Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной к школе группе по патриотическому воспитанию «Мой город — я здесь живу»
Авторы: Ширшикова Светлана Владимировна, Чувайченко Ирина Олеговна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
XLIII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, февраль 2023)
Дата публикации: 01.02.2023
Статья просмотрена: 112 раз
Библиографическое описание:
Ширшикова, С. В. Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной к школе группе по патриотическому воспитанию «Мой город — я здесь живу» / С. В. Ширшикова, И. О. Чувайченко. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XLIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 14-18. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/477/17770/ (дата обращения: 19.12.2024).
Одна из главных задач педагогов и родителей — научить ребенка чувствовать красоту родной земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине — месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине — накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, мой город, образовательная деятельность, проект.
Перед педагогами встала задача усовершенствовать и разнообразить образовательный процесс для лучшего усвоения материала детьми. Для успешности работы по ознакомлению детей с родным городом, необходимо применить проектный метод.
Мной был разработан и проведен проект «Мой город — я в нем живу». По итогам которого дети узнали об истории нашего города, его достопримечательностях, изменениях с течением времени.
Цель: воспитывать у детей чувство гордости за свою малую родину. Дать знания о родном городе Самара, его истории, развивать познавательные и творческие способности.
Задачи: Организация совместной деятельности родителей, педагогов и детей; развивать у детей навык ведения поисково-проектной деятельности; сформировать представления об истории родного города и его достопримечательностях; воспитывать патриотические чувства и любовь к родному городу
Этапы осуществления проекта:
I этап — подготовительный (1 неделя): Организация совместной деятельности детей, родителей, педагогов; Совместная деятельность детей и родителей, контроль педагога; Сбор результатов совместной деятельности детей и родителей; Организация и подготовка образовательной деятельности/
II этап — основной (2 неделя): НОД познавательное развитие «Моя малая родина»; НОД речевое развитие «Я расскажу о своем городе»; НОД художественно-эстетическое развитие «Символика моего города»; Открытое занятие «Мой город — я здесь живу»; Рассматривание фото города Новокуйбышевск; Дидактическая игра «Что было «ДО», а что стало «ПОСЛЕ»; Беседа и рассматривание фото «Памятники и достопримечательности города Самара».
III этап — заключительный (3 неделя): Организация фотовыставки «Самара. Назад в прошлое»; Составление альбома «Памятники и достопримечательности Самары»; Выставка макетов «Мой город — Самара»; Видео ролик «По улица города Самары»; Арт выставка «Мы живем в Самаре.
Краткое содержание работы:
I этап — подготовительный (1 неделя): На подготовительном этапе производилась организация совместной деятельности взрослых и детей. Была организованна группа. В нее входили все воспитанники и закрепленный за каждым ребенком взрослый человек (помощник), это могли быть как родители, так и братья, сестры, дяди, тети и т. д. Такие пары условно были названы «Партнеры». Партнерам были выданные домашние задания по поиску информации или наглядного материала, но с обязательным условием, что ребенок в этой деятельности принимает активное участие, а взрослый лишь контролирует и оказывает помощь в той области, где ребенок не в силах справится самостоятельно (чтение, печатание и т. п.).
Помимо работы с детьми педагоги проводили организацию поисково-исследовательской деятельности с родителями, а также проводили культурно-просветительские мероприятия.
Все родители были условно разделены на две группы:
Организация творческой группы — кработе над проектом привлекаются ответственные и заинтересованные родители. Творческая группа подразделяется на две подгруппы: поисковая — ищет необходимый материал и группа по оформлению — структурирует материал и оформляет его для дальнейшего использования. Для более качественного сбора материала, его использования, а также облегчения контроля за ходом работы педагогами, было организованно «облачное хранилище» с открытым доступом на базе платформы Google. Поисковая группа отправляла материал, а группа по оформлению брала и осуществляя редактирование. После чего окончательный оформленный материал перемещался на бумажный носитель и передавался педагогам.
Консультирование — воспитателями ведется просветительская деятельность по теме проекта, даются консультации и материал для ознакомления (брошюры, плакаты, листовки и т. п.). Так же для более широкого охвата консультации и познавательная информация размещалась на сайте группы и в группе сайта «В контакте». Так родители могли прокомментировать если информация была полезной или дополнить. Не однократно проводились опросы и викторины, в которых родители принимали активное участие.
II этап — основной (2 неделя): На основном этапе реализуется образовательная деятельность, организованная на основе материалов собранных в ходе подготовительного этапа. В ходе образовательной деятельности дети познакомились с понятием малая родина (НОД познавательное развитие «Моя малая родина», Рассматривание фото города Самары, НОД речевое развитие «Я расскажу о своем городе» ), с историей строительства города Самары (Слушание рассказа «С чего начиналася Самара») , с достопримечательностями города (Беседа и рассматривание фото «Памятники и достопримечательности города Самары»), закрепили знания о символики (НОД художественно-эстетическое развитие «Символика моего города») . Так же совместными усилиями педагогов и родителей были созданы дидактические пособия («Что было «ДО», а что стало «ПОСЛЕ», «Это наш город (4 лишний)», пазлы «памятники»). Кто может рассказать о городе лучше, чем сам город. Проведение экскурсий продуктивный и интересный метод обучения. К сожалению, образовательные учреждения ограничены в возможностях организации таких мероприятий. По этой причине, педагогами было принято решение проведение виртуальной экскурсии «По улицам нашего города». Благодаря сервису Гугл Карты в режиме «Панорама» дети посетили главные улицы города, побывали на Площади Куйбышева, прогулялись по аллеям и увидели достопримечательности.
III этап — заключительный (3 неделя): Заключительный этап был полностью посвящен творчеству. Дети родители и педагоги организовывали различные выставки (макеты, рисунки, фото, лента времени, достопримечательности города и т. п.), так же был организован уголок «Наш город», в котором была собрана информация для дальнейшего обучения и использования в проведении мероприятий различного уровня (папки передвижки, картотеки, макеты, модели, плакаты, листовки, брошюры и т.п). Так же на базе группы был организован музей «Самара глазами детей и взрослых».
Выводы: Тенденции современного воспитания и развитии личности ребенка предлагают работникам дошкольного образования сделать упор на воспитание патриотических качеств, что совершенно невозможно без знания истории своего государства, своего края, города, истории семьи.
Литература:
- Белая К. Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М.: Школьная пресса, 2007.
- Гербы и символы: Самары и Самарской области. Г. Калашников Детсво-Пресс.2007г.
- Зеленова Н. Г. Мы живем в России: старшая группа. Мы живем в России: подготовительная к школе группа. М.: Скрипторий. 2003, 2008.
- Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М.: Сфера, 2005.
- Мой мир. С. Козлова. Москва. 2000.
- Н. В. Алешина Патриотическое воспитание дошкольников. Система работы.
- Особенности патриотического воспитания. И. Казакова. Обруч.№ 6–2003г
- Логинова Л. В. Что может герб нам рассказать… Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию. М.: Скрипторий 2003, 2008.
- Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 год» М. Д. Маханева М.: АРКТИ,2004 год
- Сценарии занятий по культурно-нравственному воспитанию (старшая и подготовительная группы) Фалькович Т. А., Барылкина Л. П. М.: ВАКО,2006
- Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении. Планирование, разработки занятий и мероприятий. Автор-составитель Е. А. Позднякова Волгоград: Учитель,2008
- Система патриотического воспитания в ДОУ. Планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. Авторы-составители Е. Ю. Александрова, Е. П. Гордеева, М. П. Постникова, Г. П. Попова
Похожие статьи
Район, в котором мы живем!
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине — месту, где родился человек. Знакомясь с родным город...
Воспитание любви к родному городу у старших дошкольников в образовательной деятельности
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников — это система мероприятий, направленных на формирование у воспитанников чувства долга по отношению к родному городу, стране, национального самосознания, готовность защищать свою Родину. Воспитанники ...
Формирование этнокультурных представлений у старших дошкольников в процессе ознакомления с родным краем
Актуальность исследования на современном этапе является приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой мы проживаем. Поэтому, необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него...
Формирование нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)
Патриотическое воспитание в детском саду — сочетание глубинных социальных технологий обучения и оздоровления ребенка на уровне воли, выносливости, смелости, познания традиций, погружение в патриотическую хронологию, гармония в семье и поэтическое мир...
Формирование ценностного отношения к людям и истории родного края
Формирование патриотизма через работу клуба интересных встреч «Юниор».
Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания дошкольников
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной ...
Воспитание маленьких патриотов на основе ознакомления с военной историей города
В статье рассматривается актуальность темы нравственного и патриотического воспитания старших дошкольников — одной из важнейших задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и ро...
Значимость патриотического воспитания в дошкольном возрасте
В данной статье обоснована значимость патриотического воспитания дошкольников в наши дни. Введение в план занятий с дошкольниками изучения понятий о Родине, патриотизме, любви к природе и уважения к труду соотечественников под названием «Россия — Род...
Задачи, содержание, технология работы по ознакомлению детей с родным краем
Cтатья посвящена проблеме социокультурного развития детей дошкольного возраста. В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. В жизни ребёнка дошкольный возраст ...
Формирование у дошкольников патриотических чувств посредством ознакомления с подвигами русского народа в годы Великой Отечественной войны
Патриотизм в дошкольном возрасте закладывается на примере мужества и героизма русских солдат, на основе ознакомления с историческими фактами своего города в годы ВОВ, героическому прошлому нашей Родины, пониманию и умению ценить мир.
Похожие статьи
Район, в котором мы живем!
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине — месту, где родился человек. Знакомясь с родным город...
Воспитание любви к родному городу у старших дошкольников в образовательной деятельности
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников — это система мероприятий, направленных на формирование у воспитанников чувства долга по отношению к родному городу, стране, национального самосознания, готовность защищать свою Родину. Воспитанники ...
Формирование этнокультурных представлений у старших дошкольников в процессе ознакомления с родным краем
Актуальность исследования на современном этапе является приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой мы проживаем. Поэтому, необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него...
Формирование нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)
Патриотическое воспитание в детском саду — сочетание глубинных социальных технологий обучения и оздоровления ребенка на уровне воли, выносливости, смелости, познания традиций, погружение в патриотическую хронологию, гармония в семье и поэтическое мир...
Формирование ценностного отношения к людям и истории родного края
Формирование патриотизма через работу клуба интересных встреч «Юниор».
Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания дошкольников
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной ...
Воспитание маленьких патриотов на основе ознакомления с военной историей города
В статье рассматривается актуальность темы нравственного и патриотического воспитания старших дошкольников — одной из важнейших задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и ро...
Значимость патриотического воспитания в дошкольном возрасте
В данной статье обоснована значимость патриотического воспитания дошкольников в наши дни. Введение в план занятий с дошкольниками изучения понятий о Родине, патриотизме, любви к природе и уважения к труду соотечественников под названием «Россия — Род...
Задачи, содержание, технология работы по ознакомлению детей с родным краем
Cтатья посвящена проблеме социокультурного развития детей дошкольного возраста. В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. В жизни ребёнка дошкольный возраст ...
Формирование у дошкольников патриотических чувств посредством ознакомления с подвигами русского народа в годы Великой Отечественной войны
Патриотизм в дошкольном возрасте закладывается на примере мужества и героизма русских солдат, на основе ознакомления с историческими фактами своего города в годы ВОВ, героическому прошлому нашей Родины, пониманию и умению ценить мир.