Наставничество как инструмент социализации и адаптации к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Автор: Кошкина Наталья Константиновна
Рубрика: 6. Внешкольная педагогика
Опубликовано в
XLVI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, март 2023)
Дата публикации: 10.03.2023
Статья просмотрена: 612 раз
Библиографическое описание:
Кошкина, Н. К. Наставничество как инструмент социализации и адаптации к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Н. К. Кошкина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XLVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 54-58. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/483/17824/ (дата обращения: 19.12.2024).
В статье автор пытается показать возможности наставничества как инструмента социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Ключевые слова: наставники, подопечные, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, социализация, наставничество.
Вхождение выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в самостоятельную жизнь сопряжено с большими сложностями и не всегда проходит успешно. Вступая во взрослую жизнь, они сталкиваются с рядом проблем: поиск работы, организация быта, питания, досуга, забота о собственном здоровье, взаимодействие с социальными службами, планирование времени.
Это связано со спецификой жизни детей в детском доме, где они растут вне повседневных хлопот об обеспечении жизни. Мероприятия, проводимые в детском доме носят обучающих характер, мотивация детей к их посещению крайне низкая, поэтому большинство воспитанников не усваивает информацию о том, как покупать и готовить пищу, как платить за квартиру, зачем нужен банк, как обращаться в социальные службы, в правоохранительные органы и т. п., как выбрать профессию, как планировать бюджет и т. д.
Ввиду того, что большую часть заботы о таких детях берет на себя государство, они не видят, как покупается пища, где она хранится, как готовится, сколько и какой кухонной утвари нужно иметь дома; не видят, каков размер коммунальных платежей и налогов платит детский дом, с какими государственными учреждениями надо контактировать, что делать, если заболеешь.
Опасности, которые таит в себе такая система воспитания, обнаруживаются уже после выхода подростка во взрослую жизни. Неумение строить свой бюджет приводит к долгам, стрессы порождают фрустрацию и конфликты с окружающим миром, с правоохранительными органами, девиантное поведение.
Для того чтобы избежать этих проблем, нужна система адаптационных мер по подготовке подростка к самостоятельной жизни за пределами детского дома. Такая подготовка в будущем поможет детям-сиротам безболезненно влиться в российское гражданское общество, стать его активными участниками — раскрепощенными, уверенными в себе и в своем будущем. Ведь от того, насколько дети, оставшиеся без попечения родителей, будут социально подготовлены и успешно смогут интегрироваться в общество, во многом будет зависеть стабильность и гармоничное развитие всего нашего общества.
Один из главных показателей адаптации к самостоятельной жизни — уровень социализации. Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в данном обществе [4].
Социологи выделяют понятия первичной и вторичной социализации: первичная — это социализация, которой индивид подвергается в детстве и благодаря которой становится членом общества; вторичная — это каждый последующий процесс, позволяющий уже социализированному индивиду входить в новые сектора объективного мира его общества с помощью «значимых других» − людей, играющих решающую роль в процессе социализации, чьи суждения и действия являются образцом при формировании собственного мнения, суждения или линии поведения индивида [1], иначе говоря, агентов социализации.
Согласно теории Т. Лукмана и П. Л. Бергера, появление в жизни индивида новых «значимых других» приводит к тому, что он начинает приспосабливаться к новому жизненному миру, переосмысливать свою биографию, приобретать новые ценности [1].
Понятие «значимые взрослые» используется в психологии для обозначения особой роли взрослого в жизни ребенка. Наиболее приемлемым нам представляется такое определение функции ''значимого взрослого'': значимые для ребенка взрослые самым непосредственным образом участвуют в создании и укреплении «Я-концепции» ребенка [5].
Субъективная значимость другого человека, по мнению А. А. Бодалева, представляет собой феномен, проявляющийся и формирующийся в общении людей друг с другом. Суть его заключается в более или менее отчетливом осознании и более или менее сильном переживании человеком ценности для него другой личности. Обычно и осознание, и переживание этой ценности выражаются у человека в сопряженных друг с другом формах отражения значимой для него личности, эмоционального отношения к ней, а также обращения с этой личностью [3].
По данным Т. П. Скрипкиной и Е. А. Хорошиловой для детей подросткового и юношеского возраста два первых места среди значимых людей занимают мать и близкий друг [2]. Дети же, воспитывающиеся в детском доме, не имеют родителей, постоянно находящихся рядом и являющихся для них действительно значимыми взрослыми, а друзья в основном воспитываются в том же учреждении и в вопросах социализации и адаптации к взрослой, самостоятельной жизни так же некомпетентны.
Стать старшим другом и значимым взрослым для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей может наставник — взрослый доброволец, который морально готов общаться и быть рядом с подростком в течение определенного времени, готов помочь подростку в поиске жизненных ценностей и способов их достижения, передать ему знания, умения и навыки, предоставит помощь и совет, необходимую поддержку.
Для успешного устройства в обществе нужен продолжительный период регулярного общения подростка и наставника. Отношения важно продолжать и после выпуска из стен детского учреждения. Долгосрочное взаимодействие наставников и их подопечных — не менее года. Это позволит сформировать устойчивое социальное окружение для молодых людей.
Важно отметить, что наставник — не психолог, не учитель, не тьютор, не коуч, не психотерапевт, не фасилитатор, не родитель.
Роль наставника — старший друг, помогающий подростку и поддерживая его в поиске индивидуальных жизненных целей и способов их достижения. Наставник — человек, обладающий значительным опытом, готовый делиться своими знаниями с молодыми людьми в обстановке взаимного доверия.
Наставник может, основываясь на личном опыте и путём собственного примера обучить подростка социальным и практическим навыкам, рассказать и показать обустройство быта, помочь в вопросах профессионального самоопределения, организации досуга, взаимодействия с окружающими людьми.
Наставник может подсказать подростку, как видеть и понимать проблему, принимать ее, разрешать ее, или осознавать неспособность справиться с ней самостоятельно и тогда обращаться за помощью.
Значимым взрослым невозможно стать с самых первых дней общения с подростком, это «звание» нужно заслужить: посвящать подопечному свое внимание, непринуждённо помогать найти направление в жизни, но не подталкивать подопечного, давать представление о перспективах дальнейшей жизни подростка, рассказывать о жизни и собственной карьере, представлять свой опыт, быть доступными в качестве ресурса, уметь поддержать, выслушать.
Только за авторитетным взрослым подросткам хочется следовать, поэтому роль наставника и сложна, и интересна, и полезна одновременно. Не каждый готов посвящать своё время, силы и ресурсы наставничеству. Но тот, кто выбирает этот путь делает большой вклад в жизнь своего подопечного, который, выпустившись из детского дома будет знать, что у него есть неравнодушный человек, к которому можно обратиться за помощью.
Литература:
- Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Издательство «Медиум», 1995.
- Березин С. В., Евдокимова Ю. Б. Социальное сиротство: дети и родители: Материалы к курсу «Педагогическая психология» — Самара: Изд-во «Универс-групп», 2003. — 52 с.
- Бодалев, А. А. Субъективная значимость другого человека и определяющие ее факторы.- Вестник МГУ. — 1985. — № 2. — С. 14–18.
- Социологический словарь / Отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев; уч. секр. О. Е. Чернощек. М.: Норма, 2008. — 608 с.
- Шкопоров, Н. Б. Феноменология, динамика и психологические механизмы субъективной значимости другого человека для старших подростков в условиях школы-интерната: диссертация... кандидата психологических наук: 19.00.07. — Москва, 1980. — 196 с.
Ключевые слова
дети, наставничество, социализация, дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей, подопечные, наставникиПохожие статьи
Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к семейной жизни
В статье рассматриваются проблемы, с которыми сталкиваются дети-сироты в период их усыновления. Даются рекомендации, помогающие облегчить их интеграцию в новую семью.
Усыновление (удочерение) как приоритетное направление в решении имущественных проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
В статье автор раскрывает содержание формы устройства усыновление (удочерение) и имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
О начальном этапе становления подготовки воспитателей к работе с детьми раннего возраста
В статье рассказывается о начальном этапе становления подготовки воспитателей к работе с детьми раннего возраста, который охватывает значительный период времени. Перечисляются первые учреждения для воспитания детей раннего возраста, первые образовате...
Организация рефлексивной деятельности у воспитанников детского дома в условиях их краткосрочного пребывания
В статье представлен опыт преодоления проблем у воспитанников детского дома, которые они приобрели, проживая с родителями.
Субъектная позиция как показатель успешного профессионального и личностного становления учащейся молодёжи из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
В статье рассматривается содержание понятия «субъектная позиция», раскрываются сущностные характеристики её компонентов. Автором описаны социально-психологические особенности учащихся со статусом детей-сирот и статусом детей, оставшихся без попечения...
Подготовка выпускников сиротских учреждений к самостоятельной жизни в социуме
Статья посвящена проблемам, возникающим у выпускников сиротских учреждений. Рассматриваются факторы, способные облегчить процесс интеграции детей, оставшихся без попечения родителей, в современное общество.
Организация работы специалистов интернатного учреждения по профилактике конфликтов во взаимоотношениях «воспитатель — воспитанник»
В статье освещена сущность конфликтов во взаимоотношениях «воспитатель — воспитанник» в условиях интернатных учреждений. Предложена модель организации работы специалистов интернатных учреждений по профилактике конфликтов между воспитанниками и воспит...
Договор о приемной семье как один из основных институтов жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей
В статье автор рассматривает договор о приемной как особую форму жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Духовно-нравственное воспитание одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья
В статье рассматривается система духовно-нравственного воспитания одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья, выстроенная с учетом строгого индивидуального подхода к каждому ребенку.
Реализация права на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: проблемные аспекты на примере Красноярского края
В статье автор раскрывает содержание права на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исследует проблемы.
Похожие статьи
Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к семейной жизни
В статье рассматриваются проблемы, с которыми сталкиваются дети-сироты в период их усыновления. Даются рекомендации, помогающие облегчить их интеграцию в новую семью.
Усыновление (удочерение) как приоритетное направление в решении имущественных проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
В статье автор раскрывает содержание формы устройства усыновление (удочерение) и имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
О начальном этапе становления подготовки воспитателей к работе с детьми раннего возраста
В статье рассказывается о начальном этапе становления подготовки воспитателей к работе с детьми раннего возраста, который охватывает значительный период времени. Перечисляются первые учреждения для воспитания детей раннего возраста, первые образовате...
Организация рефлексивной деятельности у воспитанников детского дома в условиях их краткосрочного пребывания
В статье представлен опыт преодоления проблем у воспитанников детского дома, которые они приобрели, проживая с родителями.
Субъектная позиция как показатель успешного профессионального и личностного становления учащейся молодёжи из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
В статье рассматривается содержание понятия «субъектная позиция», раскрываются сущностные характеристики её компонентов. Автором описаны социально-психологические особенности учащихся со статусом детей-сирот и статусом детей, оставшихся без попечения...
Подготовка выпускников сиротских учреждений к самостоятельной жизни в социуме
Статья посвящена проблемам, возникающим у выпускников сиротских учреждений. Рассматриваются факторы, способные облегчить процесс интеграции детей, оставшихся без попечения родителей, в современное общество.
Организация работы специалистов интернатного учреждения по профилактике конфликтов во взаимоотношениях «воспитатель — воспитанник»
В статье освещена сущность конфликтов во взаимоотношениях «воспитатель — воспитанник» в условиях интернатных учреждений. Предложена модель организации работы специалистов интернатных учреждений по профилактике конфликтов между воспитанниками и воспит...
Договор о приемной семье как один из основных институтов жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей
В статье автор рассматривает договор о приемной как особую форму жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Духовно-нравственное воспитание одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья
В статье рассматривается система духовно-нравственного воспитания одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья, выстроенная с учетом строгого индивидуального подхода к каждому ребенку.
Реализация права на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: проблемные аспекты на примере Красноярского края
В статье автор раскрывает содержание права на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исследует проблемы.