Ранняя профориентация на музыкальных занятиях в детском саду | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Азизова, Л. О. Ранняя профориентация на музыкальных занятиях в детском саду / Л. О. Азизова, А. М. Виноградова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XLVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/483/17833/ (дата обращения: 16.11.2024).



Данная статья направлена на особенности ранней профессиональной ориентации в рамках реализации образовательной программы на музыкальных занятиях в дошкольных образовательных организациях.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, образование, самоопределение, дошкольники.

На сегодняшний день профориентация дошкольников, названная ранней профориентацией, становится одним из приоритетных направлений развития образовательной политики государства. В целом, данный факт обусловлен современным интенсивным развитием общества, которое диктует новые правила и условия образования и воспитания ребенка как личности, готовой к инновационному обществу.

Профессиональная ориентация (профориентация, выбор профессии, ориентация на профессию, профессиональное самоопределение) — это комплекс действий для выявления у человека склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на помощь в выборе карьерного пути людям всех возрастов [3]. Как правило, работа в направлении профессиональной ориентации детей делится на три этапа:

  1. Развитие конкретно-наглядных представлений о мире профессий, или допрофессиональное самоопределение. Реализация этапа осуществляется в возрасте с 2,5–3 лет до 10–12. Как правило, этап делится на два подэтапа — эмоционально-образный и пропедевтический.
  2. Профессиональное самопознание. Этап реализуется в возрастных рамках 5–9 классов. Как и предыдущий, данный этап делится также на два подэтапа: поисково-зондирующий и развитие профессионального самоопределения.
  3. Профессиональное самоопределение, делящееся на три подэтапа: уточнение социально-профессионального статуса (как правило, реализующийся в 10–11 классах), вхождение в профессию (процесс профессионального обучения), развитие профессионализма в процессе трудовой деятельности [1].

Как правило, в рамках деятельности дошкольной образовательной организации профессиональная ориентация представляет собой совокупность мероприятий, направленных на формирование общего представления дошкольников о разных профессиях, а также на развитие интереса или увлеченности какой-либо из них. Главная задача ранней профориентации — способствование созданию платформы для осознанного дальнейшего выбора профессии, помощь в самоопределении, выявлении и развитии индивидуальных способностей и возможностей.

Работа по профессиональной ориентации проводится по нескольким направлениям:

— информирование — передача сведений,

— диагностика — оценка индивидуальных особенностей,

— консультирование — помощь в разрешении проблем.

Основными направлениями ранней профессиональной ориентации являются:

— профессиональное воспитание (формирование у детей интереса к труду, трудолюбия);

— профессиональное информирование (обеспечение детей информацией о мире профессий).

Сегодня в дошкольных образовательных организациях реализуются различные образовательные программы. В качестве примера рассмотрим программу «Детство», разработанную под редакцией В. И. Логиновой, Т. И. Бабаевой, Н. А. Ноткиной. Согласно рабочей программе, задачи трудового воспитания и развития детей включены в образовательную область «Труд», которая, в свою очередь, также делится на два раздела — «Труд взрослых и рукотворный мир» и «Самообслуживание и детский труд». Раздели представляют собой интеграцию знаний с такими образовательными областями, как «Познание», «Коммуникация», «Социализация», что в совокупности позволяет расширить представление дошкольника о мире профессий. Однако, как мы видим, отдельно вынесенных областей, касающихся изучения мира профессий и самоопределения, тут нет.

Процесс реализации профессиональной ориентации дошкольников реализуется, начиная с 3 лет, когда ребенок уже сформирован как личность и способен высказать собственные предпочтения. При этом формы реализации данной работы на музыкальных занятиях представляют собой обширны круг, применение которых проходит в рамках образовательной деятельности:

— в присущих дошкольному возрасту видах детской деятельности (игровой, изобразительной, трудовой, музыкальной, коммуникативной, физической);

— в процессе специально организованных педагогическими работниками форм работы: занятий, экскурсий, праздников, развлечений.

И. С. Маматова выделяет следующие направления работы по формированию профессионального самоопределения:

— приближение детей к труду взрослых;

— ознакомление детей с трудом взрослых;

— совместная деятельность детей и взрослых [2].

Для ознакомления детей с трудом взрослых на музыкальных занятиях можно применять традиционные методы обучения и воспитания:

— словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);

— наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);

— практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);

— игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).

При этом следует помнить, что в практической деятельности все методы применяются не разрозненно, а в сочетании друг с другом.

Таким образом, можно подвести итог, что работа по формированию у детей профессионального самоопределения реализуется в процессе образовательной деятельности, в процессе образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, а также в процессе самостоятельной деятельности детей.

Литература:

  1. Кот, Т. А. Ранняя профориентация воспитанников дошкольных образовательных организаций / Т. А. Кот // Гуманитарные науки. — 2019. — № 3. — С. 34–38.
  2. Маматова, И. С. Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ / И. С. Маматова, Л. П. Литвинова, Е. В. Рысаева// Молодой ученый. — 2021. — № 21 (363). — С. 399–401.
  3. Что такое профориентация // Профориентация РФ. — URL: https://proforientatsia.ru/career-guidance/chto-takoe-proforientatsiya/

Похожие статьи

Профессиональная ориентация дошкольников и младших школьников средствами музыкального искусства в системе дополнительного образования детей

Музыкальное образование даёт возможность раннего включения детей в профессиональную деятельность. Особенно важным является начальный этап обучения, который закладывает фундаментальные основы профессионального развития в различных сферах музыкального ...

Вокалотерапия и ее применение в ДОУ

Статья посвящена проблеме развития психоэмоциональной сферы детей. Одним из наиболее эффективных методов психокоррекционной работы с детьми является вокалотерапия. В статье рассматриваются разные виды вокалотерапии в дошкольных учреждениях.

Формирование и развитие личности ребенка на уроках музыки в начальной школе

В статье рассматриваются приоритетные вопросы формирования и развития личности ребенка на уроках музыки в начальной школе.

Методы развития творческого потенциала младших школьников на примере музыкальных занятий

В статье рассматривается проблема развития и реализации творческого потенциала младших школьников на музыкальных занятиях. Описаны отечественные и зарубежные методы развития творческого потенциала младших школьников на музыкальных занятиях.

Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в системе дошкольного образования в современных условиях

Автор раскрывает значимость использования метода пластилинографии в работе с детьми с ОВЗ, виды заданий при работе с детьми. Статья рекомендована воспитателям коррекционных групп.

Востребованность занятий плаванием у детей дошкольного возраста

В данной статье представлены результаты анкетирования родителей, дети которых занимаются в детских садах г. Москвы с целью выявления востребованности занятий плаванием у детей дошкольного возраста.

Концептуальные аспекты содержания музыкального образования по развитию интеллекта у младших школьников на уроках музыки

В статье рассматривается содержание музыкального образования в развитии развития интеллекта детей младшего школьного возраста на уроках музыки и педагогические возможности урока музыки в общеобразовательной организации.

Формирование компетентности родителей в профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста

В данной статье рассматриваются условия, повышающие компетентность родителей в воспитании детей с нарушением речи. Также выявляется основное содержание реализации этих условий с использованием различных форм и методов взаимодействия с родителями в до...

Профориентация детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются теоретические и практические основы ранней профориентации детей дошкольного возраста.

Особенности работы музыкального руководителя с детьми с ОВЗ

В статье раскрывается особенность работы музыкального руководителя с детьми с ограниченными возможностями здоровья, с целью повышения эффективности коррекционно-педагогической работы.

Похожие статьи

Профессиональная ориентация дошкольников и младших школьников средствами музыкального искусства в системе дополнительного образования детей

Музыкальное образование даёт возможность раннего включения детей в профессиональную деятельность. Особенно важным является начальный этап обучения, который закладывает фундаментальные основы профессионального развития в различных сферах музыкального ...

Вокалотерапия и ее применение в ДОУ

Статья посвящена проблеме развития психоэмоциональной сферы детей. Одним из наиболее эффективных методов психокоррекционной работы с детьми является вокалотерапия. В статье рассматриваются разные виды вокалотерапии в дошкольных учреждениях.

Формирование и развитие личности ребенка на уроках музыки в начальной школе

В статье рассматриваются приоритетные вопросы формирования и развития личности ребенка на уроках музыки в начальной школе.

Методы развития творческого потенциала младших школьников на примере музыкальных занятий

В статье рассматривается проблема развития и реализации творческого потенциала младших школьников на музыкальных занятиях. Описаны отечественные и зарубежные методы развития творческого потенциала младших школьников на музыкальных занятиях.

Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в системе дошкольного образования в современных условиях

Автор раскрывает значимость использования метода пластилинографии в работе с детьми с ОВЗ, виды заданий при работе с детьми. Статья рекомендована воспитателям коррекционных групп.

Востребованность занятий плаванием у детей дошкольного возраста

В данной статье представлены результаты анкетирования родителей, дети которых занимаются в детских садах г. Москвы с целью выявления востребованности занятий плаванием у детей дошкольного возраста.

Концептуальные аспекты содержания музыкального образования по развитию интеллекта у младших школьников на уроках музыки

В статье рассматривается содержание музыкального образования в развитии развития интеллекта детей младшего школьного возраста на уроках музыки и педагогические возможности урока музыки в общеобразовательной организации.

Формирование компетентности родителей в профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста

В данной статье рассматриваются условия, повышающие компетентность родителей в воспитании детей с нарушением речи. Также выявляется основное содержание реализации этих условий с использованием различных форм и методов взаимодействия с родителями в до...

Профориентация детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются теоретические и практические основы ранней профориентации детей дошкольного возраста.

Особенности работы музыкального руководителя с детьми с ОВЗ

В статье раскрывается особенность работы музыкального руководителя с детьми с ограниченными возможностями здоровья, с целью повышения эффективности коррекционно-педагогической работы.