Изучение жанра очерка в школе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

XLII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, январь 2023)

Дата публикации: 21.01.2023

Статья просмотрена: 152 раза

Библиографическое описание:

Суханова, Е. А. Изучение жанра очерка в школе / Е. А. Суханова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XLII Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 36-39. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/475/17746/ (дата обращения: 19.12.2024).



Ключевые слова: очерк, жанр, признак очерка, эпическая литература, достоверность, публицистика, основные темы, А. П. Чехов.

Очерк как жанр зарождается в XVIII веке в Лондонских журналах, где публиковались бытовые сценки, зарисовки. Однако исследователи и литературоведы считают, что жанр зародился в большей степени в литературе путешествий.

В Толковом словаре Ушакова даётся определение слову «очерк»:

Очерк -1. Небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых). Документальный, публицистический, бытовой очерк. 2. Общее изложение какого-нибудь вопроса. Очерк русской истории. [1]

В энциклопедическом словаре:

Очерк — 1) В художественной литературе одна из разновидностей рассказа, отличается большой описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы. 2) Публицистический, в том числе документальный, очерк излагает и анализирует различные факты и явления общественной жизни, как правило, в сопровождении прямого истолкования их автором. [2]

Проанализировав определения словарей, можно с уверенностью сказать, что отличительным признаком очерка является соединение в литературном произведении достоверных фактов, документальность изображаемых событий с художественностью.

Многие произведения в очерковом жанре затрагивают исторические события, включают в себя описание географических объектов («Остров Сахалин» А. П. Чехова), поэтому изучение очерка влияет на достижение метапредметных результатов освоения литературы на основе общего образования. Изучение в школе произведений, представленных в жанре очерка, дает ученикам возможность научиться дифференцировать элементы поэтики текста, видеть их художественную и смысловую функцию, выбирать путь анализа произведения, адекватный жанровой природе текста.

Существуют определенные требования к выпускникам школы, к их креативным способностям, которые выражаются в речевой деятельности, в особенности в создании творческих жанровых форм. Эти требования предполагают, что учащиеся в результате освоения школьной программы по литературе обязаны владеть навыками создания не только текста сочинения-рассуждения, но и текста таких жанровых форм, как рецензия, отзыв, рассказ, портретный и путевой очерк. Поэтому в результате изучения очеркового жанра ученикам необходимо предложить создать свое произведение в этой жанровой форме, так как очерк как жанр школьного сочинения является творческой работой, нацеленной на раскрытие индивидуальности ученика, на самопознание и рефлексию личности.

Немаловажную роль в освоении учениками историко-литературного курса занимает изучение биографии писателя. На уроках литературы проведение этого этапа ограничивается определением наиболее важных событий, произошедших в жизни автора, и обозначением хронологии написания основных произведений. Однако без изучения биографического текста ученики не будут знакомы с культурной средой эпохи, в которой жил писатель, а это является одной из основных задач историко-литературного курса. Очерк как литературный жанр помогает погрузиться в эпоху жизни писателя, изображая социальные проблемы этого времени и исторические события, совместно с авторской интерпретацией.

В школьных программах по литературе практически не представлены произведения в жанре литературного очерка, поэтому многие ученики не имеют представления о такой разновидности эпической литературы. Хотя в методике преподавания литературы в школе особое место занимает важность формирования интереса учеников ко всем литературным жанрам. И, в связи с тем, что необходимость изучения очерка в старших классах многие школьные программы обходят стороной, была выдвинута и апробирована на учениках 10-го класса система уроков по теме «Очерк в русской литературе (на примере очерка А. П. Чехова «Остров Сахалин»)».

Целью первого урока по теме «Жанр очерка в литературе» являлось раскрытие понятий «литературный жанр», «очерк как литературный жанр» и выявление видов очеркового жанра и их особенностей. Ученикам было необходимо раскрыть понятие «жанр» с помощью изучения теоретической модели жанра Н. Л. Лейдермана, вследствие чего учащиеся смогли выявить отличительные признаки очеркового жанра. Благодаря предложенным к прочтению отрывкам из произведений исторического, портретного и путевого очерка, учащиеся выявили основные виды данного жанра и их признаки. Имея теоретическую базу в сфере очеркового жанра, ученикам было предложено дифференцированное домашнее задание, которое подразумевало создание текста такой жанровой формы, как очерк (путевой, портретный или исторический). [3]

Целью второго урока по теме «Очерк А. П. Чехова «Остров Сахалин»» было знакомство с историей создания произведения А. П. Чехова и обозначение особенностей и целей использования художественного начала в тексте.

На третьем уроке, темой которого являлось «Идейное своеобразие очерка А. П. Чехова «Остров Сахалин»», учащиеся 10-го класса рассмотрели особенности проявления основных тем в произведении (какого авторское отношение к теме каторжного труда, в каких отношениях находятся природа и человек в очерке).

Таким образом, в результатах освоения элективного курса «Жанр очерка в русской литературе» ученики:

— сформировали представление о жанре очерка в русской литературе;

— расширили представление о творчестве А. П. Чехова;

— развили литературно-творческие способности, посредством создания сочинения в жанре очерка;

— сформировали умения творческого чтения, анализа художественного произведения с привлечением таких понятий по теории литературы, как «жанр», «модель жанра», «жанровое содержание», «жанровая форма», «очерк».

— развили логическое и образное мышление, посредством анализа и интерпретации текста произведения А. П. Чехова «Остров Сахалин», сравнения различных видов очерка и обобщения;

— развили творческое воображение, читательскую культуру и понимание авторской позиции, посредством раскрытия особенностей проявления основных тем в очерке А. П. Чехова «остров Сахалин».

Литература:

  1. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. — М.: Сов.энцикл.: ОГИЗ, 1935–1940.
  2. Литературный энциклопедический словарь / Под общей ред. В. М. Кожевникова и П. А. Николаева. — М.: Советская энциклопедия, 1987. — 751 с.
  3. Лейдерман Н. Л. Теория жанра: научное издание / Институт филологических исследований и образовательных стратегий «Словесник» УрО РАО; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2010. — 904 с.

Ключевые слова

достоверность, жанр, А. П. Чехов, публицистика, очерк, признак очерка, эпическая литература, основные темы

Похожие статьи

Сохранение памяти жанра мистического и исторического романа в произведении Б. А. Садовского «Кровавая звезда»

Поэтика басен Эзопа

В представленной статье рассмотрены поэтические особенности басен Эзопа, в контексте сюжета, языка и проблематики.

Вопросы изучения произведений басенного жанра младшими школьниками в современной педагогический литературе

В настоящей статье выявляются и рассматриваются основные тенденции осмысления научно-методического опыта изучения басни как литературного жанра в начальной школе.

Эпическая драма в системе драматического рода рубежа XIX–XX веков

В статье рассматривается кризисные явления эстетической концепции новой драмы в начале XX века. Выявляется особенности использования эпических способов представления события в драме. Основное внимание уделяется пьесе М. Горького как философской разно...

Литературоведческий анализ в начальной школе

В статье рассматривается отличие школьного и литературоведческого анализа, делается акцент на способах их применения в начальной школе. Обращается внимание на роль сказки в формировании навыков литературоведческого анализа, изучаются основные его эта...

Идеи Л. С. Выготского в области воспитания и педагогики

В работе дается анализ идей выдающегося отечественного психолога Льва Семеновича Выготского в области педагогики и воспитания.

Жанровая специфика текста научной монографии (на материале современных русскоязычных монографий по астрономии)

Статья посвящена изучению жанровой специфики текстов русскоязычных монографий по астрономии. Внимание уделяется как композиционной структуре текста монографии, так и синтаксическим особенностям и его лексическому наполнению.

Детская литература как средство изучения социально-педагогических проблем современного общества

В статье рассматриваются возможности художественной литературы в формировании у будущих специалистов понимание социально-педагогической проблемы.

Письмо как историко-психологический источник изучения личности

В статье рассматривается возможность использования писем как историко-психологического источника изучения личности. В качестве примера анализируется личность Ф. М. Достоевского.

Сказка: образование жанра и определение термина

В данной статье мы представляем диахронический обзор классической сказки, то есть ее творческую и рецептивную эволюцию, которая является основой, на которой мы определяем воспитательную ценность этого литературного типа.

Похожие статьи

Сохранение памяти жанра мистического и исторического романа в произведении Б. А. Садовского «Кровавая звезда»

Поэтика басен Эзопа

В представленной статье рассмотрены поэтические особенности басен Эзопа, в контексте сюжета, языка и проблематики.

Вопросы изучения произведений басенного жанра младшими школьниками в современной педагогический литературе

В настоящей статье выявляются и рассматриваются основные тенденции осмысления научно-методического опыта изучения басни как литературного жанра в начальной школе.

Эпическая драма в системе драматического рода рубежа XIX–XX веков

В статье рассматривается кризисные явления эстетической концепции новой драмы в начале XX века. Выявляется особенности использования эпических способов представления события в драме. Основное внимание уделяется пьесе М. Горького как философской разно...

Литературоведческий анализ в начальной школе

В статье рассматривается отличие школьного и литературоведческого анализа, делается акцент на способах их применения в начальной школе. Обращается внимание на роль сказки в формировании навыков литературоведческого анализа, изучаются основные его эта...

Идеи Л. С. Выготского в области воспитания и педагогики

В работе дается анализ идей выдающегося отечественного психолога Льва Семеновича Выготского в области педагогики и воспитания.

Жанровая специфика текста научной монографии (на материале современных русскоязычных монографий по астрономии)

Статья посвящена изучению жанровой специфики текстов русскоязычных монографий по астрономии. Внимание уделяется как композиционной структуре текста монографии, так и синтаксическим особенностям и его лексическому наполнению.

Детская литература как средство изучения социально-педагогических проблем современного общества

В статье рассматриваются возможности художественной литературы в формировании у будущих специалистов понимание социально-педагогической проблемы.

Письмо как историко-психологический источник изучения личности

В статье рассматривается возможность использования писем как историко-психологического источника изучения личности. В качестве примера анализируется личность Ф. М. Достоевского.

Сказка: образование жанра и определение термина

В данной статье мы представляем диахронический обзор классической сказки, то есть ее творческую и рецептивную эволюцию, которая является основой, на которой мы определяем воспитательную ценность этого литературного типа.