Социальная реабилитация лиц с ментальными расстройствами в условиях общественной организации
Авторы: Гринёва Елизавета Алексеевна, Халикова Индира Фанисовна
Рубрика: 14. Социальная работа
Опубликовано в
XLI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, январь 2023)
Дата публикации: 08.01.2023
Статья просмотрена: 264 раза
Библиографическое описание:
Гринёва, Е. А. Социальная реабилитация лиц с ментальными расстройствами в условиях общественной организации / Е. А. Гринёва, И. Ф. Халикова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XLI Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 38-41. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/473/17710/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье рассматриваются вопросы проектирования социальной реабилитации лиц с ментальными расстройствами в условиях общественной организации.
Ключевые слова: социальная реабилитация, лица с ментальными расстройствами, общественная организация.
Правое положение лиц с ментальными расстройствами во все времена и в разных странах является отдельным специфическим направлением. Специфика заключается в ограничении прав, обязанностей данной категории лиц. Проблема ментальных расстройств граждан в современной России возрастает и охватывает разные сферы жизни: социальную, экономическую, медицинскую, правовую, духовную.
В России, по данным Росстата и Пенсионного фонда, на 1 февраля 2022 года зарегистрировано 10 миллионов 556 тысяч 63 инвалида. Что составляет 9,03 % от всего населения нашей страны.
Психические расстройства вошли в первую пятерку заболеваний, ведущих к инвалидизации населения.
В связи с этим проблема социальной реабилитации лиц с ментальными расстройствами к условиям жизни в обществе является одной из важных и острых проблем современного общества. В последнее время данный вопрос приобретает особую значимость, в связи с большими изменениями в подходах к людям с ограниченными возможностями [3].
Такие авторы, как Г. Ф. Нестерова, С. С. Лебедева, С. В. Васильев, П. Д. Павленок, М. Я. Руднева раскрыли главные проблемы лиц с ограниченными возможностями здоровья. [1
В настоящее время образовательные, научные и общественные организации ведут поиск эффективных форм и средств социальной реабилитации лиц с ментальными расстройствами. Однако до сих пор недостаточно раскрыты и обоснованы возможности социальной реабилитации в условиях общественной организации.
Логика изучения проблемы социальной реабилитации данной категории лиц в условиях общественной организации предполагает выделить группу категориальных понятий, вокруг которых строится данное исследование.
Реабилитация — комплекс медицинских, педагогических, профессиональных, юридических мероприятий, направленных на восстановление здоровья и трудоспособности лиц с ограниченными физическими и психическими возможностями в результате перенесенных заболеваний и травм [4].
В процессе реабилитации можно выделить основные компоненты, представлены в таблице 1.
Таблица 1
Компоненты реабилитации |
Направленность |
Медицинский |
– полное или частичное восстановление утраченных функций; – замедление прогрессирующего заболевания; – реализация мероприятий по достижению максимальной физической и психической полноценности. |
Психологический |
– коррекция, компенсация нарушенных психических функций; – компенсацию утраченных профессиональных и социальных качеств. |
Социально-педагогический |
– организация мер педагогической помощи в социализации индивида. |
Социально-бытовой |
– социально-бытовая адаптации; – восстановление навыков к самообслуживанию. |
Профессиональный |
– восстановление гражданина на ранке труда, включение его в профессиональную среду, если это возможно. |
Социально-экономический |
– социальное обслуживание, материальная помощь, льготы. |
Социально-культурный |
– творческое самовыражение гражданина, повышение самооценки; – развитие творческих и познавательных навыков; – культурная самоактуализация личности, ее активная работа над своим социальным совершенствованием. |
Социальная реабилитация является одним из видов реабилитации. Процесс социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями является частью многоаспектной длительной деятельности.
Процесс социальной реабилитации в условиях общественной организации осуществляется под руководством специалиста в этой области, протекает, как и педагогический процесс, в специально организованных условиях, в ходе которых используются различные формы, методы и специальные средства воздействия на индивида.
Социальная реабилитация как конечный результат — это достижение ее конечных целей, когда человек, имеющий ограниченные возможности здоровья, после прохождения комплексной реабилитации в соответствующих реабилитационных учреждениях, вливается в социально-экономическую жизнь общества и не ощущает своей неполноценности.
Одним из центральных условий социальной реабилитации является разработка и реализация проектов. Преимущество проектного подхода заключается в возможности гибкого поведения в изменчивой внешней среде, каковой является социальная сфера.
Проектирование социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений представляет собой социальное проектирование. Выявление вариантов развития или изменения объекта дает возможность выбирать тактику и стратегию взаимодействия с этим объектом, управления этим объектом, выработки технологии воздействия на него, выбора путей планомерного введения нововведений.
В условиях общественной организации проектирование социальной реабилитации будет наиболее эффективным, так как сформированная база и наработки организации позволит нам идентифицировать цель проекта, определить факторы риска и основные показатели, реализовать сам проект и сформировать результаты исследования, а также реализовать полный комплекс социально-реабилитационных мероприятий, выявить среди них наиболее результативные.
Таким образом, социально-реабилитационное воздействие будет иметь эффект при выполнении комплекса условий посредством реализации проекта. Проектирование социальной реабилитации лиц с ментальными расстройствами в условиях общественной организации будет способствовать успешному функционированию системы из-за слаженности действий, распределения и выполнения функциональных обязанностей.
Литература:
- Анисимова А. С. Вопросы теории и практики при установлении дееспособности субъектов гражданского права // Инновационная наука, 2016. № 5–2 (17), — 188 с.
- Качур А. Н. «О современных особенностях и проблемах признания лица недееспособным». Сборник Новая наука: история становления, современноеnсостояние, перспективы развития, 2016. — 185 с.
- Фуряева Т. В. Социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья: учеб. пособие для СПО. — 2 изд., пер и до. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 189 с.
Похожие статьи
Подростки с ограниченными возможностями здоровья как социально уязвимая категория
В статье автор характеризует проблемы социальной интеграции подростков с ограниченными возможностями здоровья и проводит анализ причин и факторов социальной эксклюзии подростков с ограниченными возможностями здоровья.
Социально-психологические аспекты обслуживания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях социального центра
В статье изучается проблема социально-бытовой адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, раскрываются причины, ограничивающие жизнедеятельность таких детей и предлагается комплекс мероприятий, реализуемый в условиях специализированных ре...
Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения подростков, воспитывающихся в условиях учреждений интернатного типа
В статье рассмотрена проблема коррекции конфликтного поведения подростков, которые воспитываются в условиях интерната. Приведены способы психолого-педагогической коррекции, формы и методы работы с данной категорией подростков.
Социальная работа с детьми и подростками в психиатрии
В статье рассмотрено явление социальной работы с детьми и подростками в психиатрии. Проведен анализ заболеваемости этой возрастной группы, факторы повышающие риски распространения психического расстройства. Рассмотрены обязанности социального работни...
Специфика социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях
В статье рассматривается сущностная характеристика понятия «социокультурная реабилитация», специфика социокультурной реабилитации детей с ОВЗ, главные проблемы социокультурной реабилитации детей с ОВЗ и основные формы и методы социокультурной реабили...
Диагностика социальной адаптации младших школьников с интеллектуальными нарушениями
В статье раскрывается понятие «социальная адаптация». Описываются факторы, влияющие на социальную адаптацию младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Рассматриваются этапы диагностики социальной адаптации младших школьников с интеллектуальн...
Социальная реабилитация детей, находящихся на учете Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
В статье автор рассматривает социальную реабилитацию, как средство профилактики и коррекции поведения детей и подростков стоящие на учете Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП).
Современные подходы к адаптивному физическому воспитанию и реабилитации лиц с отклонениями в состоянии здоровья
В статье автор выделяет существующие и реализующиеся в системе физического образования подходы к адаптивному физическому воспитанию и реабилитации людей с проблемами здоровья.
Опыт организации социально-трудового реабилитационного отделения для инвалидов в Санкт-Петербурге
В статье рассмотрены понятие «инвалид» как социально-демографической группы населения, основные направления комплексной реабилитации инвалидов, особенности социальной реабилитации и опыт применения её элемента, социально-трудовой реабилитации.
Специфика социальной адаптации младших школьников с задержкой психического развития
Статья представляет собой анализ научной литературы по вопросу специфики социальной адаптации детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Похожие статьи
Подростки с ограниченными возможностями здоровья как социально уязвимая категория
В статье автор характеризует проблемы социальной интеграции подростков с ограниченными возможностями здоровья и проводит анализ причин и факторов социальной эксклюзии подростков с ограниченными возможностями здоровья.
Социально-психологические аспекты обслуживания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях социального центра
В статье изучается проблема социально-бытовой адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, раскрываются причины, ограничивающие жизнедеятельность таких детей и предлагается комплекс мероприятий, реализуемый в условиях специализированных ре...
Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения подростков, воспитывающихся в условиях учреждений интернатного типа
В статье рассмотрена проблема коррекции конфликтного поведения подростков, которые воспитываются в условиях интерната. Приведены способы психолого-педагогической коррекции, формы и методы работы с данной категорией подростков.
Социальная работа с детьми и подростками в психиатрии
В статье рассмотрено явление социальной работы с детьми и подростками в психиатрии. Проведен анализ заболеваемости этой возрастной группы, факторы повышающие риски распространения психического расстройства. Рассмотрены обязанности социального работни...
Специфика социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях
В статье рассматривается сущностная характеристика понятия «социокультурная реабилитация», специфика социокультурной реабилитации детей с ОВЗ, главные проблемы социокультурной реабилитации детей с ОВЗ и основные формы и методы социокультурной реабили...
Диагностика социальной адаптации младших школьников с интеллектуальными нарушениями
В статье раскрывается понятие «социальная адаптация». Описываются факторы, влияющие на социальную адаптацию младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Рассматриваются этапы диагностики социальной адаптации младших школьников с интеллектуальн...
Социальная реабилитация детей, находящихся на учете Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
В статье автор рассматривает социальную реабилитацию, как средство профилактики и коррекции поведения детей и подростков стоящие на учете Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП).
Современные подходы к адаптивному физическому воспитанию и реабилитации лиц с отклонениями в состоянии здоровья
В статье автор выделяет существующие и реализующиеся в системе физического образования подходы к адаптивному физическому воспитанию и реабилитации людей с проблемами здоровья.
Опыт организации социально-трудового реабилитационного отделения для инвалидов в Санкт-Петербурге
В статье рассмотрены понятие «инвалид» как социально-демографической группы населения, основные направления комплексной реабилитации инвалидов, особенности социальной реабилитации и опыт применения её элемента, социально-трудовой реабилитации.
Специфика социальной адаптации младших школьников с задержкой психического развития
Статья представляет собой анализ научной литературы по вопросу специфики социальной адаптации детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.