Нейротренажеры как средство мозжечковой стимуляции и межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста
Авторы: Долганова Ирина Витальевна, Никулина Наталья Ивановна, Вилесова Марина Александровна, Соловьева Наталья Сергеевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
XLIII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, февраль 2023)
Дата публикации: 31.01.2023
Статья просмотрена: 655 раз
Библиографическое описание:
Долганова, И. В. Нейротренажеры как средство мозжечковой стимуляции и межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста / И. В. Долганова, Н. И. Никулина, М. А. Вилесова, Н. С. Соловьева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XLIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 1-6. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/477/17767/ (дата обращения: 19.12.2024).
Мозжечок — это та часть головного мозга, с помощью которого ребенок учится новым движениям, вспоминает их и воспроизводит. Мозжечок имеет множественные связи со всеми отделами мозга, задает темп работы всего мозга и помогает переработке всей информации, поступающей извне. Ведь это самый быстрый отдел мозга, в котором перерабатывается вся информация, полученная от других отделов. Поэтому чем быстрее будет работать мозжечок, тем быстрее ребенок будет осваивать новые знания. Это в свою очередь заставляет мозг образовывать новые нейронные связи, необходимые для решения тех или иных задач. Главная особенность мозжечка в том, что он всегда находится «на связи» с лобными отделами головного мозга, следовательно он контролирует и движение, и восприятие.
Что же происходит, когда работа мозжечка идет неправильно? Происходят нарушения, связанные со способностью ребенка к обучению. Для всех детей с патологией речи характерны нарушения моторного планирования, выраженные в артикуляционных расстройствах, трудностях серийно-последовательных построений (слоговая структура слова, звуко-слоговой анализ и синтез, письмо, чтение) и темпо-ритмической организации речи. А поскольку при выполнении упражнений постоянно требуется включение функций моторного планирования и поддержания баланса, слуховых и зрительных функций, неизбежно улучшается внимание и возникает состояние включенности когнитивных процессов. Поэтому стимулируя работу мозжечка, мы можем восстановить функции тех отделов мозга, которые у ребенка «притормаживали», вследствие чего у него наблюдались те или иные отставания в развитии.
Необходимо, чтобы мозжечковая стимуляция проходила в игровой, интересной форме, т. к. основной вид деятельности, форма организации жизни, средство всестороннего развития для детей дошкольного возраста это игра. А чтобы ребенку было интересно, необходимо заинтересовать ребенка, мотивируя его на достижение какого-либо результата. Поэтому в своей работе с детьми мы активно используем нейротренажеры. Нейротренажеры — это игровое оборудование, улучшающее работу мозга через воздействие на тело. Они особенно актуальны в работе с детьми, так как именно в дошкольном возрасте идет активное формирование мозговых структур и развивается интеллект.
Целесообразность использования в работе с детьми дошкольного возраста нейротренажеров опирается на следующие базовые принципы:
1) Основополагающим принципом использования нейротренажеров является принцип: «Любое повседневное действие человека, не важно, простое оно или сложное, влияет на функционирование его мозга в будущем. Неаккуратная, неорганизованная деятельность человека формирует неаккуратную, неорганизованную структуру мозга; регулярная и организованная деятельность поддерживает функционирование человеческого мозга на определенном уровне. И только деятельность с целью совершенствования и проверки своих возможностей совершенствует мозговые структуры и развивает их».
2) Следующим основополагающим принципом использования нейротренажеров является принцип сенсорной интеграции всех систем мозга: «Вовлечение различных сенсорных систем в формирование ответной реакции человека на раздражитель способствует их развитию, усложнению и интеграции друг с другом».
3) Другой важный принцип, лежащий в основе создания оборудования: «Совершенствование работы вестибулярной системы оказывает прямое, значительное и положительное влияние на работу всех остальных сенсорных систем».
4) Еще один принцип, лежащий в основе использования нейротренажеров: «В основе эффективной деятельности человека лежит развитие обоих полушарий коры головного мозга и их успешное взаимодействие друг с другом». Ученые доказали, что связь между обоими полушариями крайне важна для эффективного функционирования мозга человека и является одним из ключевых факторов развития ребенка.
Сегодня нейротренажеров достаточно много. Нейротренажеры условно можно разделить на:
– Балансиры для рук : лабиринты для рук, нейровосьмерки.
– Балансиры для ног : балансборд, балансир-лабиринт, рокерборд, доска Бильгоу, балансировочные мостики, нейроскакалки.
– Межполушарные тренажеры : межполушарные доски, ногоборды.
– Сенсорные тренажеры : тактильные сенсорные панели, полусферы балансировочные, кинезиомешочки, массажные коврики, сенсорные тропы.
Остановимся подробнее на каждом из них.
Балансиры для рук — это доска с лабиринтом, по которому нужно прокатить шарик с помощью слаженной работы обеих рук. Данный тренажер направлен на понимание ребёнком пространственной ориентации, что помогает детям с проблемами ориентировки своего тела в пространстве и времени: понимания право-лево, впереди-позади, над-под, между, по диагонали. При занятиях с ручным балансиром происходит гимнастика глаз с концентрацией внимания, даже 5 минут ежедневных занятий с ручным балансиром, значительно улучшат скорость и качество чтения и письма, а информация легче будет запоминаться.
Среди ручных балансиров очень популярна «умная восьмёрка» — это частный случай лабиринта, где шарик катается по траектории восьмерки. Занятия с нейровосьмёркой сглаживают импульсивность и гиперактивность ребенка. Гармонизируется нервная система, ребенок приходит в состояние внутреннего равновесия и спокойствия.
Среди балансиров для ног успешно используется балансборд. Балансборд — это прямая доска, свободно лежащая на небольшом цилиндре. Она больше подходит для детей, которые уже научились владеть своим телом. Восприятие ритма при раскачивании на балансборде помогает сформировать в мозгу нейрональные структуры, которые являются основой для многих процессов в нашей нервной системе и во всём организме. Балансир-лабиринт отличается от балансборда лишь тем, что на ней вырезан лабиринт, по которому нужно прокатить шарик с помощью координации тела в пространстве.
Рокерборд — /доска совы/ — изогнутая доска-качалка. Подходит для самых маленьких. В результате занятий на рокерборде укрепляется мышечный каркас, прорабатываются мельчайшие мышцы спины и ног, разгоняется кровь и разогреваются мышцы, улучшается координация.
Поверхность доски Бильгоу имеет специальную разметку и угол наклона платформы, который регулируется рокерами. В зависимости от угола наклона изменяется и уровень сложности выполнения упражнений, которые направлены на синхронизацию двигательных и познавательных навыков, развитие зрительно- моторной координации. Цель таких упражнений — научить мозг правильно обрабатывать информацию, полученную от органов чувств, развивать концентрацию внимания, память и мышление, развитие речи, математические способности, навыки чтения.
Балансировочные мостики — это узкая, приподнятая над полом дорожка, развивающая равновесие и координацию движений у детей. Удерживая равновесие на мостике, ребенок по образцу выполняет координированные движения под контролем зрения, при этом успешное выполнение этого упражнения развивает хорошую согласованность движений рук и работы зрительной системы.
Нейроскакалки — это отличный тренажер для детей. В отличии от простой скакалки, ее не надо держать руками, так ка есть специальное мягкое поролоновое кольцо, которое надевается на ногу. Чтобы скакалка начала вращаться, ее нужно оттолкнуть рукой или свободной ногой и начать прыгать, перескакивая второй ногой через крутящуюся ось с роликом.
Для активизации межполушарного взаимодействия широкое применение получили межполушарные доски и ногоборды. Межполушарная доска –это доска с двумя зеркально нанесенными лабиринтами для одновременного прохождения правой и левой рукой, тренируя тем самым терпение, концентрацию и внимание.
Ногоборды — это тот же межполушарный лабиринт, только проходить его надо ногами. Игра на них способствует развитию вестибулярного аппарата, развитию внимательности и координации движений.
Сенсорные тактильные панели бывают настенные и напольные. Они не только активно развивают двигательные рефлексы, но и способствуют развитию умственного потенциала, фантазии и логики. Помимо этого обеспечивается очень гармоничное развитие органов зрения, слуха и тактильной чувствительности у детей.
Полусферы балансировочные («массажные подушки») — представляет собой резиновый массажер с шипами, которые находятся на внешней стороне. На полукруглой стороне можно выполнять разнообразные упражнения на баланс, которые помогут избавиться от проблем с координацией, помогут осваивать собственное тело, да и вообще внести разнообразие в игры детей на балансирах.
Кинезиомешочки («живые мешочки») — это мешочки из ткани, наполненные разными тактильными наполнителями. Цель кинезиологических упражнений с ними — научить мозг правильно обрабатывать информацию, полученную от органов чувств, развивать зрительно- моторную координацию, концентрацию внимания, память и мышление.
Сенсорные тропы и массажные коврики используются для одновременного воздействия на различные точки пальцев, формирование основных сенсорных эталонов: цвет, форма, величина, для активизации словарного запаса путем описывания тактильных ощущений, для снятия эмоциональной напряженности.
Что же улучшается после занятий с нейротренажерами?
– Улучшается зрительно — моторная координация, общая моторика и мелкая моторика;
– Идет активное развитие всех видов памяти: зрительной, зрительно-пространственной, звуковой, образной, а особенно двигательной и других;
– Улучшается понимание, скорость мышления, произвольное внимание, пространственное воображение;
– Происходит гармонизация эмоционально-волевой сферы;
– Формируется произвольная регуляция деятельности;
– Улучшается восприятие устной и письменной речи;
– Улучшается произносительность речи и ускоряется процесс коррекции речевых нарушений;
– Активно формируются математические и логические способности, графо-моторные навыки;
– Идет нормализация поведения;
– И, как итог, повышается общий уровень интеллекта ребенка.
Литература:
- Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности — М.: Наука 1966. — 349с.
- Зуева Ю. В., Корсакова Н. К., Калашникова Л. А. Роль мозжечка в когнитивных процессах. URL: https://old.virtualcoglab.ru/html/Zueva.html.
- Методическое пособие: Основы применения программы мозжечковой стимуляции с использованием балансировочного комплекса. URL: https://доскабильгоу.рф
- Сиротюк А. Л. Нейропсихологические и психофизиологические сопровождения обучения. — М.: ТЦ «Сфера», 2003.