облака?», «Кляксы».
- Знакомство с друдлами. Игры «Перевертыши», «Волшебные линии», «Подарки для куклы», «На что похожи пробки?» «Придумай свои друдлы».
- Развитие фразовой речи. Игра «О чем говорят друдлы»
- Составление творческого рассказа. Игра «Дорисуй и придумай историю» («Волшебный лес», «Я путешественник», «Мир животных», «Космос» и др.)
- Подготовительная работа.
На этом этапе были подобраны игры на развитие воображения.
Цель : самостоятельное создание новых образов и накопление словаря детей.
Игра «Чудо фигуры».
Детям предлагается лист бумаги с несколькими одинаковыми геометрическими фигурами (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники).
Задание. Превратить (дорисовать) фигуры в картинки.
Рис. 1
Игра «Чудесные насекомые».
Детям предлагается лист бумаги с разными фигурами.
Задание. Превратить (дорисовать) геометрические фигуры в разных насекомых, можно придумать своих насекомых и дать им название.
Рис. 2
- Знакомство с друдлами.
Цель: использование накопленного опыта для создания новых образов.
Игра «Перевертыши» (ДРУДЛЫ).
Детям предлагаются карточки-друдлы (12 штук).
Задание. Выберите карточку с изображением друдла. Рассмотрите ее, поворачивайте любой стороной и называйте вариант ответа, передавайте карточку по кругу другому игроку. Каждый игрок дает свой ответ, что увидел в данном изображении. Дать как можно больше оригинальных ответов. Выигрывает тот, кто последним назвал свое видение рисунка.
Рисунок 3
Например: Друдл — круг на палочке. Ответы детей: ракетка, дорожный знак, мороженое, чупа-чупс, зеркало, человек, танк, чашка с ручкой, сковорода.
Игра «Волшебные линии».
Детям предлагается лист бумаги с разными линиями.
Задание. Преврати линии в предметы. Линии можно переворачивать любой стороной.
Рис. 4
Игра «Придумай свои друдлы».
Детям предлагается чистые листы бумаги.
Задание. Самостоятельно придумать и нарисовать друдл, а другие участники игры должны подобрать разные ответы.
Рис. 5
Например: Друдл — палочка и полукруг. Ответы детей: нора, шляпа, солнце заходит за тучу, зонтик, пирожок на тарелке, язык, ухо, мячик в ямке.
- Развитие фразовой речи.
Цель : развитие воображения и фразовой речи.
Игра «О чем говорят друдлы?»
Детям предлагается набор карточек — друдл.
Задание. Необходимо выбрать 2–3 друдлы и придумать предложение.
Например:
Рис. 6
- Составление творческого рассказа.
Цель: развитие взаимосвязи между воображением и связной речью.
Игра: «Дорисуй и придумай свою историю»
Цель: развитие взаимосвязи между воображением и связной речью.
Вариант 1. Дети самостоятельно подбирают несколько друдлов и выкладывают их в определенной последовательности, а затем придумывают по ним небольшой рассказ. Можно предложить тему: космос, волшебный лес, мир животных, путешествие и др.
Пример набора карточек с друдлами для составления рассказа.
Рис. 7
Пример рассказа: На столе лежали сосиски. Прибежал кот и утащил сосиски. Пришла бабушка и увидела, что кот съел сосиски. Она заругала кота-воришку. Кот испугался и спрятался за шкаф.
Вариант 2. Детям предлагается лист бумаги с друдлами, изображенными в разных местах листа. Лист с друдлами можно переворачивать в любую сторону.
Задание. Рассмотреть друдлы, связать их одной темой, дорисовать до сюжетной картинки. Придумать рассказ.
Можно предложить темы: «Волшебный лес», «Я путешественник», «Мир животных», «Космос» и др.
Рис. 8
Для детей с тяжелыми нарушениями речи на начальном этапе были использованы несложные друдлы. Но как показала практика, детям было очень интересно, и они успешно включились в процесс освоения техники «друдлы», а также активно использовали ее на других видах связной речи (например, при составлении рассказа по сюжетным картинам). На каждом последующем занятии детям предлагались более сложные друдлы, и вариантов видения образа картинки было все больше и больше.
В результате реализации данной разработки и в промежуточном обследовании, у детей с ТНР были отмечены повышение уровня развития связной речи. Дети без затруднения подбирали нужные слова, достаточно точно полно отражали содержание картинок, отмечались незначительные ошибки в построении фраз. Рассказы дети составляют самостоятельно или с незначительной помощью, придумывают новые сюжеты, используют творческое воображение, соблюдают связность и последовательность изложения.
Приложение
|
Дети превратили друдлы в картину и составляли рассказы. |
|
Была хорошая погода. Светило солнце, но были тучки. Девочка пошла гулять с собакой. Собака увидела гнездо с птенчиком и залаяла. Это увидела мама птица и полетела к своему птенчику. Стукнула клювом собаку в нос. Собака испугалась и побежала домой. |
|
Светило яркое солнце, но появились синие тучи. Машина ехала по дороге и увидела пешеходный знак. Остановилась машина и водитель посмотрел, что на дороге нет пешеходов и поехал домой. |
|
Светило солнышко. Мы с мамой пошли на улицу прыгать на батутах. На небе появилась туча и пошел дождик. Мы открыли зонтик и пошли домой. |
Литература:
- Глухов, В. С. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Текст]/ В. С. Глухов. — М.: Пр., 2004.
- Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей. — М., «Мозаика-Синтез», 2007
- Филичева, Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. — М., 1999.
- Интернет ресурсы http://dspace.bsu.edu.ru/bitstream/ Методика «Дорисовывание фигур» О.Дьяченко
Похожие статьи
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством внедрения технологии «сторителлинг»
В статье авторы рассказывают о развитии связной речи у детей дошкольного возраста посредством технологии «сторителлинг»
Развитие умений диалогической речи младших подростков посредством игровых технологий
В статье автор исследует способ развития диалогических умений у младших подростков посредством игровых технологий (игр-драматизаций).
Электронные игры как средство развития дивергентного мышления дошкольников
В статье представлены результаты исследования проблемы формирования дивергентного мышления старших дошкольников с помощью электронных развивающих игр.
Активизация развития речи детей через лингвистические игры (из опыта работы)
В статье рассматриваются особенности активизации развития речи детей до-школьного возраста, описывается технология опыта работы с дошкольниками с задержкой речевого развития.
Развитие креативного мышления как компонента функциональной грамотности у детей дошкольного возраста, в том числе с ОВЗ
В статье авторы делятся опытом работы по развитию креативного мышления детей дошкольного возраста.
Использование технологии критического мышления в процессе обучения младших школьников написанию сочинения
В статье рассматриваются некоторые методические механизмы и возможности использования технологии критического мышления в процессе обучении младших школьников написанию сочинения.
Сотворчество детей с ТНР и учителя-логопеда в процессе создания тематических моделей из конструктора и бумаги
В статье автор рассказывает об использовании метода конструирования из бумаги и конструктора в процессе развития речи детей с тяжелыми нарушениями речи.
Лэпбук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
В статье раскрывается понятие лэпбук, описаны преимущества использования лэпбука как элемента игровой технологии в развитии речи детей с ОВЗ дошкольного возраста.
Развитие дивергентных свойств мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник изображения
В статье описана технология работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию у них вербального и образного творческого мышления.
Использование информационно-коммуникационных технологий для развития логического мышления у дошкольников
В статье автор пытается узнать, как связано логическое мышление и информационно-коммуникационные технологии.
Похожие статьи
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством внедрения технологии «сторителлинг»
В статье авторы рассказывают о развитии связной речи у детей дошкольного возраста посредством технологии «сторителлинг»
Развитие умений диалогической речи младших подростков посредством игровых технологий
В статье автор исследует способ развития диалогических умений у младших подростков посредством игровых технологий (игр-драматизаций).
Электронные игры как средство развития дивергентного мышления дошкольников
В статье представлены результаты исследования проблемы формирования дивергентного мышления старших дошкольников с помощью электронных развивающих игр.
Активизация развития речи детей через лингвистические игры (из опыта работы)
В статье рассматриваются особенности активизации развития речи детей до-школьного возраста, описывается технология опыта работы с дошкольниками с задержкой речевого развития.
Развитие креативного мышления как компонента функциональной грамотности у детей дошкольного возраста, в том числе с ОВЗ
В статье авторы делятся опытом работы по развитию креативного мышления детей дошкольного возраста.
Использование технологии критического мышления в процессе обучения младших школьников написанию сочинения
В статье рассматриваются некоторые методические механизмы и возможности использования технологии критического мышления в процессе обучении младших школьников написанию сочинения.
Сотворчество детей с ТНР и учителя-логопеда в процессе создания тематических моделей из конструктора и бумаги
В статье автор рассказывает об использовании метода конструирования из бумаги и конструктора в процессе развития речи детей с тяжелыми нарушениями речи.
Лэпбук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
В статье раскрывается понятие лэпбук, описаны преимущества использования лэпбука как элемента игровой технологии в развитии речи детей с ОВЗ дошкольного возраста.
Развитие дивергентных свойств мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник изображения
В статье описана технология работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию у них вербального и образного творческого мышления.
Использование информационно-коммуникационных технологий для развития логического мышления у дошкольников
В статье автор пытается узнать, как связано логическое мышление и информационно-коммуникационные технологии.