Использование авторского дидактического пособия «Фетровый конструктор — развивашка» в работе с детьми дошкольного возраста по формированию сенсомоторных навыков | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Использование авторского дидактического пособия «Фетровый конструктор — развивашка» в работе с детьми дошкольного возраста по формированию сенсомоторных навыков / Г. С. Кузьминых, Е. С. Югова, И. А. Веткина [и др.]. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XLII Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 21-25. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/475/17718/ (дата обращения: 24.12.2024).



На современном этапе проблемы сенсомоторного развития дошкольников широко обсуждаются в педагогической практике. Данные способности развиваются у ребенка параллельно с физическим и умственным развитием, служат показателем его социального развития.

Сенсомоторное развитие дошкольника направлено на то, чтобы научить детей точно, полно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве и т. д.) [1].

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсомоторное развитие — это база умственного развития, поскольку познание начинается именно с восприятия предметов и явлений окружающего мира. Сенсомоторный навык сформирован тогда, когда ребенок его выполняет и в этом процессе себя регулирует. Саморегуляция — это показатель сформированности навыка. [2] Дети с высоким уровнем сформированности как сенсорных, так и моторных навыков, умеют эти навыки демонстрировать и регулировать себя. Поскольку такое развитие и его уровень является условием интеллектуального развития ребенка, и если в этом сензитивном периоде ребенку не будет предоставлена возможность сенсомоторного развития, то могут возникнуть сложности в развитии познавательных процессов. Поэтому педагогам необходимо создать соответствующие условия, т. е. должна быть создана развивающая предметно-пространственная средаивыбраны формы и методы работы, которые бы позволяли развивать сенсомоторные навыки дошкольников.

Педагогами нашей группы было разработано универсальное полифункциональное мобильное авторское дидактическое пособие по развитию сенсомоторики — мягкий тактильный фетровый конструктор «Фетровый конструктор — развивашка», целью которого является формировать сенсомоторные навыки, корректировать речевые и двигательные нарушения, улучшать восприятие, внимание, память, эмоционально-волевую сферу, развивать творческие способности дошкольников, особенно дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Данное пособие может быть использовано в индивидуальной и коллективной работе с дошкольниками разной возрастной категории от самого раннего возраста, до старшего и подготовительного.

H:\Развивающий мягкий конструктор из фетра\Наша игра\DSC01630.JPG

Многофунциональность данного дидактического пособия предполагает возможность его использования на любом этапе коррекционно-развивающей работы, как на этапе изучения нового материала, так на этапе закрепления. В непосредственно образовательной деятельности пособие выступает как демонстрационный материал, а также используется для создания игровой мотивации и решения проблемных ситуаций.

В процессе выбора материалов для изготовления игр и пособий мы остановились на фетре . Игры из фетра, ввиду их экологичности, можно использовать практически с рождения, так как этот материал нетоксичный и гипоаллергенный. Фетр (от франц. feutre — войлок) — особенный нетканый материал, изготовленный способом валяния пуха, шерсти и меха. Именно поэтому он не осыпается и очень удобен для рукоделия. Конечно, современный фетрбывает не только натуральным, но и синтетическим. Он бывает разной толщины и самых невероятных цветов. Не мнется, не имеет лицевой и изнаночной стороны, приятный на ощупь, у него высокая технологичность — фетр приклеивается, пришивается, легко режется. Изделия из фетра выглядят очень аккуратно. Игрушки из фетра можно стирать , гладить, их сложно помять или порвать. Также у фетра существует широчайшая гамма цветов, благодаря чему игры получаются яркими , красочными. Поэтому фетр используется так широко. А яркие, красочные, мягкие и приятные на ощупь, необычные, сделанные с душой игрушки всегда привлекают внимание детей, развивают фантазию, сенсорику, счет, коммуникативные навыки, мелкую моторику. Это особенно важно для малышей и детей с особенностями развития.

Использование фетра в изготовлении различного рода дидактических пособий имеет много плюсов. С этим материалом так же легко работать, как и с бумагой. Он отличается мягкостью, теплотой, что немаловажно для тактильного восприятия детей. Но самым важным в фетровых игрушках является огромный потенциал для сенсорного развития ребенка. Игрушки из фетра способны одновременно активизировать различные каналы восприятия ребенка, включенные в игровую деятельность:

— кинестетический — разнообразные тактильные ощущения от прикосновения с фактурой фетра (различная толщина, шероховатость, мягкость/жесткость);

— визуальный — изучение цвета, знакомство с формой и размером с помощью фетровой игрушки;

— аудиальный — сопровождение игровых действий с фетровой игрушкой речью и изменением голоса (громкость, паузы, интонации).

Пособия из фетра имеют определенную особенность: они обладают свойством сцепления с однотипными материалами, удерживаются в вертикальном положении на однотипном материале, что подтверждает их многофункциональность и возможность демонстрации на вертикальных поверхностях (мы решили модифицировать его для создания развивающей зоны на спинке нашего мягкого уголка).

Например, дидактическая игра «Времена года» представляет собой основу с мобильными деталями: дерево, снеговик, животные, листья, цветы, солнце и т. д., которые сменяются в зависимости от сезона. Дидактический материал крепится с помощью основания — липучки. С помощью пособия «Времена года» можно провести дидактические игры: «Собери в корзинку», «Угадай, какое время года», «Вверху, внизу», «Чего не стало?», «Расположи правильно», «Отвечаем на вопросы» и т. д. Цели могут быть очень разнообразными: закреплять пространственные представления и умение использовать слова: слева, справа, внизу, впереди (перед), сзади (за), между, рядом; формировать представления детей о равенстве групп предметов, совершенствовать умения сравнивать предметы по высоте, длине, ширине и т. д.

H:\Развивающий мягкий конструктор из фетра\Наша игра\DSC01665.JPG

Игры, изготовленные из фетра, да и сами предметы и даже сюжеты, преследуют единое направление в работе, развитие сенсомоторной координации.

Сенсомоторная координация — это согласованные движения руки и глаз. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше говорит ребёнок.

Перспективы дальнейшего использования пособия заключаются в следующем:

  1. Использование «Фетрового конструктора — развивашки» в совместной деятельности детей и педагогов.
  2. Использование пособия в непосредственно образовательной деятельности в качестве демонстрационного материала, а также для создания игровой мотивации и решения проблемных ситуаций.
  3. Использование пособия для самостоятельной деятельности детей.
  4. Пополнение пособия другими элементами на различные лексические темы, изучаемые в рамках АООП для детей с ОВЗ.
  5. Разработка картотеки игр, конспектов по работе с развивающим ковриком.

Таким образом, можно сделать вывод, что развивающий конструктор из фетра помогает в решении многих обучающих и развивающих задач. Это и развитие речи; изучение цвета, формы, размера предметов, навыков счёта. Обогащение сенсорно-тактильного опыта, развитие мелкой моторики ; знакомство с окружающей природой и ее явлениями. Расширение кругозора детей, способствующее развитию познавательных процессов, развитию воображения и, конечно же, развитию мелкой моторики .

Для детей это яркая игрушка, с которой можно приятно и с пользой провести время, для педагогов — один из инструментов обучения с увлечением.

Литература:

  1. Сиротюк, А. Л. Сенсомоторное развитие дошкольников: учебное пособие / А. Л. Сиротюк. — М.: Директ-Медиа, 2014. — 80 с.
  2. Энн Айрис. Ребенок и сенсомоторная интеграция. — Теревинф, 2017.-272 с.
  3. Развивающая книжка из фетра. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://infourok.ru/razvivayushaya-knizhka-iz-fetra-6183385.html???history=13&pfid=1&sample=16&ref=0 (дата обращения: 11.01.2023).

Похожие статьи

Использование авторского дидактического пособия «Домашние животные и счёт» в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Использование дидактического пособия «Карты-схемы» на музыкальных занятиях по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата

Использование интерактивных развивающих и обучающих дидактических игр сборника «IT-гувернёр» в работе педагогов по развитию познавательных процессов у дошкольников

Использование педагогом-психологом элементов сказкотерапии в работе с детьми ОВЗ, направленной на формирование экологической культуры дошкольников (из опыта работы)

Использование познавательных книг с математическим содержанием в процессе формирования количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Методическая разработка дидактической игры для развития фразовой и связной речи детей младшего дошкольного возраста «Говорящие кубики»

Применение авторского дидактического пособия «Речевичок» для речевого развития детей 5–7 лет

Использование игрового комплекта «Пертра» в коррекционно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Применение авторского дидактического пособия «Умный паровозик» в развитии детей раннего возраста

Дидактические игры на основе конструктора «Йохокуб» как средство коррекции и развития речи у детей с ОВЗ

Статья посвящена возможностям использования технологии «Йохокуб» в коррекционно-развивающем процессе с детьми, имеющими особые возможности здоровья. Предложена авторская дидактическая игра на основе конструктора Е. Н. Чуйковой для развития коммуникат...

Похожие статьи

Использование авторского дидактического пособия «Домашние животные и счёт» в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Использование дидактического пособия «Карты-схемы» на музыкальных занятиях по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата

Использование интерактивных развивающих и обучающих дидактических игр сборника «IT-гувернёр» в работе педагогов по развитию познавательных процессов у дошкольников

Использование педагогом-психологом элементов сказкотерапии в работе с детьми ОВЗ, направленной на формирование экологической культуры дошкольников (из опыта работы)

Использование познавательных книг с математическим содержанием в процессе формирования количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Методическая разработка дидактической игры для развития фразовой и связной речи детей младшего дошкольного возраста «Говорящие кубики»

Применение авторского дидактического пособия «Речевичок» для речевого развития детей 5–7 лет

Использование игрового комплекта «Пертра» в коррекционно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Применение авторского дидактического пособия «Умный паровозик» в развитии детей раннего возраста

Дидактические игры на основе конструктора «Йохокуб» как средство коррекции и развития речи у детей с ОВЗ

Статья посвящена возможностям использования технологии «Йохокуб» в коррекционно-развивающем процессе с детьми, имеющими особые возможности здоровья. Предложена авторская дидактическая игра на основе конструктора Е. Н. Чуйковой для развития коммуникат...