Формирование функциональной грамотности в проектной и исследовательской деятельности на уроках истории | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

L международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, май 2023)

Дата публикации: 06.05.2023

Статья просмотрена: 71 раз

Библиографическое описание:

Фотеев, А. М. Формирование функциональной грамотности в проектной и исследовательской деятельности на уроках истории / А. М. Фотеев, Э. П. Соболева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы L Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 35-44. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/491/17985/ (дата обращения: 15.11.2024).



Современное информационное общество, процесс глобализации, связанное с этим быстрое обновление знаний, требуют и новых подходов в образовании. Социальные запросы диктуют новые цели образования. В связи с этим федеральный государственный образовательный стандарт одним из приоритетных направлений выделяет обеспечение достижения учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов. Это ведет к важности организации мотивационного аспекта в обучении, обеспечению готовности и способности обучающихся к саморазвитию, освоение универсальных учебных действий, а также специальных предметных умений [1, с.48].

Эффективная организация познавательной деятельности школьников, индивидуализация в обучении нашла свое отражение в технологии проектной деятельности, которая является актуальной тенденцией последних лет начиная с дошкольного образования и заканчивая средней школой. Проектная деятельность — это мир теоретических исследований, которые находят свое отражение на практике, это мир формирования личностных, предметных и метапредметных умений школьников. Проектная деятельность на уроках истории имеет огромный потенциал так как позволяет в комплексе решить новые задачи образования привлекая специальные исторические дисциплины и осваивая новые предметные умения (работа с новыми типами исторический источников, применение на практике исторических карт, отображение результатов исследований в различной форме).

Историческая наука вступает в разного рода связи с самым широким кругом отраслей науки. Но История в первую очередь отражается в вещественных исторических источниках. Такая ориентация на материальные свидетельства заставляет нас обратиться к археологии, а археологов совершенствовать методы и приемы сбора и осмысления данных, которые обеспечивают извлечение максимума сведений из имеющихся источников.

Одним из первых шагов в реализации проекта является выбор темы. И на примере нашей темы мы бы хотели показать, как интересно раскрыть тему, которая никогда не перестанет быть актуальной для нашей Родины — Великая Отечественная война. Тема, которую важно осознавать не только по страницам учебника. И как ее раскрыть с помощью специальных исторических дисциплин.

На данный момент существует множество методов и приемов археологических исследований. А. И. Мартынов и Я. А. Шер, советские и российские археологи, в своем учебном пособии «Методы археологического исследования» рассказывают о различных методиках археологической разведки, но отдельно выделяют аэрофоторазведку, которая, по мнению авторов, дает археологу широкие возможности и резко повышает эффективность его работы [2, с.223]. Мартынов и Шер приводят примеры, когда в хорошо изученном месте какой-либо памятник вдруг обнаруживается случайно при земляных работах. И в свою очередь современный метод аэрофоторазведки позволяет подобные «неожиданности» свести к минимуму. Также размах и темпы промышленного строительства, освоение новых сельскохозяйственных угодий намного опережают темпы археологических исследований, многие памятники и объекты изучения гибнут. Требуется их фиксация, документирование, составление государственных паспортов, учет, составление карт археологических памятников. Все это требует применения аэрофоторазведки.

Актуальность выбора именного этого метода исследования обусловлена тем, что после рассекречивания документов в 2018 году у нас появилась возможность рассмотреть детально места боевых действий при помощи немецкой аэрофотосъемки. Однако это является и существенной проблемой, ведь после Второй Мировой войны аэрофотосъемка попала в руки США и теперь файлы продаются по одному. Нам досталась Новгородская область (конкретнее это боевые действия в Старорусском районе). Целью данного исследования стало рассмотрение возможного расположения боевых частей в Старорусском районе с помощью археологического метода аэрофотосъемки и привязать аэрофотосъемку к программе «GoogleEarth» чтобы наглядно показать связь между теоретическими знаниями и практическими.

Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:

  1. изучить специальную литературу по осуществлению поисковой и археологической деятельности;
  2. изучить доступные сведения о происходящих боях и их участниках на территории района;
  3. выяснить месторасположение отдельных частей РККА в районе деревни Шотово Залучского сельского поселения Старорусского района Новгородской области при помощи немецкой аэрофотосъемки;
  4. найти на имеющейся немецкой аэрофотосъемке пометки, указания и надписи для обозначения возможного расположения войск;
  5. Привязать аэрофотосъемку к программе GoogleEarth.

Методы моего исследования:

– Анализ

– Исторический

– Фотографирование

– Сравнение

Объект исследования: данные немецкой аэрофотосъемки.

Предмет исследования: расположение боевых частей РККА на территории Старорусского района.

Аэрофотосъемка как методический прием современной археологии. Метод аэрофотосъемки на практике.

Исследований, связанных с изучением боевых действий времён Второй мировой, в открытом доступе найти не удалось. Однако существуют различные статьи и материалы, посвящённые воздушной разведке, которая ведется как наблюдением (визуальная разведка), так и фотографированием с самолётов (аэрофоторазведка). Одним из ведущих специалистов данной тематики является С. Монетчиков, главный хранитель Центрального музея Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, один из ведущих специалистов по огнестрельному оружию, который в своей статье «Спецназовцу на заметку: Всевидящее око аэрофоторазведки» рассказывает про применение аэрофотосъёмки во время Второй мировой войны. [5]

Автор указывает виды фотодокументов, принципы военного дешифрирования и оценки местности. Также С. Монетчиков оговаривает возможные пути работы с аэрофотосъемкой, как необходимо привязывать данные к местности с помощью специальных программ.

Изучив специальную литературу и поняв принцип работы с аэрофотосъемкой, мы начали самостоятельно привязывать снимки местности на местность в приложении GoogleEarth.

Сначала необходимо изучить сам снимок местности, найти метки, оставленные немецкими солдатами. На снимке заметны следы красного карандаша, т. е. возможное расположение боевых частей (см. приложение 1). Необходимо выделить их, чтобы в дальнейшем было проще прикреплять аэроснимок на карту. Важно отметить, что нужно привязывать именно аэроснимок без собственных пометок, на них мы только ориентируемся в процессе работы. Далее мы нашли сам район деревни Шотово Залучского сельского поселения Старорусского района Новгородской области, вбив в программу необходимые координаты (см. приложение 2). Затем загрузили файл с аэрофотосъемкой в программу «GlobalMapper», «GoogleEarth».

Четких руководств о том, как именно привязывать аэрофотосъемку удалось найти немного. Источником примеров привязки стало видео на YouTubeканале KartograFF «Привязка Аэрофотосьёмки ВОВ».

После этапа загрузки файла нужно поместить снимок на местность, обозначив границы (см. приложение 3). Затем, настраивая прозрачность снимка, мы подгоняли снимок по местности, чтобы все изгибы рек и ландшафт местности четко совпадали с аэрофотоснимком. Это важно делать как можно точнее, чтобы не было погрешностей в данных для навигатора.

Аэрофотоснимки могут идти не в четко горизонтальном изображении, в таком случае его сложнее накладывать на современный аэрофотоснимок в приложении. Снимки, сделанные в момент набирания высоты самолётом, могут получаться растянутыми. Тогда необходимо один угол зафиксировать с помощью меток, а другой, заваленный, растянуть. В данном случае нам повезло, и снимок оказался горизонтальным

В процессе привязки важно убирать заломы, ориентироваться на местность: реки, дома, мосты, овраги. Так получится разместить аэроснимок на карте наиболее чётко (см. приложение 4). Сам процесс размещения снимка на местности может занимать большое количество времени, так на его «подтягивание» на карте уходит много времени.

Затем, когда снимок полностью совпадает с современной местностью, нужно сохранить файл, чтобы вбить данные для дальнейшей работы с навигатором. Далее процесс конвертации KMZ в OziExplorer можно структурировать подобным образом:

  1. загружаем файл в программу GlobalMapper;
  2. выбираем правильную нужную нам проекцию;
  3. нажимаем «Файл» в меню;
  4. экспорт;
  5. экспорт растра\ изображения;
  6. выбираем нужный формат для сохранения
  7. выбираем в открывшемся окне окно «формат файла», ставим галку напротив MAP (Ozi Explorer) отключаем остальные.
  8. сохраняем файл.

Программа создаёт формат файла Ozf4(для компьютерной версии), с помощью программы Img2ozf конвертируем в Ozf3(для версии навигатора).

(см. приложение 5)

Подводя итоги, можно отметить, что в ходе работы был изучен метод археологического исследования посредством аэрофотосъемки, также самостоятельно, опираясь на полученные знания, был привязан снимок Новгородской местности к карте и получены координаты для навигатора. Помимо этого, были найдены возможные места расположения частей советской армии. Подобная работа интересна и с точки зрения метапредметности так как полученные сведения получилось не только транслировать для запоминания, а используя знания по информатике получить конкретный продукт, который в дальнейшем можно использовать для поисковых операций, в ходе которых удастся определить точное расположение войск РККА в районе деревни Шотово Залучского сельского поселения Старорусского района Новгородской области.

Перспективы дальнейшего исследования также заключаются в поисковых работах с помощью данных, полученных в ходе исследования, а также в дальнейшей привязке других аэрофотоснимков. Подобные интегративные исследовательские проекты побуждают к активному познанию окружающей действительности поэтому очень важно формировать у учащихся метапредметные учебные умения. Актуальность темы исследования дает возможность ярко и наглядно познакомить с результатами исследований широкую аудиторию.

Приложение

https://sun9-65.userapi.com/c855320/v855320295/d063/PCRPAgr_GkE.jpg

https://sun9-50.userapi.com/c852232/v852232880/119667/YL8c3kW7pFk.jpg

https://sun9-41.userapi.com/c851136/v851136109/11e0bf/ONLMXd3tL6M.jpg

https://sun9-61.userapi.com/c854016/v854016053/16e221/eRLnz0P8kMU.jpg

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — Текст: электронный // Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: [сайт]. — URL: https://fgos.ru/FGOS/standart_pdf.php?id=1009 (дата обращения: 04.05.2023).
  2. Методы археологического исследования: учеб.пособие / А. И. Мартынов, Я. А. Шер. М., 1989. 223 с.
  3. Коншин, М. Д. Аэрофототопография / М. Д. Коншин. — Москва:, 1967. С. 360
  4. Dr. Julius Neubronner’s Miniature Pigeon Camera. — Текст: электронный // The Public Domain Review: [сайт]. — URL: https://publicdomainreview.org/collections/dr-julius-neubronners-miniature-pigeon-camera/ (дата обращения: 04.05.2023).
  5. Монетчиков, С. Спецназовцу на заметку: Всевидящее око аэрофоторазведки / С. Монетчиков. — Текст: электронный // Человек из истории человечества: [сайт]. — URL: http://www.knowledge.matrixplus.ru/index514.htm (дата обращения: 04.05.2023).

Похожие статьи

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы

Формирование основ финансовой грамотности в рамках исследовательской деятельности школьников

Формирование исторического мышления на уроках истории

Роль проектной деятельности в процессе обучения и воспитания младшего школьника

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания

Формирование коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания

Формирование коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания

Развитие социального интеллекта в проектно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Формирование исследовательской компетентности обучающихся в условиях общеобразовательной организации средствами интерактивного обучения

Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе повседневной деятельности

Похожие статьи

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы

Формирование основ финансовой грамотности в рамках исследовательской деятельности школьников

Формирование исторического мышления на уроках истории

Роль проектной деятельности в процессе обучения и воспитания младшего школьника

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания

Формирование коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания

Формирование коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания

Развитие социального интеллекта в проектно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Формирование исследовательской компетентности обучающихся в условиях общеобразовательной организации средствами интерактивного обучения

Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе повседневной деятельности