Конструирование из LEGO как инструмент познавательного и речевого развития детей (из опыта работы) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

XLIX международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, апрель 2023)

Дата публикации: 21.04.2023

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Кулешова, Н. М. Конструирование из LEGO как инструмент познавательного и речевого развития детей (из опыта работы) / Н. М. Кулешова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XLIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 8-12. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/489/17934/ (дата обращения: 16.11.2024).



Уверенная, грамотная речь — визитная карточка человека. Однако в сегодняшний «век прогресса», инноваций, взрослые очень заняты на работе и не могут уделять достаточно внимания детям. В результате дети редко говорят, а больше слушают и смотрят(например, телевизор, аудио-и видео аппаратуру, компьютеры, планшеты и телефоны). Именно в дошкольном возрасте развитие языка становится актуальным. Важнейшим условием повышения речевой активности ребенка дошкольного возраста является создание эмоционально положительных ситуаций, вызывающих желание активно участвовать в языковом общении. В этом случае особенно важно игровое общение с ребенком. Игровое общение создает необходимую основу для формирования и совершенствования речевой деятельности ребенка. Конструирование LEGO подходит под эти требования.

Качественный скачок в развитии новых технологий привел к тому, что обществу нужны люди, способные решать новые проблемы нестандартными способами и при вносить новое содержание во все сферы жизни. Сегодня дети живут в век агрессивной информации, компьютеризации и роботизации, они успешно пользуются средствами информации и коммуникации и уже не удивляются обычным иллюстрациям в книгах. В быстро меняющейся жизни людям нужны не только постоянные знания, но, прежде всего, способность самим приобретать эти знания и манипулировать ими, мыслить независимо и творчески, преобразовывать и адаптировать имеющийся опыт к быстро меняющимся обстоятельствам. Именно поэтому перед педагогами дошкольных учреждений стоит очень важная задача: воспитать и обучить детей, обладающих такими личностными качествами, как любознательность, активность, ответственность.

Общение, которое раньше было эффективным, больше не имеет смысла. Дети начинают интересоваться предметами и всем, что их окружает. Дети могут разговаривать с ними только тогда, когда они овладевают языком.

Проблемы в развитии языка, такие как нарушение произношения, ограниченный словарный запас и отсутствие коммуникативных потребностей, возникают в раннем возрасте. Таким детям трудно адаптироваться и добиться успеха в обществе.

К. И. Чуковский, известный автор и исследователь детского языка, утверждал, что» обучение речи — это всегда обучение мысли». Речь — один из незаменимых и неотъемлемых элементов человеческого общения.

Развитие речи через конструктивную игру — актуальная тема сегодняшнего дня. Для того чтобы развивать речь детей, необходимо увеличить частоту игр.

Лев Семенович Выготский отмечает: «Когда детей, которые по каким-либо причинам не овладевают речью к трем годам, начинают учить ей в три года, то оказывается, что трехлетние дети действительно труднее овладевают речью, чем полутора годовалые».

Аналогичным образом, плохая мелкая моторика может стать причиной проблем с развитием речи. Важность улучшения движения руки координации отмечает М. М. Кольцова, известный исследователь детской речи. Она утверждает, что» руки следует считать органом речи». Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и развитие речи будет в пределах нормы.

Лего-конструирование является решением этих проблем. Почему именно метод лего-конструирования? Потому что использование конструкторов Lego является прекрасным развивающим средством для детей дошкольного возраста. Оно обеспечивает интеграцию различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, конструктивной, самообслуживания и элементарного труда, физической активности) для интеллектуального развития дошкольников,

В основе образовательной деятельности с использованием технологии LEGO лежит игра, которая является типично детской деятельностью. LEGO позволяет детям играть и учиться во время игры.

Это позволяет поднять развитие познавательной деятельности дошкольников наиболее высокий уровень, что является одним из факторов их успешности в школе.

Это развивающее обучение, которое стимулирует познавательную и языковую деятельность детей дошкольного возраста и способствует развитию социальной личности с высокой степенью свободы мышления, независимости, целеустремленности и способности творчески решать любые проблемы.

Она сочетает в себе элементы игры и экспериментирования и, следовательно, стимулирует мыслительную и языковую деятельность детей дошкольного возраста.

Игра — это лучшая подготовка к будущей жизни. В игре дети тренируются и развивают навыки, которые понадобятся им позже в жизни...В дошкольном возрасте игра охватывает почти все поведение ребенка» Л. С. Выготский

Уроки LEGO Construction направлены на развитие интеллекта, воображения, моторики, творческих способностей, интерактивное и монолингвальное развитие, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Дети учатся работать по предложенным инструкциям и развивают умение работать с партнерами и в команде.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что технология LEGO является основополагающей для интеллектуального и языкового развития детей. Все эти данные подтверждают обоснованность использования LEGO Construction как средства развития речи детей в дошкольных учреждениях.

Занятия конструированием дают детям возможность действовать с геометрическими фигурами, изучать их цвета, формы и размеры, запоминать правильные названия деталей и улучшать понимание пространственных отношений. Игровые занятия предупреждают излишнюю дидактичность и утомляемость, активизируют частую смену поз(сидя, стоя, на ковре, за столом и т. д.).

Для развития интеллектуальных и языковых навыков детей используются определенные методы и приемы.

Наглядные (использование ИКТ-технологий, просмотр мультфильмов и фрагментов учебных фильмов, учебных презентаций, рассматривание схем, таблиц и иллюстраций, сбор фотоматериалов, дидактические игры, организация выставок, личный пример взрослых).

Язык (чтение потешек, загадок, пословиц и размышлений, постановка вопросов и ситуаций, беседы, дискуссии, моделирование).

Практические игровые ситуации, элементарная исследовательская деятельность (эксперименты с поделками), игра в поделки, симуляции, конкурсы, физиогномика.

Важным моментом является взаимодействие с родителями детей дошкольного возраста. Для этого родителям должна быть предоставлена возможность участвовать вместе с детьми в создании темы и развивать навыки взаимодействия с детьми в сотрудничестве и на равных.

Родителей также следует проконсультировать о том, как организовать речевые игры в конструкторах LEGO.

В заключение можно сказать, что речевое и познавательное развитие детей дошкольного возраста осуществляется через задания:

Образовательные: активизация речи детей в процессе игры с ЛЕГО конструированием. Развивается познавательная активность детей, пространственное мышление и мелкая моторика.

Воспитательная: развивает социально успешных детей, умеющих общаться и вести себя в парах, группах и т. д.

Похожие статьи

Нетрадиционное рисование как средство развития творческих способностей и эмоциональной сферы детей (из опыта работы)

Игра как средство развития личности ребенка младшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Современные техники и технологии как средство повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка в школе (из опыта работы)

Дидактическая игра как средство развития логического мышления (из опыта работы)

Технология развития критического мышления как средство формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках истории (из опыта работы)

Игровые методы как средство активизации познавательной активности обучающихся (из опыта работы)

Использование интерактивных тренажеров при обучении чтению на английском языке в начальной школе как одна из форм индивидуального подхода (из опыта работы)

Развитие эмоционально-коммуникативной сферы у детей с ОВЗ с использованием игрового набора Фребеля (из опыта работы)

Лего-конструирование и робототехника как средство всестороннего развития дошкольников (из опыта работы)

Игровые технологии как средство всестороннего развития личности детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Похожие статьи

Нетрадиционное рисование как средство развития творческих способностей и эмоциональной сферы детей (из опыта работы)

Игра как средство развития личности ребенка младшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Современные техники и технологии как средство повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка в школе (из опыта работы)

Дидактическая игра как средство развития логического мышления (из опыта работы)

Технология развития критического мышления как средство формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках истории (из опыта работы)

Игровые методы как средство активизации познавательной активности обучающихся (из опыта работы)

Использование интерактивных тренажеров при обучении чтению на английском языке в начальной школе как одна из форм индивидуального подхода (из опыта работы)

Развитие эмоционально-коммуникативной сферы у детей с ОВЗ с использованием игрового набора Фребеля (из опыта работы)

Лего-конструирование и робототехника как средство всестороннего развития дошкольников (из опыта работы)

Игровые технологии как средство всестороннего развития личности детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)