О пользе проведения студенческой конференции на иностранном языке на примере студенческой конференции на французском языке Musées. Collections. Expositions (МГУ, исторический факультет)
Автор: Куркова Оксана Евгеньевна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
L международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, май 2023)
Дата публикации: 07.05.2023
Статья просмотрена: 27 раз
Библиографическое описание:
Куркова, О. Е. О пользе проведения студенческой конференции на иностранном языке на примере студенческой конференции на французском языке Musées. Collections. Expositions (МГУ, исторический факультет) / О. Е. Куркова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы L Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 44-48. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/491/17990/ (дата обращения: 15.11.2024).
В данной статье автор рассказывает об опыте организации и проведения студенческой конференции на французском языке, о подготовке студентов ко всем этапам участия в конференции от подачи заявки, написания доклада, создания презентации до выступления и участия в дискуссии с соблюдением всех необходимых норм, требований и «формул вежливости».
Ключевые слова: студенческая конференция, проведение, организация, модерирование, опыт, публичные выступления, французский язык.
Финальной точкой организации конференции является написание отчета о ее проведении. Поскольку автор статьи, являясь членом оргкомитета студенческой конференции, самостоятельно составил текст отчета о ее проведении, размещенный на сайте исторического факультета МГУ, он возьмет на себя смелость процитировать его полностью, что послужит точкой отсчета для размышлений о пользе проведения подобных мероприятий.
27 апреля 2023 года кафедра иностранных языков исторического факультета МГУ провела в очном формате студенческую конференцию на французском языке Musées. Collections. Expositions [Музеи. Коллекции. Выставки], в которой приняли участие студенты, обучающиеся по направлению «История искусств».
Участники успешно воспользовались предоставленным организаторами простором для исследовательского творчества, рассказав об истории создания крупнейших мировых публичных музеев и о прошедших в них выставках, о той роли, которую в этом сыграли меценаты, коллекционеры, торговцы произведениями искусства, кураторы, о музеях-памятниках архитектуры и проблемах сохранности музеев деревянного зодчества, о коллекциях импрессионистов, средневековых миниатюр, живописи эпохи Возрождения, современной скульптуры и графики.
В качестве зрителей на конференции присутствовали не только студенты-искусствоведы, но и студенты-историки, а также преподаватели кафедры иностранных языков. Каждое выступление вызвало живой интерес у аудитории, а выступающие с удовольствием и азартом отвечали на заданные вопросы.
Стоит отметить, как прекрасно справились со своей ролью модераторов конференции студентки 3-го курса Вероника Приходько и Юлия Соколова, которые продемонстрировали не только отличное владение французским языком, но и умение управлять аудиторией. [2]
Данная студенческая конференция изначально задумывалась как модель научной конференции на французском языке, в которой студенты пройдут самостоятельно все этапы участия от подачи заявки, написания доклада, создания презентации до выступления и участия в дискуссии с соблюдением всех необходимых норм, требований и «формул вежливости», кроме самой организации. Причем, вести конференцию, то есть выступать в качестве модераторов, также должны сами студенты.
Прежде всего, студентом предстояло определить тему доклада, в чем многие из них неоднократно советовались как со своими преподавателями французского языка, так и с преподавателями истории искусств. В процессе они получили опыт не только поиска информации на иностранном языке, но и внеаудиторного общения с преподавателями, то есть налаживания социальных связей с опытными коллегами.
Определившись с темой, студентам необходимо было в установленные сроки подать заявку на участие в конференции, соблюдая все «формулы вежливости» написания формального письма на французском языке. Для этого в рамках практических занятий по языку преподавателями были проведены все необходимые разъяснения. [3] Притом были отработаны как более формальная модель письма к неизвестному члену оргкомитета:
«Madame, Monsieur,
Ayant lu votre annonce au site de notre faculté qui concerne la conférence «Musées. Collections. Expositions», je voudrais présenter ma candidature pour y participer. Alors, je joins une brève annotation de mon rapport à cette lettre.
Dans l’attente de votre réponse, veuillez agréer l’expression de mes sincères salutations»,
так и чуть менее официальное обращение к своему преподавателю — члену оргкомитета:
«Madame,
Jeviens par la présente vous faire part de mon vif intérêt pour la conférence «Musées. Collections. Expositions». Je voudrais y participer avec un exposé «Splendeur de l'enluminure» sur une exposition qui a eu lieu en 2010 à la bibliothèque d'Angers. Vous trouverez ci-joint les thèses de mon discours.
Je vous prie de bien vouloir recevoir mes plus respectueuses salutations».
Выше приведены оригинальные заявки на участие в конференции в авторской редакции самих студентов.
После подачи заявки студенты самостоятельно и, при необходимости, с помощью преподавателя проходят все стадии исследовательской работы, прежде чем написать доклад на иностранном языке и создать презентацию.
В это же время проходит индивидуальная работа преподавателя с модераторами, в процессе которой они получают знания, необходимые для ведения конференции. А именно, модераторы должны уметь приветствовать собравшуюся аудиторию, говорить благодарственные слова в адрес организаторов мероприятия, вызывать докладчиков, благодарить их за выступление, управлять дискуссией, подводить итоги конференции. Безусловно, для этого требуется не только хорошее владение французским языком, но и знание всех необходимых вежливых языковых конструкций ( Nous vous remercions d’être venus si nombreux…, Nous tenons à remercier la faculté d’histoire et le département des langues étrangères…, Nous invitons le premier participant qui va nous présenter…, Auriez-vous des questions à poser? и т. п.), и умение подать себя публике, и способность быстро ориентироваться в ситуации, следить за регламентом и во всем быть посредником между докладчиком и аудиторией. В нашем случае, модераторам приходилось несколько раз переформулировать вопросы слушателей, обращенные к докладчикам, поскольку все обсуждение непременно велось на французском языке, а в конференции участвовали студенты разных годов обучения, следовательно, с разным уровнем владения французским языком. Это сложная работа и большой опыт.
Участники, в свою очередь, получили не только опыт проведения самостоятельного исследования и написания доклада на французском языке, но и навык выступления перед публикой, понимание того, зачем они учат иностранный язык, в каким профессиональных ситуациях они могут его использовать. Безусловно, есть те, кто, несмотря на страх публичного выступления и страх допущения ошибок, убедились в том, что они все могут и со всем справятся при должной подготовке, при благожелательной поддержке коллег и преподавателей. В итоге, ощущение хорошо проделанной работы добавило уверенности в себе всем участникам и организаторам студенческой конференции, позволило достичь такого плодотворного состояния, сродни вдохновению, когда человек полностью поглощен интересным делом, в котором максимально реализует свой потенциал. [1]
Таким образом, проведение студенческой конференции на иностранном языке в формальной, но максимально доброжелательной и теплой обстановке полезно участникам и присутствующим, так как
– это прекрасная возможность повысить свой уровень знаний не только в области изучения иностранного языка, но и своей специализации, к тому же, участники получают доступ к знаниям и навыкам своих коллег,
– это помогает преодолеть не только языковой барьер, но и страх перед публичным выступлением, это учит студентов, что, несмотря на сомнения и боязнь, все преодолимо благодаря систематичной и тщательной подготовке,
– учитывая то, что большинству людей свойственно преувеличивать опасность неизвестного, опыт прохождения всех последовательных этапов подготовки и участия в конференции позволяет познакомиться с неизведанным и понять все алгоритмы проведения конференций, что приведет к желанию участвовать и в других подобных мероприятиях на иностранных языках,
– ощущение хорошо проделанной работы приносит удовлетворение и радость, чувство уверенности в себе и своих силах,
– для гостей конференции (в рассматриваемом случае это студенты-историки) это отличная возможность соприкоснуться с исследованиями в других направлениях учебной и научной деятельности и, возможно, также вдохновиться затронутой тематикой,
– и, наконец, преподавателям-организаторам это позволяет посмотреть со стороны, в качестве зрителей, на результаты своей работы, сделать выводы, взять что-то на заметку и, в целом, повысить также и свой профессиональный уровень.
Литература:
- Чиксентмихайи М. Поток: Психология оптимального переживания. — М.: Альпина нонфикш, 2019. — 461 с.
- http://www.hist.msu.ru
- https://www.francepodcasts.com/2020/02/20/delf-b2-production-ecrite/
Ключевые слова
проведение, организация, опыт, французский язык, студенческая конференция, публичные выступления, модерированиеПохожие статьи
Применение активных и интерактивных методов обучения на занятиях английским языком как способ повышения мотивации и эффективности учебного процесса студентов неязыкового вуза
В статье рассматриваются вопросы применения активных и интерактивных методов обучения на примере проведения научно-практических студенческих конференций, занятий в виде встреч дискуссионного клуба и использование ролевой игры на занятиях по английско...
Проблемы анализа художественного произведения в программах академических лицеев
В настоящей статье на конкретном примере рассматривается место учебных программ в литературном образовании. Анализируя действующую программу по литературе для академических лицеев Республики Узбекистан, автор раскрывает основные требования к составле...
Обучение реферированию научной литературы в процессе обучения иностранному языку в техническом вузе
Данная статья посвящена рассмотрению особенностей обучения в процессе обучения иностранному языку в техническом вузе. При реферировании меняется структура текста научных статей. Изменения в плане содержания обусловлены стремлением к максимальной крат...
Применение учебных интернет-ресурсов в рамках обучения английскому языку в вузе
Автором статьи доказывается целесообразность и важность разработки и применения различных видов учебных интернет-ресурсов для изучения иностранного языка. Основное внимание в работе автор акцентирует на то, что иностранный язык служит средством социа...
Развитие критического мышления на уроках иностранного языка в свете ФГОС
Данная статья рассматривает технологию развития критического мышления при обучении английскому языку в современной школе в рамках ФГОС. Автор раскрывает стадии (фазы) предлагаемой технологии, указывает на их применение во время урока. Рассказывает о ...
Организация групповой деятельности на уроке иностранного языка в форме The Survival Tournament
В данной статье изложено описание авторской модификации традиционного конкурса команд. Авторы статьи предлагают адаптированный вариант игры для условий воспитательно-образовательного процесса по иностранному языку в высшем учебном заведении и, в част...
Применение учебно-методических комплексов «Activate A2» и «New Inspiration 1» на элективных курсах английского языка в средней общеобразовательной школе на старшей ступени обучения
В данной статье рассматривается возможность применения зарубежных учебно-методических комплексов «Activate A2» и «New Inspiration 1» на элективных курсах английского языка. Автор рассматривает и анализирует структуру данных УМК, выявляет их отличител...
Изучение лексики профессионального направления студентами-юристами как способ активного метода обучения иностранным языкам в вузе
В статье рассматриваются некоторые способы изучения лексики профессионального направления для студентов-юристов, приводятся составляющие, которые необходимо принимать во внимание для достижения успешных результатов в процессе изучения иностранных язы...
Применение технологии Open Space при обучении иностранным языкам в вузе
В статье обсуждается возможность повышения эффективности формирования профессиональной иноязычной компетенции в вузе путем сочетания активных методов обучения и технологии Open Space, дается краткое описание технологии Open Space и вариант ее адаптац...
Методы организации групповой дискуссии в ходе семинарского занятия по социологии
В статье рассматривается роль семинара, а так же применение учебной дискуссии в ходе проведения семинарского занятия. Анализируется подготовка к семинарскому занятию для успешного проведения семинар-дискуссии. Описывается одна из основных методик орг...
Похожие статьи
Применение активных и интерактивных методов обучения на занятиях английским языком как способ повышения мотивации и эффективности учебного процесса студентов неязыкового вуза
В статье рассматриваются вопросы применения активных и интерактивных методов обучения на примере проведения научно-практических студенческих конференций, занятий в виде встреч дискуссионного клуба и использование ролевой игры на занятиях по английско...
Проблемы анализа художественного произведения в программах академических лицеев
В настоящей статье на конкретном примере рассматривается место учебных программ в литературном образовании. Анализируя действующую программу по литературе для академических лицеев Республики Узбекистан, автор раскрывает основные требования к составле...
Обучение реферированию научной литературы в процессе обучения иностранному языку в техническом вузе
Данная статья посвящена рассмотрению особенностей обучения в процессе обучения иностранному языку в техническом вузе. При реферировании меняется структура текста научных статей. Изменения в плане содержания обусловлены стремлением к максимальной крат...
Применение учебных интернет-ресурсов в рамках обучения английскому языку в вузе
Автором статьи доказывается целесообразность и важность разработки и применения различных видов учебных интернет-ресурсов для изучения иностранного языка. Основное внимание в работе автор акцентирует на то, что иностранный язык служит средством социа...
Развитие критического мышления на уроках иностранного языка в свете ФГОС
Данная статья рассматривает технологию развития критического мышления при обучении английскому языку в современной школе в рамках ФГОС. Автор раскрывает стадии (фазы) предлагаемой технологии, указывает на их применение во время урока. Рассказывает о ...
Организация групповой деятельности на уроке иностранного языка в форме The Survival Tournament
В данной статье изложено описание авторской модификации традиционного конкурса команд. Авторы статьи предлагают адаптированный вариант игры для условий воспитательно-образовательного процесса по иностранному языку в высшем учебном заведении и, в част...
Применение учебно-методических комплексов «Activate A2» и «New Inspiration 1» на элективных курсах английского языка в средней общеобразовательной школе на старшей ступени обучения
В данной статье рассматривается возможность применения зарубежных учебно-методических комплексов «Activate A2» и «New Inspiration 1» на элективных курсах английского языка. Автор рассматривает и анализирует структуру данных УМК, выявляет их отличител...
Изучение лексики профессионального направления студентами-юристами как способ активного метода обучения иностранным языкам в вузе
В статье рассматриваются некоторые способы изучения лексики профессионального направления для студентов-юристов, приводятся составляющие, которые необходимо принимать во внимание для достижения успешных результатов в процессе изучения иностранных язы...
Применение технологии Open Space при обучении иностранным языкам в вузе
В статье обсуждается возможность повышения эффективности формирования профессиональной иноязычной компетенции в вузе путем сочетания активных методов обучения и технологии Open Space, дается краткое описание технологии Open Space и вариант ее адаптац...
Методы организации групповой дискуссии в ходе семинарского занятия по социологии
В статье рассматривается роль семинара, а так же применение учебной дискуссии в ходе проведения семинарского занятия. Анализируется подготовка к семинарскому занятию для успешного проведения семинар-дискуссии. Описывается одна из основных методик орг...