Преодоление нарушений звукопроизношения посредством авторских игровых упражнений у дошкольников 5–7 лет с ОВЗ в ходе коррекционного процесса | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Сидорова, Т. С. Преодоление нарушений звукопроизношения посредством авторских игровых упражнений у дошкольников 5–7 лет с ОВЗ в ходе коррекционного процесса / Т. С. Сидорова, Т. Г. Кантур. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XLII Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 50-54. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/475/17748/ (дата обращения: 16.11.2024).



Важнейшую роль становлении правильного произношения, играет не только хороший уровень развития психики, правильное строение речевого аппарата, но и наличие полноценной речевой среды, в которой протекает жизнь ребенка.

Разработанный практический материал дает уникальную возможность практически изучить и закрепить произношение всех звуков позднего онтогенеза или, так называемых, «трудных» звуков на основе систематизированного авторами богатейшего речевого материала, предназначенного для коррекции.

Весь подбор речевого материала, а это более 150 авторских практических игр, осуществлен таким образом, что при отработке каждого последующего, включаются все звуки, изученные ранее, и наоборот, материал, служащий для закрепления впервые изучаемых звуков, не включает в себя слова с еще не поставленными звуками.

Таким образом, в основу авторских игровых упражнений положены такие дидактические принципы как переход от простого к сложному, четкая последовательность. Вдумчивое выполнение и соблюдение этих принципов обеспечили стойкий успех занятиям, а доступность и простота объяснений дала возможность любому взрослому самому достичь желаемых результатов в работе с ребенком. Практический материал поможет родителям, логопедам и воспитателям, познакомит с формами организации и методикой проведения занятий. Возле каждого выполненного практического упражнения ставим отметку (звездочку), являющуюся для родителей и воспитателей контрольным сигналом. Например, красная звездочка обозначает успех, и то, что при выполнении данного задания, ребенку все удалось, синяя — не получилось полностью отработать предложенный материал, требуется дополнительное его закрепление дома. И, наоборот, родители и воспитатели могут сигнализировать логопеду об удаче или необходимости дополнительного закрепления им уже пройденных вами упражнений. То подобные значки всегда напомнят, на каком этапе находится ребёнок, какой звук отработан, а к какому желательно вернуться еще раз.

Подготовить ребенка к сознательному желанию исправлять звуки. Детей привлекает разнообразный иллюстративный материал, и они не замечают, что при выполнении они проговаривают многократно поставленные логопедом звуки, что в свою очередь способствует быстрой автоматизации и в словах и позволяет быстрей перейти на уровень предложений. Подбор игр на индивидуальной или подгрупповой коррекционной деятельности ведем по следующему принципу, чтобы они включали в себя различную деятельность (конструирование по схеме, ориентировку в пространстве, графические навыки, так как это даст логопатам простор для самостоятельной деятельности. Этот иллюстративный и картинный материал очень интересный и понятный детям, и они легко «пропускают» его через себя. Игры основаны на всевозможной помощи героям, преодолению каких-то препятствий, что даёт дополнительный стимул играть в неё и увеличивает удовольствие от этого процесса. Заранее тщательно продумываем действия всех детей (если игры проводятся с подгруппой), в противном случае не будет выполнена речевая нагрузка с каждым из детей. В каждое практическое упражнение в ходе индивидуально-подгруппового занятия используются новые предметные картинки.

Практическое игровое упражнение «Построй домик». Методика организации игры.

Цель: Автоматизация звука «л» в словах. Инструкция : Проведи простым карандашом предметные картинки, только те, где слышится звук «л» в начале слов. Пока не появятся кружки, игра не закончилась. Возле лишних картинок нарисуй красный квадратик. Картинки : л ошадь, л уна, л ыжи, л ото, лимон, Л унтик, л уноход, л окоть, л асточка, л опата, л ак, л упа., л ук, л апша, л окон.

Практическое игровое упражнение «Воздушные шарики». Цель: Автоматизация звука «ль словах, исключая лишние предметы. Развивать ориентировку в пространстве, сенсорные эталоны, тонкую ручную моторику. Инструкция : Укрась воздушные шары, выбери картинки, где слышится звук «ль» проведи дорожки к кружочкам, нарисованным на каждом шарике. Проведя дорожку от картинки к каждому шарику, заштрихуй занятые шарики. Картинки: те ле га, ваф ли , туф ли , верёвка, кег ли , у ли тка, ко ля ска, ма ли на, орехи, коз ля та, ка ли на, пе ли кан. Раскрась каждый шарик и предмет разным цветом.

Практическое игровое упражнение «Цветок». Цель: Различение звуков «рь» — «ль» в словах. Развитие зрительного внимания, тонкой ручной моторики. Инструкция : К маленьким лепесткам цветка провести картинки, где слышится звук «ль». В большие лепестки цветка провести картинки, где слышится звук рь». Проводя линии от картинок к маленьким лепесткам, закрашивай каждый из них малиновым цветом, а большие лепестки сиреневым цветом.

Практическое игровое упражнение «Вёдра». Цель: Развитие зрительного внимания, графических навыков, дифференциация звуков «з» — «с».

Инструкция : Помоги разложить предметы в ведра. К треугольникам, нарисованным на правом ведре, проведи простым карандашом дорожки от предметных картинок со звуком «з», а в левое — со звуком «с». Картинки: с ундук , з айка , с умка , з абор , с амолёт , з мея , с амокат , з убы.

Практическое игровое упражнение «Автобусы». Цель: Различение «с» — «ш» в словах.

Инструкция : Помоги расположить предметные картинки. Назови каждую картинку. В автобусе слева поедут те , где слышится звук «ш», справа — звук «с». Проведи линию — дорожку от каждой картинки к его окошку.

Не забывай делить слова на части. Картинки: с амокат, ш катулка, с умка, ш ахматы, ш ины, с ани, ш мель, с ок. Автобус справа и картинки со звуком «ш» раскрась одним цветом, а со звуком «с» слева другим.

Практическое игровое упражнение «Девочки танцуют».

Цель. Различение «с» — «ш» в словах.

Инструкция : В карманчики на платьях справа проведи картинки со звуком «ш», слева со звуком «с». Раскрась платья и картинки со звуком «ш» — вишневым, со звуком «с» — салатовым цветом. Картинки: с ок , с оты , с ыр, ш ары, ш апка, ш околад, с ани, ш катулка, ш ляпка, с алат, с апоги, ш каф.

В ходе индивидуально-подгрупповой деятельности учитель-логопед учитывает личностные особенности детей. В подведении результатов проводим итоговую рефлексию.

  1. Коля, ты быстрей всех назвал слова, я горжусь тобой!
  2. Я думаю, в следующий раз у Саши обязательно все получится.
  3. Леша, ты очень любознательный.
  4. Люба, твоё выполнение меня тронуло.Поздравляю!
  5. Таня, как хорошо, что ты помогла своей подруге, ты настоящая звездочка!
  6. Наташа, у тебя сегодня настроение как у погоды — нежное и солнечное.
  7. Илья замечательно выполнил дорожки! Верно! Я верю в тебя!
  8. Толя сегодня наиболее находчивый, сообразительный!
  9. Матвей раскрасил картинки прекрасно! Сделал это лучше всех! Фантастика!

Выводы:

– Добились интереса на протяжении занятия и всего обучения.

– В ходе выполнения использовали личностно — ориентированный подход предусмотрели большую вариативность речевого иллюстративного материала.

– Отработали произносительные умения и навыки в правильном произношении.

– Сформировали культуру поведения в ходе коррекционной деятельности (эмоций, интересов, оценок).

– Провели итоговую рефлексию. Спросили у детей, что вызвало трудность. Похвалили каждого ребёнка за его действия на разных этапах выполнения работы.

Литература:

  1. Т. Г. Кантур, Т. С. Сидорова «Картотека авторских игр». Издательство ВИЗА 2014год.
  2. Т. С. Сидорова, Т. Г. Кантур «Преодоление нарушений звукопроизношения в ходе коррекционной деятельности 5– 7 лет с ОВЗ» Издательство ВИЗА полиграфическое объединение 2022 год.

Похожие статьи

Преодоление нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Формирование навыка чтения у детей 5–7 лет с нарушениями речи (из опыта работы)

Формирование мотивации к исправлению недостатков речи у старших дошкольников с III уровнем ОНР на логопедических занятиях

Формирование мелкой моторики у детей 3–4 лет с помощью разнообразных дидактических игр в ДОУ

Коррекционно-педагогическая работа по предупреждению нарушений смыслового восприятия у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня

Коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР в процессе театральной деятельности

Опыт работы по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Формирование навыков эмоциональной саморегуляции у слабослышащих детей младшего школьного возраста на коррекционных занятиях по социально-бытовой ориентировке

Организация коррекционно-развивающей работы по профилактике нарушений речи у детей «группы риска» младшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

Взаимодействие тифлопедагога и воспитателя в процессе проведения интегрированных занятий с дошкольниками со зрительными нарушениями

Похожие статьи

Преодоление нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Формирование навыка чтения у детей 5–7 лет с нарушениями речи (из опыта работы)

Формирование мотивации к исправлению недостатков речи у старших дошкольников с III уровнем ОНР на логопедических занятиях

Формирование мелкой моторики у детей 3–4 лет с помощью разнообразных дидактических игр в ДОУ

Коррекционно-педагогическая работа по предупреждению нарушений смыслового восприятия у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня

Коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР в процессе театральной деятельности

Опыт работы по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Формирование навыков эмоциональной саморегуляции у слабослышащих детей младшего школьного возраста на коррекционных занятиях по социально-бытовой ориентировке

Организация коррекционно-развивающей работы по профилактике нарушений речи у детей «группы риска» младшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

Взаимодействие тифлопедагога и воспитателя в процессе проведения интегрированных занятий с дошкольниками со зрительными нарушениями