Концепция и механизмы системы наставничества молодых преподавателей IT-дисциплин
Автор: Лысенко Ирина Владимировна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
XLV международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, март 2023)
Дата публикации: 05.03.2023
Статья просмотрена: 32 раза
Библиографическое описание:
Лысенко, И. В. Концепция и механизмы системы наставничества молодых преподавателей IT-дисциплин / И. В. Лысенко. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XLV Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 40-44. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/481/17827/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье авторы рассказывают о концепции наставничества, рассматривают разные уровни и формы. Описана разработанная система, механизмы и опыт наставничества автором молодых преподавателей IT дисциплин.
Ключевые слова: наставничество, опытный педагог-молодой педагог, IT дисциплины, всесторонняя поддержка, обратная связь, опыт, проблемы, система наставничества.
Цель реализации программы наставничества: создание условий, способствующих самореализации, успешной адаптации, повышению уровня профессионализма и социализации, личностному и профессиональному развитию наставляемого, а также устранению или минимизации факторов, препятствующих этому развитию. Предусмотрено, что к 2024 году не менее 70 % обучающихся педагогических работников образовательных организаций будут вовлечены в различные формы наставничества и сопровождения. Наставничество молодого педагога — форма обеспечения его профессионального становления, развития и адаптации. Наибольшие трудности у молодых преподавателей вызывает психологическая и компетентностная адаптация, формирование собственной позиции и системы преподавания, выстраивание гармоничных отношений с педагогическим коллективом, студентами. Наставник может координировать, стимулировать адаптационный процесс молодого специалиста, участвовать в создании вектора их дальнейшего профессионального развития. В процессе достижения поставленной цели необходимо последовательно решать ряд задач:
– сокращение сроков адаптации к условиям осуществления профессиональной деятельности, к корпоративной культуре, усвоение им традиций, стандартов и правил внутреннего трудового распорядка;
– ускорение процесса профессионального становления наставляемых, развитие их способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные функциональные обязанности;
– развитие профессионально-значимых качеств личности наставляемого, в том числе в предметной области и методиках обучения, оказание им помощи в преодолении профессиональных затруднений;
– формирование мотивации у наставляемого к непрерывному профессиональному саморазвитию и самообразованию, стремления «к большему»;
– обеспечение взаимосвязи и преемственности профессиональной деятельности разных поколений сотрудников, создание многоуровневой системы взаимоподдержки и обмена опытом с вовлечением в процессы наставника, молодых педагогов, их студентов и выпускников.
Рис. 1. Уровни и формы наставничества
Я — опытный педагог, имеющий профессиональные успехи в воспитании и наставничестве (победитель профессиональных конкурсов, преподаватель, подготовивший не одну плеяду успешных выпускников — руководителей высшего и среднего звена на профильных предприятиях IT отрасли, победителей и призеров многочисленных олимпиад и конкурсов). Я держу связь со своими бывшими и настоящими подопечными, создавая целую сеть взаимосвязей, объединяя их в свою «паутину»- и студентов, и выпускников, работающих на предприятиях, и своих молодых преподавателей. Эта сеть позволяет организовать многоступенчатую систему передачи опыта, взаимопомощи и эмоциональной поддержки.
Я считаю, что наставничество, особенно в сфере IT, является двусторонним процессом, в основе которого лежат принципы доверия, взаимоуважения, взаимообогащения, диалога и конструктивного партнерства. Наши подопечные зачастую обладают современнейшими цифровыми компетенциями, которые опытный наставник обязательно возьмет на вооружение. Наставник должен личным примером и в совместной деятельности привлекать подопечного к различным видам деятельности, к общественной жизни коллектива, содействовать развитию творческих способностей, давая творческие и неординарные задания, зная решение, но привлекая подопечного к его поиску.
Рис. 2. Окружение молодого преподавателя в системе наставничества
Система взаимодействия наставника и подопечного включает этапы:
I-й этап — адаптационный,
II-й этап — основной (проектировочный),
III-й этап — контрольно-оценочный, IV-й этап — поддерживающий траекторию.
Моя система наставничества сводится к двум постулатам:
- Быть всегда на невидимой связи с подопечными;
- Быть для них авторитетом и постоянно совершенствоваться так, чтобы подопечные имели внутренний мотив и потребность держать эту связь.
Моя система наставничества зародилась в те времена, когда я работала преподавателем в Волжском университете им. Татищева и отвечала за научную работу факультета Информатики и управления, была зам. зав. кафедрой «Управление качеством в производственных и образовательных системах». Еще тогда форма индивидуального наставничества разных форматов привлекала меня своей высокой эффективностью и продуктивностью. Позже, перейдя на работу в ГАПОУ СО «ТИПК» и курируя IT специальности, я продолжила развитие и внедрение системы, создав сначала систему «педагог-наставник — студент-наставник- студент/ абитуриент», далее перейдя к самой сложной и самой эффективной форме наставничества: «педагог-наставник — молодой педагог». Через нее я смогу транслировать свой опыт и знания не только своим подопечным — молодым педагогами, но и всем, кого они когда-либо будут учить.
Как и в любой деятельности, в наставничестве есть риски. Если подопечный не хочет помощи, то никакой наставник не сможет ему помочь. Поэтому первое, с чего нужно начинать работу наставником — с мотивации подопечных. Наставник должен обладать рядом личностных и профессиональных качеств: отличными показателями в труде, высокими профессиональными знаниями по специальности, высоким авторитетом в колледже, в образовательном сообществе, в IT сообществе, коммуникабельностью, педагогическими навыками, личным желанием исполнять роль наставника, высокими морально-нравственными качествами, дающими пример позитивного и гуманистического мировоззрения, душевной теплотой и высоким эмоциональным интеллектом, терпением и спокойствием.
Проблемные моменты и риски. Со стороны наставляемого:
1) Завышенные ожидания. Подопечные могут ожидать особой заботы, постоянной поддержки, всепоглощающего внимания.
2) Отсутствие внимания наставника. Подопечные должны видеть, что о них думают и заботятся, иметь возможность быть на связи и на работе, и по важным вопросам- после нее.
2) Изменение мотивации и усталость. Подопечный может устать от наставлений и учебы, от трудной работы, захотеть уйти или укрыться, иметь домашние проблемы, а наставник этого не чувствует и наседает.
3) Потеря авторитета наставника. Наставник может не знать /уметь чего-то и потерять уважение подопечного.
4) Потеря интереса. Подопечному не интересно с наставником, круг их интересов и на работе, и за ее пределами никак не пересекается, не совпадают точки зрения, менталитеты, мировоззрение и т. д. Молодой преподаватель должен ХОТЕТЬ научиться и стать лучше, и научиться именно у ЭТОГО наставника!
Со стороны наставника:
1) Нерегулярность встреч, постоянная занятость наставника/наставляемого. И наставник может иметь нерегулируемую загрузку, особые личные обстоятельства, в результате пара может встречаться нерегулярно. Тогда сложно проследить нить коммуникации между сторонами, обеспечить эффективность программы.
2) Отсутствие у наставника должной квалификации, знаний и умений
3) Отсутствие у наставника мотивации к максимальной наставнической активности. Наставник должен ХОТЕТЬ и МОЧЬ научить и воспитать!
Ключевые слова
наставничество, опыт, проблемы, обратная связь, опытный педагог-молодой педагог, IT дисциплины, всесторонняя поддержка, система наставничестваПохожие статьи
О реализации практики наставничества молодых педагогов в условиях дошкольной образовательной организации
Статья раскрывает понятие наставничества, его функции. Описывается специфика наставничества в дошкольной образовательной организации. Автор приводит опыт реализации практики наставничества, описывает методы и инструменты, используемые в процессе.
Современные формы наставничества в СПО и оценка качества сопровождения
В статье автор исследует задачи системы наставничества в образовательном процессе, предлагает современные и актуальные методы сопровождения.
Наставничество как одна из эффективных форм профессионального роста педагога
Статья раскрывает роль наставничества в профессиональном становлении молодого педагога в дошкольном образовательном учреждении. Содержит информацию о работе с молодыми специалистами, раскрывает цели, задачи и формы работы наставничества.
Инновационные методы обучения в высшем образовании
В статье рассматриваются положительные стороны интерактивного образования на фоне классической модели преподавания, приводятся задачи, которые ставят перед собой интерактивные методы обучения, принципы работы для педагогов.
Инновационные кадровые технологии как вектор успеха современного учителя
Автор рассматривает применение инновационных кадровых технологий в проектировании деятельности современного педагога как возможность успешного профессионального развития. В работе анализируются основные и современные тенденции развития кадровых техно...
Изменения в корпоративном обучении в условиях пандемии
В статье рассмотрены основные изменения в сфере корпоративного обучения. Приведены примеры успешных инновационных решений в бизнес-среде и внедрения новых образовательных технологий. Определены преимущества дистанционного формата и актуальность переп...
Разработка научного подхода к формированию модели программы развития молодых специалистов
В статье представлен научный подход к формированию гибкой модели программы развития молодых специалистов, которая учитывает факторы стратегии компании, текущей оценки персонала, особенностей категории персонала, специфика отрасли и цели развития.
Особенности развития мотивационной сферы у будущих педагогов в период обучения в вузе
В данной статье представлена попытка изучения и выявления особенностей процесса мотивации студентов в вузах и путей ее формирования, рассмотрены трактовки понятие «мотив» разных ученых, представлены группы мотивов, представлены результаты исследовани...
К вопросу о модернизации учебных технологий в вузе
В данной статье рассматриваются вопросы применения и модернизации новых педагогических, информационных технологий и инноваций в реализация целей учебного процесса и развития личности в вузе. Даны сведения о формах и методах интеллектуально-технологич...
Практические позиции взаимодействия образовательной организации и бизнес-сообщества в процессе профессиональной подготовки управленческих кадров
В статье определены основные точки пересечения и предполагаемые результаты взаимодействия образовательной организации и бизнес-сообщества по вопросам организации процесса профессиональной подготовки управленческих кадров.
Похожие статьи
О реализации практики наставничества молодых педагогов в условиях дошкольной образовательной организации
Статья раскрывает понятие наставничества, его функции. Описывается специфика наставничества в дошкольной образовательной организации. Автор приводит опыт реализации практики наставничества, описывает методы и инструменты, используемые в процессе.
Современные формы наставничества в СПО и оценка качества сопровождения
В статье автор исследует задачи системы наставничества в образовательном процессе, предлагает современные и актуальные методы сопровождения.
Наставничество как одна из эффективных форм профессионального роста педагога
Статья раскрывает роль наставничества в профессиональном становлении молодого педагога в дошкольном образовательном учреждении. Содержит информацию о работе с молодыми специалистами, раскрывает цели, задачи и формы работы наставничества.
Инновационные методы обучения в высшем образовании
В статье рассматриваются положительные стороны интерактивного образования на фоне классической модели преподавания, приводятся задачи, которые ставят перед собой интерактивные методы обучения, принципы работы для педагогов.
Инновационные кадровые технологии как вектор успеха современного учителя
Автор рассматривает применение инновационных кадровых технологий в проектировании деятельности современного педагога как возможность успешного профессионального развития. В работе анализируются основные и современные тенденции развития кадровых техно...
Изменения в корпоративном обучении в условиях пандемии
В статье рассмотрены основные изменения в сфере корпоративного обучения. Приведены примеры успешных инновационных решений в бизнес-среде и внедрения новых образовательных технологий. Определены преимущества дистанционного формата и актуальность переп...
Разработка научного подхода к формированию модели программы развития молодых специалистов
В статье представлен научный подход к формированию гибкой модели программы развития молодых специалистов, которая учитывает факторы стратегии компании, текущей оценки персонала, особенностей категории персонала, специфика отрасли и цели развития.
Особенности развития мотивационной сферы у будущих педагогов в период обучения в вузе
В данной статье представлена попытка изучения и выявления особенностей процесса мотивации студентов в вузах и путей ее формирования, рассмотрены трактовки понятие «мотив» разных ученых, представлены группы мотивов, представлены результаты исследовани...
К вопросу о модернизации учебных технологий в вузе
В данной статье рассматриваются вопросы применения и модернизации новых педагогических, информационных технологий и инноваций в реализация целей учебного процесса и развития личности в вузе. Даны сведения о формах и методах интеллектуально-технологич...
Практические позиции взаимодействия образовательной организации и бизнес-сообщества в процессе профессиональной подготовки управленческих кадров
В статье определены основные точки пересечения и предполагаемые результаты взаимодействия образовательной организации и бизнес-сообщества по вопросам организации процесса профессиональной подготовки управленческих кадров.