Мастер-класс «Использование системы схем-алгоритмов в работе педагогов с целью развития познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ»
Авторы: Зенова Анжелика Васильевна, Никульшина Елена Анатольевна, Шеленговская Татьяна Николаевна, Галкова Наталья Юрьевна, Заваленкова Надежда Петровна, Кузнецова Татьяна Петровна, Михалёва Ирина Валерьевна, Белоусова Анна Андреевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
XLIII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, февраль 2023)
Дата публикации: 31.01.2023
Статья просмотрена: 305 раз
Библиографическое описание:
Мастер-класс «Использование системы схем-алгоритмов в работе педагогов с целью развития познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ» / А. В. Зенова, Е. А. Никульшина, Т. Н. Шеленговская [и др.]. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XLIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 6-14. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/477/17761/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье авторы представляют систему работы по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в ходе использования педагогами ДОУ системы схем-алгоритмов при организации опытно-экспериментальной деятельности.
Ключевые слова: ребенок, ориентировочная основа действия, действие, дошкольный возраст, экспериментальная деятельность.
На сегодняшний день перед системой образования стоят глобальные задачи формирования современного общества и государства в целом, суть которых в том, чтобы научить добывать знания, развивать личность ребенка на основе универсальных учебных действий, с помощью которых, опираясь на приобретенные знания, дети самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему. Формированию предпосылок универсальных учебных действий (УУД) способствует экспериментальная деятельность, как одна из ведущих в дошкольном возрасте.
Все это привело нас к выводу о том, что необходимо искать и применять более эффективные средства воспитания и обучения, которые служат развитию познавательных способностей детей. Выход из данной ситуации мы нашли в организации кабинета опытно-экспериментальной деятельности. Деятельность экспериментирования является одной из ведущих в дошкольном возрасте. При этом особое внимание следует уделить системно — деятельностному подходу в обучении и воспитании.
Основной результат применения системно-деятельностного подхода — развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий, предпосылки которых формируются в дошкольном возрасте.
В ходе практической экспериментальной деятельности у детей формируется ориентировочная основа действия (ООД) — т. е. система представлений о цели, плане и средствах осуществления предстоящего выполняемого действия. Термин введен Петром Яковлевичем Гальпериным в его концепции поэтапного формирования умственных действий. Содержание ориентировочной основы действия во многом предопределяет качество действия.
В каждом конкретном случае ориентировочная основа действия составляется субъектом самостоятельно с помощью общих схем, которые он выбирает. Действию, сформированному на ориентировочной основе третьего типа, присущи не только быстрота и безошибочность процесса формирования, но и большая устойчивость, широта переноса. Наибольшая эффективность деятельности достигается при обобщенной ориентировке, строящееся под руководством педагога.
Ориентировочная основа действия — это необходимый компонент любого действия. Дело в том, что каждое выполняемое нами действие будет протекать успешно только в том случае, если мы учитываем условия, определяющие успешность этого действия (рис. 1).
Чтобы экспериментальная деятельность в старшем дошкольном возрасте была эффективна и способствовала формированию предпосылок УУД, нами разработана система схем-алгоритмов ориентировочной основы действий для педагогов и старших дошкольников. Эта система включает в себя три основных компонента:
— универсальная схема-алгоритм для педагога
— универсальная схема-алгоритм для детей трех уровней сложности
— индивидуальный дневник наблюдений
Одна из составляющих системы — универсальная схема-алгоритм для детей трех уровней сложности:
Эта схема представляет собой алгоритм действий, направленных на изучение объекта наблюдений и его свойств. Такая схема позволяет ребенку самостоятельно подбирать материалы и оборудование, определять тип воздействия, сравнивать полученный результат с исходным состоянием объекта.
Причем данная схема позволяет изучать не только предметы и объекты окружающего мира, такие как песок, вода, снег, но и такие сложные для изучения явления, как туман, радуга или тень.
На начальном этапе работы по схемам-алгоритмам мы знакомим детей с условными обозначениями. Они едины для всех схем-алгоритмов, разработанных нами:
— это предмет, объект или явление, которое ребенок планирует изучить;
— подбор необходимых материалов и оборудования для изучения постоянных признаков (цвет, масса, величина и т. д.);
— выбор способов воздействия и их осуществление;
— существует символ, который напомнит ребенку о необходимости сделать сравнительный анализ.
Эти два этапа деятельности являются внешнеречевыми этапами, т. е. сопровождаются проговариванием детьми своих действий.
— Последний символ предлагает ребенку зафиксировать полученные результаты и впечатления в дневник наблюдений, что является внутриречевым этапом.
— на первом этапе ребенку дается полная схема-алгоритм проведения эксперимента
— на втором этапе дети пользуются частичной схемой проведения эксперимента
— третий этап предполагает проведение эксперимента по универсальной схеме-алгоритму,
Вернемся к изучению тени. Так как тень — явление сложное для изучения, ребенок может воспользоваться схемой-алгоритмом первого или второго уровня сложности по своему выбору. С помощью схемы ребенок узнает о тени, что она появляется, если есть источник света, движется в зависимости от направления света, ее длина зависит от высоты источника света.
Третья, заключительная составляющая системы — индивидуальный дневник наблюдений, в который дети заносят полученные результаты и впечатления, а также определяют план дальнейших действий. (проект, лэпбук, экскурсия и т. п.)
Дневник наблюдений, как один из видов дневников, позволяет ребенку фиксировать свои знания и эмоции от реализации своей деятельности. При этом формируется привычка вести дневник не только в ходе реализации экспериментально-исследовательской деятельности, но и в других жизненных ситуациях. При этом дневник рассматривается нами как мощное средство рефлексивного анализа. При этом роль дневника трудно переоценить, он является эмоциональной памятью, связанной с событием или действием, он является материалом для размышления, способом тренировки памяти и толчком для дальнейшей эффективной деятельности.
При реализации представленной системы схем-алгоритмов, процесс экспериментирования становится более динамичным, планомерным и личностно-значимым для каждого. Цель деятельности педагога — создание для каждого воспитанника ситуации успеха.
Мы предлагаем вам провести эксперимент, используя нашу систему схем-алгоритмов для детей. Приглашаем желающих(3 чел.).
На выбор каждый участник выбирает «слепым» способом схему-алгоритм, выбирает объект или предмет исследования. Тема экспериментальной деятельности: «Выявить условия, при которых выбранный объект тонет и при каких не тонет».
Для вас предоставлено все необходимое оборудование. Опираясь на схемы-алгоритмы, предлагаю вам начать свою деятельность.
Основной результат применения системно-деятельностного подхода — развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий.
Нами разработаны таблицы для педагогов (рис. 2, 3)
Раздел |
|||
Тема |
|||
Мотивационный момент (Значение знания для ребенка, личностный смысл) |
|||
Создание ООД (полной или не полной, самостоятельно или совместно с педагогом, единый осмысленный алгоритм), подбор таких заданий, ориентируясь на которые можно было бы изучить любую тему |
|||
Предмет или вещество |
Материалы и оборудование |
Воздействие и преобразование |
Сравнение результата с исходными данными |
Рис. 1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 2. Схема-алгоритм для изучения свойств веществ
Раздел
|
Вещества |
Мотивационный момент |
Зная физические свойства вещества, человек может его применять для своих целей |
Ориентировочные основы действий
|
— рассмотреть — потрогать руками — понюхать — определить форму |
Материальный этап
|
— измерить различными измерительными приборами — произвести воздействие и преобразование другими веществами и факторами |
Внешнеречевой этап |
— сравнить полученный результат с исходным состоянием вещества |
Внутриречевой этап |
— занести полученные результаты и впечатления в дневник наблюдений — определить план дальнейших действий (проект, лэпбук, экскурсия и т. п.) |
Рис. 3. Схема-алгоритм педагога для изучения свойств веществ
Литература:
- Гальперин П. Я. Введение в психологию: учеб. пособие для вузов. М.: КДУ, 1999. 332 с.
- Ошанин Д. А. Психологические вопросы регуляции деятельности М.: Педагогика, 1973. 208 с.
- Савчик О. М. Ориентировочная основа совместной деятельности как условие создания волевого единства группы // Вестник полоцкого государственного университета. Серия Е: педагогические науки. 2006. № 11. С. 77–82.
- Ендовицкая Т. В. Влияние организации ориентировочной деятельности на объем внимания у детей // Доклады АПН РСФСР. 1957. № 3. С. 75–79. Ориентировочная основа совместной деятельности дошкольников
- Минская Г. И. Переход от наглядно-действенного к рассуждающему мышлению у детей дошкольного возраста: автореф. дис. канд. пед. наук (по психологии) / Акад. пед. наук РСФСР, Науч.-исслед. ин-т психологии. М., 1954. 14 с.
- Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. 584 с.
- Смирнова Я. К., Белых А. С. Компоненты структуры регуляции совместной деятельности дошкольников // Инновации в науке: сб. статей по материалам XLVI междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск: СибАК, 2015. № 46. С. 105–112.
Ключевые слова
ребёнок, дошкольный возраст, действие, экспериментальная деятельность, ориентировочная основа действияПохожие статьи
Специфика взаимодействия логопеда с участниками образовательного процесса в дошкольной образовательной организации
В статье освещены основные элементы совместной работы учителя-логопеда и специалистов ДОО. Выявлены и проанализированы наиболее эффективные коллективные формы работы с речевыми нарушениями у детей дошкольного возраста.
Использование дидактических игр в образовательном процессе в дошкольном образовательном учреждении
В статье дается анализ результатов опытно-экспериментального исследования по развитию познавательных интересов и формированию познавательных процессов у детей дошкольного возраста посредством специально организованной педагогической деятельности по р...
Формирование способности к планированию собственной познавательной деятельности у детей 5–6 лет посредством занятий, построенных по принципу диалектического структурирования материала
В данной методической разработке представлен опыт работы по формированию у детей дошкольного возраста умения планировать собственную познавательную деятельность. Данный материал может быть полезен в работе педагогам дошкольных образовательных организ...
Методические рекомендации по планированию воспитательно-образовательного процесса в логопедической группе (из опыта работы)
В статье авторы делятся опытом работы по планированию видов деятельности с указанием средств, форм и методов.
Использование развивающих игр для формирования элементарных математических представлений и творческих способностей у дошкольников
Статья является научно-практическим исследованием, направленным на разработку и реализацию педагогической модели формирования элементарных математических представлений и творческих способностей у дошкольников с использованием развивающих игр. Достове...
Формирование универсальных учебных действий на уроках математики средствами метода проектов
Работа посвящена исследованию проблемы развития универсальных учебных действий на уроках математики в средней школе средствами метода проектов. Рассмотрена одна из форм организации проектно-исследовательской деятельности учащихся на основе Интернета ...
Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории
В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...
Формирование исследовательских умений у учащихся начальных классов во внеурочной деятельности
В статье рассматривается проблема изучения исследовательских умений у учащихся начальных классов и способы их формирования во внеурочной деятельности. Рассмотрены педагогические условия формирования исследовательских умений, проведена опытно-эксперим...
Применение системно-деятельностного подхода во внеурочной деятельности по географии
В статье рассматриваются формы организации внеурочной деятельности школьников по географии с помощью технологий системно-деятельностного подхода, активизирующего самостоятельную поисковую деятельность учащихся.
Интеллект-карта как средство речевого и познавательного развития детей с тяжелыми нарушениями речи
В статье рассматривается эффективность использования педагогами ДОУ метода интеллект-карт в развитии речи и познавательной сферы детей с ОВЗ.
Похожие статьи
Специфика взаимодействия логопеда с участниками образовательного процесса в дошкольной образовательной организации
В статье освещены основные элементы совместной работы учителя-логопеда и специалистов ДОО. Выявлены и проанализированы наиболее эффективные коллективные формы работы с речевыми нарушениями у детей дошкольного возраста.
Использование дидактических игр в образовательном процессе в дошкольном образовательном учреждении
В статье дается анализ результатов опытно-экспериментального исследования по развитию познавательных интересов и формированию познавательных процессов у детей дошкольного возраста посредством специально организованной педагогической деятельности по р...
Формирование способности к планированию собственной познавательной деятельности у детей 5–6 лет посредством занятий, построенных по принципу диалектического структурирования материала
В данной методической разработке представлен опыт работы по формированию у детей дошкольного возраста умения планировать собственную познавательную деятельность. Данный материал может быть полезен в работе педагогам дошкольных образовательных организ...
Методические рекомендации по планированию воспитательно-образовательного процесса в логопедической группе (из опыта работы)
В статье авторы делятся опытом работы по планированию видов деятельности с указанием средств, форм и методов.
Использование развивающих игр для формирования элементарных математических представлений и творческих способностей у дошкольников
Статья является научно-практическим исследованием, направленным на разработку и реализацию педагогической модели формирования элементарных математических представлений и творческих способностей у дошкольников с использованием развивающих игр. Достове...
Формирование универсальных учебных действий на уроках математики средствами метода проектов
Работа посвящена исследованию проблемы развития универсальных учебных действий на уроках математики в средней школе средствами метода проектов. Рассмотрена одна из форм организации проектно-исследовательской деятельности учащихся на основе Интернета ...
Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории
В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...
Формирование исследовательских умений у учащихся начальных классов во внеурочной деятельности
В статье рассматривается проблема изучения исследовательских умений у учащихся начальных классов и способы их формирования во внеурочной деятельности. Рассмотрены педагогические условия формирования исследовательских умений, проведена опытно-эксперим...
Применение системно-деятельностного подхода во внеурочной деятельности по географии
В статье рассматриваются формы организации внеурочной деятельности школьников по географии с помощью технологий системно-деятельностного подхода, активизирующего самостоятельную поисковую деятельность учащихся.
Интеллект-карта как средство речевого и познавательного развития детей с тяжелыми нарушениями речи
В статье рассматривается эффективность использования педагогами ДОУ метода интеллект-карт в развитии речи и познавательной сферы детей с ОВЗ.