Лего-конструирование в дополнительном образовании детей младшего дошкольного возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Попова, С. В. Лего-конструирование в дополнительном образовании детей младшего дошкольного возраста / С. В. Попова, О. В. Фомина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XLIV Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 8-13. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/479/17794/ (дата обращения: 17.10.2024).



Конструируя, ребенок действует, как зодчий, возводящий здание собственного потенциала.

Ж. Пиаже

В связи с введением в систему дошкольного образования Федеральных государственных образовательных стандартов, педагогам открываются большие возможности использования новых педагогических технологий, методик, различных видов дидактического материала. На протяжении многих лет интересной и популярной является Лего-технология. Которая позволяет использовать различные виды конструкторов. Лего-конструктор дает возможность не только собрать игрушку, но и играть с ней.

Конструктор лего — давно уже легендарный бренд, интерес детей к нему не затухает много десятилетий — с момента его появления в Дании в 1949 году.

Лего-конструктор безопасен, имеет широкие игровые возможности. Развивает воображение, творческие способности, логическое мышление.

С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается ребенок, исследователи (З. В. Лиштван, В. Г. Нечаева, Л. А. Парамонова, Н. Н. Подъяков, Ф. Фребель и др) предложили различные формы организации обучения. [1].

Конструирование по образцу. Заключается в том, что детям предлагают образцы построек и показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний.

Конструирование по модели. Детям в качестве образца представляют модель, но не дают способа ее воспроизведения. Им предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения.

Конструирование по условиям. Не давая детям образца постройки, рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать.

Конструирование по схемам. У детей формируется мышление и познавательные способности.

Конструирование по замыслу. Обладает большими возможностями для развертывания творчества и проявления самостоятельности детей.

Конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек. Основная цель конструирования по теме — это актуализация и закрепление знаний и умений. [4].

Технология лего-конструирования актуальна и значима в свете внедрения ФГОС, так как, является важным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивает интеграцию образовательных областей.

Основная цель лего-конструирования в младшем дошкольном возрасте — это создание благоприятных условий для формирования первоначальных навыков конструирования, развития мыслительной деятельности и коммуникативных навыков детей.

Работая с детьми младшего дошкольного возраста, мы заметили их заинтересованность конструкторской деятельностью. Но постройки детей носили спонтанный характер, не имели сюжета и направленности. Очевидно, это связано с недостатком имеющихся умений и знаний в области лего-конструирования. Тогда мы разработали дополнительную общеразвивающую программу «Мастерята». С целью развития конструктивных навыков дошкольников младшего возраста.

Дополнительное образование рассматривается как пространство образовательных возможностей, механизм поддержки индивидуализации и самореализации человека, удовлетворения вариативных и изменяющихся потребностей детей, семьи и общества в целом. В. А. Березина подчёркивает: «… система дополнительного образования детей располагает уникальными социально-педагогическими возможностями по развитию творческих способностей обучающихся в области научно-технической, художественной, … и другой образовательной деятельности» [3].

Учитывая возрастные особенности младших дошкольников, мы используем конструктор дупло, с крупными деталями, предназначенный для детей от полутора до пяти лет.

Программа кружка «Мастерята» составлена на основе методических рекомендаций Е. В. Фешиной «Лего-конструирование в детском саду» и обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Цель программы: развивать конструкторские способности детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

— развивать у дошкольников интерес к конструированию, стимулировать детское техническое творчество;

— формировать у детей познавательную и исследовательскую активность,

— развивать мелкую моторику рук, зрительно-моторную координацию, конструктивные навыки и умения;

— формировать коммуникативные навыки детей: умение высказывать свои предложения, просьбы, отвечать на вопросы, объединяться в игре в пары, микро-группы.

Планируемые результаты освоения программы:

— у ребенка развита мелкая моторика; он может контролировать свои движения и управлять ими;

— у ребенка сформирован устойчивый интерес к конструкторской деятельности,

— у ребенка развита способность к простейшему анализу сооруженных построек (выделяет форму, величину, цвет деталей);

— ребенок овладевает умением работать в конструировании по образцу, условиям.

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Основная форма — подгрупповая.

Продолжительность одного занятия 15 минут.

Структура занятий

Первая часть занятия — это игры, упражнения на развитие логического мышления.

Вторая часть –конструирование.

Цель второй части — развитие способностей к наглядному моделированию.

Третья часть — обыгрывание построек, выставка работ, обсуждение.

В середине занятия проводится физкультминутка.

Таблица 1.

Учебный план:

Направленность дополнительного образования

Количество часов

Срок реализации программы

в неделю

в год

всего

1. Техническая

1.2. «Мастерята»

1

27

27

1 год

Таблица 2

Примерное тематическое планирование кружка «Мастерята»

Месяц

Тема

Цель

Октябрь

«В гостях у ЛЕГО»

Познакомить с конструктором, с правилами поведения и техники безопасности, с названием деталей; закрепить знание основных цветов

«Дорожка в саду»

Учить детей выполнять простейшую постройку, обследовать предметы, выделяя их цвет; познакомить со способами соединения деталей при постройке дорожек; развивать мелкую моторику рук

«Башенка»

Учить выполнять простейшие постройки; формировать бережное отношение к конструктору

«Здравствуй, лес»

Познакомить с некоторыми видами деревьев, учить различать их; учить строить дерево из Лего-конструктора

Ноябрь

«Запомни и выложи ряд»

Развивать внимание и кратковременную память.

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки; учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее; развивать творческую инициативу, самостоятельность

«Мебель для комнаты»

Развивать способность выделять в предметах их функциональные части; учить анализировать образец

«Построим загон для коров»

Закрепить умение скреплять две детали одной деталью; развивать зрительное и слуховое восприятие, тактильную чувствительность, память

Декабрь

«Найди на ощупь»

Развивать мелкую моторику рук, зрительно-двигательную координацию; закрепить название деталей, основные цвета

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки; учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее; развивать творческую инициативу, самостоятельность

«Утята в озере»

Учить внимательно слушать стихотворение, строить из конструктора утят.

«Новогодняя елочка»

Закреплять понятия высокий, низкий; учить выполнять задания по условиям; развивать творчество, воображение

Литература:

  1. Картина, И. Е. Применение технологии лего-конструирования и робототехники в современном дошкольном образовании / И. Е. Картина, Ю. С. Луцик, И. В. Бондарь. — Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 3 (30). — С. 11–13. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/157/4887/ (дата обращения: 13.02.2023).
  2. Парамонова Л. А. «Теория и методика творческого конструирования в детском саду». — М.: Академия, 2002г.-192с.
  3. Тимофеева Р. Г. Сборник дидактических игр по лего-конструированию. Для детей дошкольного возраста (3–7 лет). — М.: Перо, 2019. — 66 с.
  4. Фешина Е. В. Лего-конструирование в детском саду. — М.: ТЦ Сфера, 2012. — 114 с.
  5. https://www.pedgorizont.ru/publications?id=4009829

Похожие статьи

LEGO-конструирование в старшем дошкольном возрасте как средство развития технического творчества детей

Лего-конструирование и робототехника как средство всестороннего развития дошкольников (из опыта работы)

Дидактическая игра как средство обучения детей дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство умственного развития детей дошкольного возраста

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством LEGO-конструирования и робототехники

Использование печатной продукции в педагогическом взаимодействии с семьями детей дошкольного возраста

Использование дидактических игр при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста

Нетрадиционные техники рисования с детьми старшего дошкольного возраста

Использование электронных пособий при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с космосом

Похожие статьи

LEGO-конструирование в старшем дошкольном возрасте как средство развития технического творчества детей

Лего-конструирование и робототехника как средство всестороннего развития дошкольников (из опыта работы)

Дидактическая игра как средство обучения детей дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство умственного развития детей дошкольного возраста

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством LEGO-конструирования и робототехники

Использование печатной продукции в педагогическом взаимодействии с семьями детей дошкольного возраста

Использование дидактических игр при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста

Нетрадиционные техники рисования с детьми старшего дошкольного возраста

Использование электронных пособий при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с космосом