Особенности формирования навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Дьяченко, Е. В. Особенности формирования навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста / Е. В. Дьяченко, И. С. Усенко, Е. А. Юдина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XLVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 26-30. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/485/17898/ (дата обращения: 16.11.2024).



Самостоятельность проявляется во всех сферах жизни и деятельности ребёнка: в процессе игры, в учебной и трудовой деятельности, самообслуживании. Основным видом труда младших дошкольников является самообслуживание. Самообслуживание — это освоение детьми культурно-гигиенических навыков: навыков приема пищи, раздевания и одевания, умывания и мытья рук, пользование туалетом.

В психолого - педагогической литературе большое место отводится проблеме трудового воспитания и развитию самостоятельности ребенка. Данной теме посвящены труды отечественных авторов: Н. М. Аксариной, Л. С. Выготского, Л. Н. Галигузовой, А. С. Малер, В. Г. Нечаевой, зарубежных авторов: У. Кристен, Л. Нюканен, Х. Рюкле и др.

По мнению Е. Ф. Акуловой, самообслуживание «имеет особое значение в раннем возрасте, так как оно является первой ступенью в трудовом воспитании детей и направлено на формирование у детей волевых, трудовых усилий, предпосылок к становлению самостоятельности» [1].

Самообслуживание, особенно в младшем дошкольном возрасте, имеет большие воспитательные и развивающие возможности. Эта мысль находит отражение в работах многих педагогов. Авторы подчеркивают его важность для воспитания внутренней культуры ребенка, отрицательного отношения к лени, неопрятности; осознания им себя как части общества; развития самостоятельности, силы воли, уверенности в своих силах.

Формирование у детей навыков, которые необходимы им в жизни, связаны с деятельностью, в значительной мере, направленной на удовлетворение повседневных личных потребностей. Если навыки самообслуживания будут сформированы, то дошкольникам будет намного легче адаптироваться в современном обществе.

Самообслуживание считается основным видом труда ребенка младшего дошкольного возраста. Повторяемые режимные процессы, постоянные требования к младшим дошкольникам способствуют прочности навыков, создают предпосылки для формирования потребности в чистоте и опрятности, привычки к самообслуживающему труду.

Как отмечает Е. Ю. Конина [2], труд по самообслуживанию способствует развитию у дошкольников координации движений, ловкости, формированию самостоятельности, меньшей зависимости от взрослого, уверенности в своих силах, желания и умения преодолевать препятствия, приучает к порядку. Оценивая воспитательное значение самообслуживания, особо отмечают его жизненную необходимость, направленность на удовлетворение повседневных личных потребностей младшего дошкольника.

С целью определения особенностей формирования навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста,мы обратились к анализу основных образовательных программ: «Детство» и «От рождения до школы». В программе «Детство» (Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др.) [2]. Целью которой является, обеспечение всестороннего развития ребенка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционального, нравственного, волевого, социально-личностного.

Особенности формирования навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста представлены в разделах: «Социально-коммуникативное развитие» подраздел «Самообслуживание», а также в разделе «Физическое развитие» подраздел «Становление у детей ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами» по возрастам. Дети первой младшей группы (от 2 до 3 лет) используют специфические, культурно фиксированные предметные действия, знают назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.) и умеют пользоваться ими. Владеют простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении. Имеют представления о простых предметах своей одежды (названия), назначении их, способах надевания (колготок, маечек, футболок, штанишек). У детей формирую элементарные культурно-гигиенические навыки. Дети приучаются к определенному жизненному ритму и порядку, к опрятности при осуществлении всех режимных процессов. В этом возрасте дети становятся более самостоятельными в мытье рук; умывании; полоскании рта; раздевании; пользовании горшком.

В программе «От рождения до школы» (Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой) [3]. Основная цель программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. Особенности формирования навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста раскрываются в разделе «Социально-коммуникативное развитие», в подразделе «Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание».

У детей первой младшей группы (от 2 до 3 лет) формируется привычка (вначале под контролем взрослого, а потом самостоятельно) мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем. С помощью взрослого дети уже умеют приводить себя в порядок; пользоваться индивидуальными предметами (расческой, носовым платком, полотенцем, салфеткой, горшком) [3].

В этом возрасте у детей формируется умение во время еды правильно держать ложку. Они учатся самостоятельно одеваться и раздеваться в определенном порядке; при небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); аккуратно складывать снятую одежду в определенном порядке, приучаются к опрятности.

Анализ современных ПООП дошкольного образования: «Детство» (Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др.) и «От рождения до школы» (Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой), позволяет сделать вывод, что в программах уделяется большое значение развитию навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста. В каждой программе в разделе «Социально-коммуникативное развитие»» отводится место развитию самообслуживания и самостоятельности дошкольников, но в программе «Детство», особенности формирования навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста представлены также и в разделе «Физическое развитие».

Таким образом, из анализа программ мы делаем вывод, что самообслуживание детей младшего дошкольного возраста включает в себя сформированность следующих навыков:

  1. Навыки опрятности: при небольшой помощи воспитателя дети умеют пользоваться: носовым платком; салфеткой; расчёской; полотенцем; горшком; замечать непорядок в одежде, устранять его при помощи взрослых.
  2. Навыки приёма пищи: детей учат жевать с закрытым ртом; пользоваться ложкой (умение держать ложку, набрать в неё еду, поднести ко рту); пить из чашки, держа её двумя руками; брать самостоятельно, откусывать кусочки хлеба.
  3. Навыки одевания и раздевания: у детей развито умение, в определённой последовательности, одевать (снимать) различные предметы одежды; застёгивание пуговиц, завязывание поясов, бантов на одежде при небольшой помощи воспитателя [4].

Итак, самообслуживание позволяет закреплять у детей интерес к этому виду деятельности, желание всё делать самим, инициативность, деловитость. Формирование навыков самообслуживания дополняет внутреннюю культуру дошкольников: они стремятся быть полезными, не обременять окружающих, помогать им обходиться своими силами; всегда требуют определенных физических и умственных усилий, выступающие в деятельности детей младшего дошкольного возраста.

Литература:

  1. Акулова, Е. Ф. Психолого-педагогические условия воспитания самостоятельности в младшем дошкольном возрасте /Е. Ф. Акулова // Наука, образование общество. — 2018. — № 4. — С.24–47.
  2. Волчкова, В. Н. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста. / В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова. — ТЦ Учитель. — 2017.- С.231.
  3. Конина, Е. Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект. /Е. Ю. Конина. — М: Айрис-пресс, 2020. –12 с.
  4. Моржина, Е. В. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома./Е. В. Моржина. — М.: Теревинф, 2017. — 157 с.
  5. Сайгушева, Л. И. Игровые технологии как средство приобщения младших дошкольников к самообслуживанию / Л. И. Сайгушева, И. С. Стряпухина // Международный журнал экспериментального образования. –№ 7. — 2019. — С.39–41.

Похожие статьи

Особенности психологического консультирования родителей дошкольников

Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Формирование профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Особенности развития певческого аппарата детей дошкольного возраста

Выявление уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста

Особенности развития коммуникативных навыков детей с РАС в условиях учреждения социального обслуживания

Особенности использования дидактических игр в работе с детьми младшего дошкольного возраста

Особенности формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста в процессе самообслуживания

Приемы и методы формирования самоконтроля за произношением у детей дошкольного возраста

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Похожие статьи

Особенности психологического консультирования родителей дошкольников

Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Формирование профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Особенности развития певческого аппарата детей дошкольного возраста

Выявление уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста

Особенности развития коммуникативных навыков детей с РАС в условиях учреждения социального обслуживания

Особенности использования дидактических игр в работе с детьми младшего дошкольного возраста

Особенности формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста в процессе самообслуживания

Приемы и методы формирования самоконтроля за произношением у детей дошкольного возраста

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста