Арт-терапия в реализации коррекционно-развивающего направления работы в условиях дошкольного образовательного учреждения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Воропаева, О. В. Арт-терапия в реализации коррекционно-развивающего направления работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / О. В. Воропаева, Т. В. Блезинг, И. А. Козлова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XLVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 20-26. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/485/17895/ (дата обращения: 19.12.2024).



Одним из альтернативных подходов в коррекционной работе с дошкольниками может стать метод арт-терапии. Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) — представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества. Помимо всего прочего, арт-терапия — прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства.

Детская арт-терапия — это современное направление арт-терапии, которое предполагает использование любых средств искусства для выстраивания терапевтических отношений с детьми или для оказания психологической помощи и развития детей. Также арт-терапия — это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Иными словами, это — лечение творчеством, для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии ребёнка. Любой ребёнок способен выразить свои чувства и своё состояние в рисовании, музыке, движении. В процессе творческой деятельности создаётся атмосфера эмоциональной теплоты, происходит понимание себя и своего внутреннего мира. И это важно, в первую очередь, для детей с особыми образовательными возможностями. Ведь всё то, что интересно и близко детям есть в средствах искусства. В этом одно из преимуществ арт-терапии для детей. Всегда можно подобрать ту форму, которая наиболее близка и интересна малышу. Более того, арт-терапия подходит для работы с детьми, начиная с самого раннего возраста.

Творческая деятельность ребенка является важным элементом его развития. Для ребенка чаще важен не результат, а сам процесс. Именно поэтому арт-терапия так эффективна при работе с детьми. Полностью погружаясь в творчество, ребенок не задумывается о конечном результате, он получает удовольствие от самого процесса, вот почему этот процесс для него так терапевтичен.

Арт-терапевтический метод средствами художественной деятельности даёт ребёнку комфортное эмоциональное самочувствие и улучшение психологического здоровья. Ребёнок самовыражается через движения, краски, звуки, ощущения. Искусство может оказывать положительное влияние на развитие ребёнка с любой степенью ограничений здоровья. Это доказанный наукой факт. На нём и основано лечение средствами искусства — арт-терапией. Применяется такой метод при проблемах эмоционально-личностного развития: аутизме, задержке интеллектуального развития, нарушениях речи, слуха, зрения, двигательных функций. Это один из самых «мягких» и, в то же время, глубоких методов, связанных с раскрытием творческого потенциала ребенка, высвобождением его скрытых энергетических резервов и эмоций. Арт-терапия для детей хороша там, где другие методы трудно применимы. Ведь главное условие для упражнений детской арт-терапией — доступность средств, привлекательность, понятность и безопасность. Занятия лишены принуждения и воспринимаются, скорее, как игра и интересное времяпрепровождение.

Арт-терапия выполняет такие важные функции в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, как:

— освобождает от негативных состояний;

— снимает нервно — психическое напряжение;

— формирует адекватное межличностное поведение, самооценку;

— развивается воображение, эстетический опыт, творческое самовыражение;

— повышаются адаптационные способности.

Арт-терапия является частной формой терапии, связанной с творчеством и главным образом, с так называемыми визуальными искусствами (живописью, скульптурой, графикой, фотографией, а также их разнообразными комбинациями с другими видами творческой деятельности). Она продолжает активно развиваться и на данный момент, изучая новые области практического внедрения и обогащаясь идеями благодаря объединению с другими научными дисциплинами.

Термин «арт-терапия» впервые стал употребляться в английских странах примерно в 40-е годы ХХ века. В 1938 г. ее ввел Адриан Хилл. Основатели арт-терапии опирались на мысли Фрейда о том, что внутреннее «Я» человека выражается в визуальной форме каждый раз, когда он спонтанно рисует и лепит, а также на идеи Юнга об индивидуальных и универсальных символах. Основная фигура в арт-терапевтическом течении — не пациент (как больной человек), а личность, стремящаяся к саморазвитию и расширению спектра собственных возможностей. Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Арт-терапия не ставит своей целью сделать человека художником или актером. Она является хорошим способом социальной адаптации, помогает устанавливать отношения между людьми, так как использует средства невербального общения. Посредством искусства человек не только выражает себя, но и больше узнает о других. Через рисунок, игру, сказку, музыку арт-терапия дает выход сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания.

Новый подъём интереса к терапии творчеством, а именно, к арт-терапии, начинается приблизительно с середины XX века, когда она стала все более широко применяться в качестве разновидности терапии занятостью в большей степени в психиатрических и общесоматических госпиталях. Ключевая задача специалистов, проводящих арт-терапевтическую работу, содержалась в том, чтобы предоставить больным возможность относительно свободно заниматься простыми видами изобразительной деятельности, в процессе которой они могли бы отвлекаться от связанных с болезнью негативных переживаний. Выход арт-терапии на уровень самостоятельного психотерапевтического метода возник в последние два-три десятилетия.

Актуальность использования арт-терапии в ДОУ обусловлена необходимостью развития эмоциональной сферы детей и улучшения их психического развития, как одной из составляющих здоровья ребенка. На сегодняшний день арт-терапия — это уникальный метод, связанный с раскрытием творческого потенциала дошкольника и познанием своего внутреннего мира.

К преимуществам использования метода арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста можно отнести следующие:

— развивает и усиливает внимание к чувствам,

— предоставляет возможность для. выражения агрессивных чувств в социально-приемлемой манере,

— усиливает ощущение собственной личностной ценности, повышает художественную компетентность,

— помогает укрепить взаимоотношения между участниками (детьми, педагогами, родителями и.др),

— ускоряет прогресс в терапии: подсознательные конфликты и внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов;

— способствует возникновению чувства внутреннего контроля и порядка,

— позволяет работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми.

Основной целью занятий арт-терапией с детьми дошкольного возраста коррекционной направленности является организация им психологической помощи, и направлена на решение тех проблем, борьба с которыми может усугубиться и перейти затем во взрослую жизнь, к таким проблемам можно отнести: страхи, фобии и комплексы, которые возникают на фоне основных, либо сопутствующих диагнозов воспитанников. В работе с детьми дошкольного возраста наиболее более эффективно зарекомендовали себя следующие виды арт-терапии:

— музыкотерапия,

— сказкотерапия,

— цветотерапия,

— фототерапия,

— библиотрапия (терапия при помощи книг)

— изотерапия (лепка, рисование, роспись, рисунок),

— песочная терапия.

Более детально остановимся на одном из методов арт-терапии — изотерапии, который зарекомендовал себя, как наиболее эффективный метод, использующийся в нашем дошкольном образовательном учреждений, и уже зарекомендовавший себя, как доступный метод, которым могут без особых затруднений пользоваться все участники образовательного процесса, включая родителей (законных представителей), так как и в домашних условиях можно использовать элементы этого направления. Изотерапия — вид арт-терапии, это рисование цветным песком, пальчиками на зеркале и на бумаге, пластилиновое рисование и др. При построении деятельности мы используем два приема:

— даётся конкретное задание, но нет ограничений в технике его исполнения,

— не ограничивать воспитанника, также предложить на выбор материалы, которыми он будет работать, чтобы он сам изобразил, что ему нужно.

В выборе материалов, используемых в изотерапии перечень достаточно широк: акварельные краски, гуашь, пальчиковые краски, песок, цветной песок, мелки, восковые карандаши, цветные карандаши, фломастеры, различные крупы (пищевого назначения), пластилин, тесто, глина, ткань, мандалы и др.

С детьми дошкольного возраста наиболее эффективно использовать следующие техники арт- терапевтического метода:

— Марания («пачкать», «марать»), в этой технике целесообразно использовать гуашевые, пальчиковые, акварельные краски, так как цвета в них наиболее насыщенны, и будут иметь у воспитанника достаточно яркий эмоциональный отклик. В технике марании можно отказаться от привычных детям кисточек, губок, карандашей, а рисовать пальцами и ладонями. «Рисование» в данной технике можно облечь в более привлекательную для детей форму, например замазывание, брызги, пятна, различные линии. У марания эталонов нет, соответственно критериев оценивания тоже нет. Нестандартность метода приводят детей к собственным открытиям. Необычность и в то же время естественность техники, а также ее новизна, сродни детской природе, ее непосредственности, поэтому ребёнок забывает о социальных запретах, тревогах, страхах.

— Монотипия — это техника рисования на гладкой поверхности (толстой глянцевой бумаге, стекле, пластиковой доске, плёнке), слово «монотипия» произошло от греческого слова «monos» — «один», так как отпечаток в этой технике получается только один. Материал, на который будет наноситься краска, не должен пропускать воду, сверху накладывается лист бумаги и прижимается к поверхности, и как следствие мы получаем отклик в зеркальном отражении. Возможно на одном и том же материале делать несколько оттисков. Если после получения отпечатка продолжить рисовать на той же основе и повторно приложит лист с оттиском, рисунок изменится, тем самым побуждая автора к новым творческим свершения и образам. Действия можно повторять многократно, пока процедура будет приносить удовольствие, или же до получения наиболее привлекательного результата. При необходимости или желании возможно «прописать» готовый отпечаток, либо дорисовать или приклеить сверху нужные элементы для завершения готового образа.

— Каракули. Штриховка — это графика, изображение создаётся с помощью мелков и карандашей. В данной технике подразумевается хаотичное и ритмичное нанесение тонких линий на поверхность бумаги, мольберта, стены, пластика и др. Сочетание линий может представляться в абстрактной манере, либо сложится в образ. Штриховки просты в исполнении, а также занимают непродолжительное время, дают ребёнку почувствовать нажим на карандаш или мел, снимая напряжение перед рисованием. Данная техника оказывает благотворное влияние на эмоциональную сферу ребёнка, а также перекликается с психофизическими ритмами организма. Ритм создаёт настрой на активность и даёт тонус ребёнку.

«Кляксография» — это также вариант монотипии, техника которого строится следующим образом: лист сгибается пополам, и снова раскладывается на столе, с одной стороны, от сгиба наносятся пятна хаотично, либо в виде конкретного изображения. Краску можно наносить непосредственно около линии сгиба, либо в другой части половины листа, здесь будет наблюдаться зависимость сольются ли оригинал и будущий оттиск в одно целое, или между ними будет расстояние (как между двумя разными изображениями). Затем лист снова сгибается и плотно проглаживается ладонью, Краска симметрично отпечатается на другой половине листа. Необычные по красоте оттиски получаются с помощью ниток. Нитку длинной 30–40 сантиметров нужно опустить в краску, затем хаотично выложить на листе, оставив вне листа кончик, а затем накрыть сверху другим листом, придавить рукой и вытянуть нитку из пространства между листами, таким образом на обоих листах, примыкавших к окрашенной нити, на поверхности останутся необычные отпечатки. Полученные разводы дают огромный простор для богатой детской фантазии.

— Рисование предметами окружающего пространства — это не что иное как мятая бумага, кубики, губки, зубные щетки, нитки, соломинки, ластики и др. Для детей это очень интересный способ рисования, так как в нём используются нетипичные предметы. Если ребёнок привлекает в данной технике по собственной инициативе предметы из окружающего пространства для творчества, это показатель для психолога вовлеченности ребёнка в творческую деятельность, успешности адаптационного процесса, появление сил для отстаивания собственных интересов и идей ребёнка.

— Рисование пластилином — это довольно трудоёмкая техника, требующая от ребёнка усидчивости и длительного сосредоточения внимания, поэтому её целесообразно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Пластилином можно создавать различные изображения. Наиболее эффективно данная техника зарекомендовала себя в работе с гиперактивными детьми.

— Рисование на мокрой бумаге — техника рисования на смоченной пульверизатором бумаге, соответственно краски растекаются и смениваются на мокрой бумаге создавая необычные образы и изображения. Такая техника доставляет детям много положительных эмоций.

Арт-терапия — это инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста, которая зарекомендовала себя с положительной стороны не только с точки зрения детской психологии, педагогики, коррекционной работы с детьми, творчества, но и как здоровьесберегающая технология. Арт-терапия -это превосходный метод работы с группами детей коррекционной направленности, поскольку он позволяет каждому ребенку действовать на собственном уровне развития. Данный метод затрагивает все направления Общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения.

Литература:

  1. Адаптация детей с проблемами через творчество: выступления участников семинара / [Г. Л. Аруева, Р. И. Данилова, И. Н. Дроздова и др.]; Арханг. обл. дет. б-ка им. А. П. Гайдара, Ин-т «Открытое о-во». — Архангельск: [Элпа], 1999. — 14, [2] с. (1313723 — РС 1313724 — РС 1313725 — РС).
  2. Арт-терапия для детей: библиографический список книг: из фонда АОНБ им. Н. А. Добролюбова / Н. В. Попова; АОНБ им. Н. А. Добролюбова. — Архангельск, 2015.
  3. Вальдес Одрихола М. С. «Формирование эмоционально- волевой сферы школьников с проблемами в развитии средствами арт-терапии».
  4. Воронова, А. А. Арт-терапия для детей и их родителей / А. А. Воронова. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. — 253 с.: ил. — (Серия «Психологический практикум»). — На 4-й с. обл. авт.: Воронова Армине Аршаковна — канд. психол. наук, доц. -Библиогр.: с. 252–253. (1459355 — АБ).
  5. Журналы «Коррекционная педагогика» 3/5–2004., 2/8–2005., 3/9–2005. Л. А. Неменская «Искусство и ты» М. Панфилова «Игротерапия общения».
  6. Журналы «Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии» 6–2003., 1–2004., 3–2004.
  7. Медведева Е. А., Левченко И. Ю., Комиссарова Л. И., Добровольская Г. А. «Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании» М. — 2001.

Похожие статьи

Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения

Развитие познавательной деятельности дошкольника через экспериментирование в условиях введения ФГОС ДО

Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО

Развитие инициативности в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в условиях образовательного пространства ДОУ

Экспериментальное исследование эффективности арт-терапии в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья

Профилактика межличностных конфликтов в подростково-юношеской среде в условиях средне-специального образовательного учреждения

Социальное проблемно-игровое экспериментирование в работе с детьми старшего дошкольного возраста по социально-коммуникативному развитию

Организация развивающей предметно-пространственной среды в период адаптации к ДОУ детей раннего возраста

Оптимизация коррекционно-педагогической работы по формированию восприятия у детей с нарушениями речевого развития в системе ранней помощи

Сенсорное развитие детей раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации посредством нетрадиционных дидактических игр

Похожие статьи

Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения

Развитие познавательной деятельности дошкольника через экспериментирование в условиях введения ФГОС ДО

Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО

Развитие инициативности в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в условиях образовательного пространства ДОУ

Экспериментальное исследование эффективности арт-терапии в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья

Профилактика межличностных конфликтов в подростково-юношеской среде в условиях средне-специального образовательного учреждения

Социальное проблемно-игровое экспериментирование в работе с детьми старшего дошкольного возраста по социально-коммуникативному развитию

Организация развивающей предметно-пространственной среды в период адаптации к ДОУ детей раннего возраста

Оптимизация коррекционно-педагогической работы по формированию восприятия у детей с нарушениями речевого развития в системе ранней помощи

Сенсорное развитие детей раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации посредством нетрадиционных дидактических игр