Полифункциональное оборудование — одно из перспективных направлений коррекционной работы с детьми с особыми образовательными потребностями | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Столярова, И. Н. Полифункциональное оборудование — одно из перспективных направлений коррекционной работы с детьми с особыми образовательными потребностями / И. Н. Столярова, А. В. Жигалова, А. А. Головинова, Е. А. Тарасова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы L Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 18-22. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/491/17979/ (дата обращения: 15.11.2024).



Что такое полифункциональное оборудование? Полифункциональность — от греч. polu — много и лат. funсtio — исполнение, осуществление, деятельность. Так как оборудование имеет широкий спектр возможностей, тем самым становится полифункциональным.

Перспективным направлением гуманизации коррекционно-развивающего обучения является использование современного полифункционального оборудования

Целью использования ПФО является включение во взаимодействие речевых, двигательных, моторных, сенсорных зон коры головного мозга и активизация всех анализаторных систем ребенка.

Основными задачами использования ПФО являются:

  1. Формирование сенсорных эталонов (цвет, форма, величина, качество, пространственная ориентация).
  2. Формирование гностических процессов (слуховых, зрительных, тактильно-вибрационных модальностей).
  3. Частичная компенсация психических процессов ребенка (целостное восприятие; слуховая, зрительная, кинетическая, кинестетическая память; произвольность внимания; словесно-логическое мышление).
  4. Преодоление двигательных расстройств (релаксация; формирование основных качественных характеристик движений: силы, точности, амплитуды, объема, темпа, ритмичности, плавности и переключаемости).

Созданная в МБОУ ШОВЗ специально организованная среда включает полифункциональное оборудование следующего назначения:

— Нумикон — наглядный материал для детей, испытывающих трудности в математике.

— вертикализаторы (стульчики для детей с НОДА — применяется для опоры, фиксации) — мелкие пособия (щетки, малые пупырчатые мячи,...), позволяющие осуществлять массаж биологически активных точек, формирование комплекса двигательных и речевых функций;

— Балансир «Звезда», «Качели». Развивает координацию, укрепляет все мышцы тела, улучшает мозговую деятельность, вырабатывает чувство равновесия

— набор «Локи-Моки» — универсальный материал для развития и коррекции двигательных функций, совершенствования хватательных движений, зрительно- моторной координации и мелкой моторики, стереогнотического чувства пространственного восприятия, а также интеллектуальных умений, формирование математических представлений.

— — набор «Дары Фрёбеля» — применяется для развития у школьников социальных и коммуникативных умений, сенсорного развития, мелкой моторики, развития познавательно- исследовательской и продуктивной деятельности, формирования элементарных математических представлений, развитие логических способностей.

— тренажёр для письма — графические упражнения для детей с ОВЗ, способствуют формированию глазомера, зрительной памяти; развитию воображения, зрительного и кинестетического восприятия, зрительно- двигательной координации произвольности, ритмичности и точности движений; воспитанию трудолюбия, усидчивости.

— игровой набор «Магазин» — знакомство с видами и классификации пищевых продуктов, учатся сюжетно-ролевой игре, взаимодействию друг с другом, развивают социальные навыки

— тактильная дорожка- тренирует мышцы стопы, формирует правильную походку и стимулирует все окончания, отвечающие в организме за иммунитет, мыслительную и двигательную деятельность.

— — диагностический комплект «Симаго» — предназначен для выявления отклонений в познавательной деятельности школьника различных возрастных категорий. Используется на заключительном этапе психолога

— одеяло с утяжелителем, воротник-шарф с утяжелителем — снятие напряжения и усиление концентрации внимания. Помогает мозгу «идентифицировать» положение тела в пространстве и, как следствие, даёт ребёнку возможность сосредоточиться на уроках.

— —пособие для развития слухового восприятия- школьник должен подобрать звуковую пару. Цветные парные метки на внутренней стороне позволяют контролировать выбор.

— таймер-часы маленькие — помогают сделать первый шаг в переключении внимания аутичного ребёнка, просигнализирует о том. что необходимо прекратить текущее задание и перейти к другому.

— пособие зеркальная стена — профессиональный инструмент для развития артикуляции, закрепления правильного звукопроизношения, отработки навыков звукового анализа и синтеза, проведения обследования в игровой форме.

— наушники детские — защищают слух ребёнка от шума

— исток-аудио-, исток-синхро

— Совопрактика — развивает собственную, познавательно- исследовательскую активность ребёнка на основе сенсомоторной интеграции

— Средой, несущей особые коррекционные и развивающие возможности, является полифункциональная интерактивная среда сенсорной комнаты. Ее оборудование — позволяет в привычном для детей пространстве выполнять разнообразные предметно-практические и игровые действия, максимально реализовать их потребность в игре и в движениях, в приспособленной, комфортной и безопасной среде. Находясь в сенсорной комнате, дети взаимодействуют с определёнными модулями и стимуляторами, которые оказывают положительное воздействие не только на органы слуха, осязания и вестибулярные рецепторы, но и позволяют активизировать речевое и познавательное развитие, способствуют более прочному закреплению материала.

В нашей школе полифункциональное оборудование используется на уроках, на занятиях со специалистами, также активно используется во внеурочной деятельности «В гостях у сказки», «Предметно- практическая деятельность». Например, на занятиях «В гостях у сказки» успешно используется полифункциональное оборудование «Дары Фрёбеля». Учащиеся сначала по образцу, из геометрических фигур собирают героев сказки, а потом уже самостоятельно занимаются конструированием героев художественного произведения. Эта игра- конструирование их очень занимает, возникает ещё больший интерес к художественной литературе. Детям это очень нравится, к тому же они получают возможность проиллюстрировать сказку нетрадиционным способом. Одновременно решается сразу несколько задач: развитие речи, закрепление цвета и формы, развитие пространственных представлений, конструктивных умений и навыков, развитие творческих способностей, интерес к чтению, умение работать в коллективе.

В качестве физминутки активно используется тактильная дорожка. Педагог создаёт игровую ситуацию, используя художественное слово, и ученики идут по волшебной тропинке (тактильной дорожке), по лесу, в сказочную страну. Таким образом, как и в каком качестве используется ПФО, зависит от того какую цель ставит педагог, учитель, специалист.

Работа с полифункциональным оборудованием налагает определенные требования к персональной компетенции педагогов, требуется уже не педагог исполнитель, а профессионал исследователь, творческий, инициативный, умеющий интересно организовывать педагогическую деятельность.

Очень важно, что образовательная и коррекционная работа решается не только на уроках и занятиях, но и в совместной игровой деятельности с оборудованием, что соответствует образовательному стандарту.

Литература:

  1. О. А. Денисова, В. Н. Поникарова, Т. В. Захарова Детская логопсихология — Владос, 2008
  2. Т. А. Колосова Развитие и коррекция цветовосприятия у дошкольников и младших школьников — Каро, 2011
  3. Цквитария Т. А. Диагностика предметно-пространственная среда — М. ТЦ сфера, 2014
  4. Л. Новицкая, Оснащение кабинета для инклюзивного образования — Кооперация Российский учебник, 2018

Похожие статьи

Дидактические игры из нестандартного материала как средство индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья

Формирование инклюзивной компетентности у учителей начальных классов в условиях инклюзивной школы при работе с детьми с различными нозологиями

Инновационные игровые педагогические технологии в коррекционном процессе как средство повышения качества обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями

Песочная игротерапия как эффективный метод коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с ментальными нарушениями

Практические рекомендации по применению метода базальной стимуляции в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями в развитии

Применение игровых технологий для формирования умений учебного сотрудничества у младших школьников с умеренной умственной отсталостью на коррекционно-развивающих занятиях

Особенности организации музыкально-образовательной среды как необходимого условия для развития способностей и компенсации нарушенных функций у детей с особыми образовательными потребностями

Роль дидактических игр в коррекционно-воспитательной работе с умственно отсталыми детьми

Туристско-краеведческая и экскурсионная работа — одна из форм воспитания патриотизма обучающихся различных категорий в соответствии со школьной программой

Создание психолого-педагогических условий для детей с общим недоразвитием речи в ходе реализации образовательной области «Речевое развитие»

Похожие статьи

Дидактические игры из нестандартного материала как средство индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья

Формирование инклюзивной компетентности у учителей начальных классов в условиях инклюзивной школы при работе с детьми с различными нозологиями

Инновационные игровые педагогические технологии в коррекционном процессе как средство повышения качества обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями

Песочная игротерапия как эффективный метод коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с ментальными нарушениями

Практические рекомендации по применению метода базальной стимуляции в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями в развитии

Применение игровых технологий для формирования умений учебного сотрудничества у младших школьников с умеренной умственной отсталостью на коррекционно-развивающих занятиях

Особенности организации музыкально-образовательной среды как необходимого условия для развития способностей и компенсации нарушенных функций у детей с особыми образовательными потребностями

Роль дидактических игр в коррекционно-воспитательной работе с умственно отсталыми детьми

Туристско-краеведческая и экскурсионная работа — одна из форм воспитания патриотизма обучающихся различных категорий в соответствии со школьной программой

Создание психолого-педагогических условий для детей с общим недоразвитием речи в ходе реализации образовательной области «Речевое развитие»