Авторский лэпбук «Галина Цыпленкова — сызранская писательница». Методические рекомендации по созданию и применению лэпбука в работе с детьми старшего дошкольного возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бадеева, Т. Л. Авторский лэпбук «Галина Цыпленкова — сызранская писательница». Методические рекомендации по созданию и применению лэпбука в работе с детьми старшего дошкольного возраста / Т. Л. Бадеева, Е. А. Колесова, Л. Н. Галанова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XLII Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 9-17. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/475/17747/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье авторы дают методические рекомендации по созданию и применению авторского лэпбука в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: ход игры, ребенок, дидактическая игра, Сызрань, участие главных героев, задача.

Возраст детей , с которыми можно использовать данный лэпбук в работе: 5–7 лет.

Цель создания лэпбука: воспитание интереса, положительного эмоционального отношения к литературным произведениям и творчеству писателей нашего региона, в частности к произведениям Галины Цыпленковой.

Задачи:

— Закрепить представление о творчестве Галины Цыпленковой.

— Развивать интерес к художественной литературе.

— Развивать мышление, речь, воображение, память, познавательные способности детей посредством развивающих заданий и игр.

— Развивать желание выполнять совместные игровые задания.

— Развивать начальные графические навыки через коррекционно-развивающие упражнения и задания, способствующие подготовки руки к письму.

— Развивать крупную (кистевую) и мелкую моторику, внимание.

В условиях реализации ФГОС нам приходится искать новые средства обучения, которые соответствуют новым требованиям и целям обучения. Важным аспектом современного Российского образования является «научить учиться самому». Перед нами стоит задача научить дошкольника ставить перед собой цели и задачи, находить способы их решения, а главное находить нужную информацию для решения поставленного вопроса среди огромного множества источников информации. Всем нам известно, что лучше запоминается то, что нам интересно, что было эмоционально окрашено. Одним из способов достижения этой цели образования — использование методики создания лэпбука.

Дидактическое пособие «Лэпбук «Галина Цыпленкова — сызранская писательница»» предназначен для детей старшего дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте дети уже могут вместе со взрослыми участвовать в сборе материала: анализировать, сортировать информацию.

Данное пособие является средством развивающего обучения, предполагает использование современных технологий: технологии организации коллективной творческой деятельности, коммуникативных технологий, игровых технологий.

Содержание лэпбука «Галина Цыпленкова — сызранская писательница»

Первый лист (рис. 1, 2)

Знакомство с жизнью и творчеством писательницы помогает детям лучше понять художественную правду его произведений, красоты языка, глубину мыслей и чувств. Изучение биографии писателя — сложный процесс, поэтому дети лишь мельком встречаются с писателем: знакомятся с именем, портретом, и каким-то занимательным эпизодом из биографии.

Главная ЦЕЛЬ при ознакомлении дошкольников с творчеством писателя — развитие интереса к автору и его творчеству.

Второй лист (рис. 3)

Загадки по произведениям с участием главных героев.

Авторские загадки по произведениям с участием главных героев.

Цель: развитие речи, обогащение словарного запаса, обозначающего ответ на загадку.

Задачи: уточнять представления детей о загадках, учить отгадывать описательные загадки, воспитывать любовь, уважение к окружающему миру и к животным, воспитывать усидчивость, умение внимательно слушать воспитателя, активизировать словарный запас, продолжать обучать детей отгадыванию загадок, развивать наблюдательность и логическое мышление;

Оборудование: картинки-отгадки животных на липучках.

Ход игры:

Детям предлагаются картинки-отгадки. Взрослый читает загадку. Дети ищут отгадку среди предложенных картинок-отгадок. Ребенок отгадавший загадку приклеивает отгадку на загадку.

Авторские скороговорки по произведениям с участием главных героев (рис. 4)

Цель: развитие речевого аппарата ребенка, делать его более совершенным и подвижным.

Ход игры:

Взрослый произносит авторскую скороговорку, доступную для воспроизведения детям, и просит кого-нибудь из играющих повторить ее. Время проговаривания засекается с помощью песочных часов или секундомера. Затем выясняют, есть ли кто-то, желающий сказать скороговорку быстрее. Играющие сменяют друг друга. Результаты фиксируются. Выигрывает тот, кто, не сбиваясь и не запинаясь, прочтет скороговорку быстрее всех. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной, а ребенок — успешной в будущем личностью.

Дидактическая игра «Найди отличия» (рис. 5)

Картинки из иллюстраций к произведениям Галины Цыпленковой .

Цель : развитие умения сравнивать предметы, устанавливать их сходства и различия.

Задачи: продолжать развивать умение у детей последовательно рассматривать картинки и сравнивать их, развивать внимание, мышление, память, счет, активизировать речь детей.

Форма организации работы с детьми: индивидуальная или подгрупповая.

Ход игры:

Взрослый показывает ребёнку иллюстрацию и предлагает её рассмотреть, описать, затем предлагает рассмотреть вторую часть иллюстрации. При рассматривании второй части иллюстрации предлагает ребёнку найти отличия и определить, чем они отличаются.

Третий лист

Игра по авторской сказке «Как петушок утро разбудил» (рис. 6)

Цель: активизация в речи детей глаголов и употребление с ними существительных.

Задачи: дать представление о жизни и особенностях труда людей в сельской местности, развивать все компоненты устной речи, лексическую и произносительную сторону, грамматический строй речи, закреплять знания количественного и порядкового счёта.

Оборудование: макет скотного двора, фигурки домашних животных на липучках.

Ход игры:

Взрослый читает сказку «Как петушок утро разбудил». После прослушивания дети по памяти воспроизводят последовательность событий, расставляя животных на панно.

Пословицы к сказкам Г. Цыпленковой (рис. 7)

Цель: формирование умения осмысливать образное выражение и обобщенное значение пословиц.

Задачи: формировать умение сопоставлять пословицу с героями сказок.

Предварительная работа: Чтение сказок, знакомство с пословицами, объяснение пословиц на жизненных примерах.

Ход игры:

Взрослый читает пословицы, а дети соотносят с произведением.

Дидактическая игра «Собери картинку» (рис. 8)

Картинки из иллюстраций к произведениям Галины Цыпленковой .

Цель: формирование представлений о целостных образах предметов.

Задачи: учить правильно собирать целый предмет из частей, развивать внимание, мышление, пространственную ориентировку, расширять словарный запас.

Оборудование: конверты с разрезными картинками, соответствующими изображениям на картинках (конверты на липучках, снимаются).

Ход игры:

Детям предлагается на выбор два конверта. Ребенок самостоятельно, по образцу собирает картинку. В конце игры ребенок называет произведение, из которого она была взята. (1 — Как петушок утро разбудил. 2 — Про ручеек, который радовался солнышку)

Четвертый лист.

Дидактическая игра «Четвертый лишний» (рис. 9)

Цель: закрепление умения находить четвертый лишний предмет и объяснить, почему этот предмет является лишним.

Задачи: развивать мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, развивать зрительное восприятие, развивать монологическую и диалогическую речь, воспитывать внимание, целеустремлённость.

Оборудование: набор тематических карточек, на каждой карточке изображены 4 предмета, 3 предмета связаны общим признаком, а 4-й лишний, крестики на шнурке.

Форма организации:

— Индивидуальная;

— Групповая.

Ход игры:

На карточке четыре ряда, в каждом ряду изображены четыре предмета. Три из них объединены общим признаком, а четвертый лишний. Четвертый лишний предмет нужно выбрать и закрыть его красным крестиком. Так же, ребенок должен объяснить свой выбор.

Дидактическая игра «Веселые дорожки» (рис. 10)

Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие кончиков пальцев рук, автоматизация изучаемого звука.

Оборудование: листы с изображением различных дорожек фигур.

Оборудование: маркер для меловой доски или фломастер.

Ход игры:

Ребенок используя цветные маркеры, каждому предмету находит пару, соединяя их разными способами, не повторяясь (зигзагом, пунктирной линией, волнистой и т. д.).

Оригами «Кораблик» (рис. 10)

Цель : формирование умения поэтапно складывать КОРАБЛИК.

Задачи: совершенствовать и развивать мелкую моторику, продолжать знакомство с искусством оригами, расширять кругозор детей, прививать любовь к природе.

Оборудование: образец корабля, изготовленного в технике оригами, бумажные квадраты, схема для выполнения.

Пятый лист

Дидактическая игра « По следам сказок…» (рис. 11)

Цель : закрепление знаний детей о сказках Галины Цыпленковой.

Задание: взрослый читает фрагмент сказки, а дети должны угадать из какой сказки данный фрагмент.

Времена года (стихи Г. Цыпленковой) (рис. 12)

Цель: формирование у детей дошкольного возраста представлений об окружающем мире — о делении года на четыре времени, каждая из которых, в свою очередь, делиться на три месяца;

Задачи: выработать умения различать месяцы по природным явлениям, приметам, характерным особенностям видов деятельности людей, одежде, активизация детского внимания, развитие всех компонентов устной речи, памяти, мышления, эмоций, воспитание осознанного и правильного отношения к природе.

Оборудование: 4 тематические сезонные книжки-малышки со стихами.

Варианты игр:

Вариант 1. Подобрать картинки и предметы, соответствующие определенному времени года, вспомнить характерные особенности данного времени года. Помогать друг другу в ходе игры.

Вариант 2. Разместить несколько несоответствующих книжек-малышек в разных секторах и предложить детям разложить правильно.

Вариант 3. Устроить соревнование: одни дети расставляют, а другие определяют правильность выбора.

Вариант 4. Сделать два одинаковых задания и дать двум группам детей на скорость его выполнить, со сладким призом для победителей и утешительным призом для проигравших.

Рис. 3

2

Рис. 12

Лэпбук в развороте

Рис. 13. Лэпбук в развороте

Литература:

  1. Непослушный ручеёк: стихи. — Куйбышев: Кн. изд-во, 1967. — 34 с.
  2. О малыше медвежонке и добром ежонке. — Сызрань: Ваш Вгляд, 2014. -24с.
  3. Жили-были говорилки — Сызрань: Ваш Вгляд, 2014. -48с.
  4. Я иду по облакам. — Сызрань: Ваш Взгляд, 2008. — 48 с. *
  5. Моя песенка — Самара: Ваш Вгляд, 2021. -8с.
  6. Грамотейка — Сызрань: Ваш Вгляд, 2014. -28с.
  7. Блохина Е. Лэпбук — «наколенная книга»/Е. Блохина, Т. Лиханова // Обруч. — Москва, 2015, № 4.
  8. Гатовская Д. А.. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС, Д. А. Гатовская Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI международной научной конференции (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015.
  9. Родионова О. Р. Педагогические условия организации развивающей предметной среды в дошкольном образовательном учрежденииО. Р. Родионова. — М., 2000.
  10. Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений Н. А. Рыжова. — М.: Линка-Пресс, 2004.

Ключевые слова

задача, ребёнок, дидактическая игра, ход игры, Сызрань, участие главных героев

Похожие статьи

Методическая разработка лэпбука «Домашние животные» как средства развития речи дошкольников разновозрастной группы

В статье рассматривается методическая разработка интерактивной папки лэпбук на тему «Домашние животные» как средство развития речи дошкольников разновозрастной группы.

Опытно-практическая работа по применению дидактической игры как средства формирования словаря детей среднего дошкольного возраста в условиях ДОО

В статье авторы представляют результаты опытно-практической работы по применению дидактической игры как средства формирования словаря детей среднего дошкольного возраста в условиях ДОО

Лэпбук как средство обучения детей дошкольного возраста в условиях ФГОС

В статье рассматривается вопрос возможности использования инновационного дидактического пособия — лэпбука — для организации занятий для детей дошкольного возраста (от трёх до семи лет).

Лэпбук как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями и историей чувашского народа

В статье авторы раскрывают опыт работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями и историей чувашского народа с использованием лэпбука.

Лэпбук как современное средство обучения и воспитания дошкольников

В статье автор исследует проблему создания мотивации дошкольников к получению новых знаний посредством использования лэпбука.

Современная игровая технология «лэпбук» как средство познавательного развития дошкольников

В статье рассматривается вопрос об использовании современной игровой технологии «Лэпбук» при организации занятий с дошкольниками.

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе ДОУ «Последовательный пересказ с опорой на серию картинок». Лексическая тема: «Будь природе другом»

В статье автор делится опытом по формированию у дошкольников умения пересказывать повествовательный текст с опорой на серию сюжетных картинок.

Лэпбук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

В статье раскрывается понятие лэпбук, описаны преимущества использования лэпбука как элемента игровой технологии в развитии речи детей с ОВЗ дошкольного возраста.

Методические рекомендации по использованию методического пособия — маркера игрового пространства «Блокадный Ленинград» для детей дошкольного возраста

В статье рассмотрены понятия сущности, содержания, структуры и методики применения маркеров игрового пространства в свете реализации программы воспитания.

Развитие связной речи старших дошкольников посредством игры «Кубики историй» в условиях логопункта

В статье автор делится опытом использования игры «Кубики историй» на логопедических занятиях в ДОУ.

Похожие статьи

Методическая разработка лэпбука «Домашние животные» как средства развития речи дошкольников разновозрастной группы

В статье рассматривается методическая разработка интерактивной папки лэпбук на тему «Домашние животные» как средство развития речи дошкольников разновозрастной группы.

Опытно-практическая работа по применению дидактической игры как средства формирования словаря детей среднего дошкольного возраста в условиях ДОО

В статье авторы представляют результаты опытно-практической работы по применению дидактической игры как средства формирования словаря детей среднего дошкольного возраста в условиях ДОО

Лэпбук как средство обучения детей дошкольного возраста в условиях ФГОС

В статье рассматривается вопрос возможности использования инновационного дидактического пособия — лэпбука — для организации занятий для детей дошкольного возраста (от трёх до семи лет).

Лэпбук как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями и историей чувашского народа

В статье авторы раскрывают опыт работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями и историей чувашского народа с использованием лэпбука.

Лэпбук как современное средство обучения и воспитания дошкольников

В статье автор исследует проблему создания мотивации дошкольников к получению новых знаний посредством использования лэпбука.

Современная игровая технология «лэпбук» как средство познавательного развития дошкольников

В статье рассматривается вопрос об использовании современной игровой технологии «Лэпбук» при организации занятий с дошкольниками.

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе ДОУ «Последовательный пересказ с опорой на серию картинок». Лексическая тема: «Будь природе другом»

В статье автор делится опытом по формированию у дошкольников умения пересказывать повествовательный текст с опорой на серию сюжетных картинок.

Лэпбук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

В статье раскрывается понятие лэпбук, описаны преимущества использования лэпбука как элемента игровой технологии в развитии речи детей с ОВЗ дошкольного возраста.

Методические рекомендации по использованию методического пособия — маркера игрового пространства «Блокадный Ленинград» для детей дошкольного возраста

В статье рассмотрены понятия сущности, содержания, структуры и методики применения маркеров игрового пространства в свете реализации программы воспитания.

Развитие связной речи старших дошкольников посредством игры «Кубики историй» в условиях логопункта

В статье автор делится опытом использования игры «Кубики историй» на логопедических занятиях в ДОУ.