Система подготовки к ЕГЭ по литературе
Автор: Алексеева Туйаара Александровна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
L международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, май 2023)
Дата публикации: 10.05.2023
Статья просмотрена: 253 раза
Библиографическое описание:
Алексеева, Т. А. Система подготовки к ЕГЭ по литературе / Т. А. Алексеева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы L Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 6-10. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/491/17993/ (дата обращения: 19.12.2024).
Единый государственный экзамен по литературе — это экзамен по выбору. И он по праву считается одним из самых сложных. Обычно его выбирают только те, кто читает художественную литературу, кто умеет размышлять, понимать художественное произведение. А таких, как мы знаем, единицы. И все-таки часть ребят выбирают этот экзамен, из-за того, что литература требуется не только при поступлении на филологический факультет, но и в институты искусств, на факультеты дизайна, культурологии, журналистики и др.
Рассмотрим, с какими еще изменениями столкнутся школьники в будущем учебном году.
В КИМ ЕГЭ 2022 был расширен литературный материал. Разработчики контрольно-измерительных материалов более широко представили поэзию второй половины 19–20 веков. Помимо этого, обогатили список произведений отечественной литературы 21 века и добавили в него произведения зарубежной литературы. То есть участнику ЕГЭ предоставили возможность обратиться к русским или зарубежным творениям писателей. Это является огромным плюсом для тех ребят, которые любят читать зарубежную литературу. В новой модели КИМ уменьшили число заданий с базовым уровнем сложности с 12 до 7. Разработчики новой версии ЕГЭ добавили задания на выбор в первой части (5.1/5.2, 10.1/10.2). Во второй части была добавлена тема сочинения, связанная с «диалогом искусств». В задании с сопоставлением теперь выпускник должен будет подобрать только одно произведение (а не два, как было ранее). Также повысился запрос к минимальному порогу сочинения. Теперь выпускник должен будет написать сочинение с минимальным объёмом в 200 слов. Помимо этого, одним из важнейших критериев оценивания сочинения в будущем году будет выступать аспект грамотности выпускника. Разработчики ввели критерий оценки уровня грамотности выпускника.
С чего начать?
Думаю, учитель должен попытаться найти тех, которые начинают творчески подходить к выполнению заданий уже в 5 классе.
К девятому классу школьники имеют достаточно большой читательский опыт, знания по истории и теории литературы, владеют навыками анализа произведения. Но целенаправленно и осознанно учащиеся начинают готовиться к ЕГЭ только в 10 или 11 классах.
Эффективным является также принцип преемственности: от ОГЭ к ЕГЭ. Например, мои девочки, получившие высокие баллы на ЕГЭ, на «отлично» сдали и ОГЭ по литературе в 9 классе. Потому что сдавшие литературу в 9 классе, имеют уже фундамент, знания, необходимые для получения высоких результатов уже в 11 классе.
Главной задачей учителя литературы, я считаю, является построение учебного процесса таким образом, чтобы учащиеся с интересом читали произведения, освоили законы литературного творчества, были бы способны к анализу и творческой интерпретации произведений, умели бы выразить устно и письменно свои суждения. Особую важность имеет повторение изученного материала, активное использование на уроках методики «медленного» чтения, методики комментированного чтения, формирование у учащихся умения анализировать. Все это предполагает формирование у обучающихся читательской грамотности.
Внимание нужно уделять развитию у старшеклассников функциональной грамотности в способностях «контекстного» рассмотрения литературных явлений, умения сопоставлять литературные факты, проводить аналогии, выстраивать литературные параллели, проводить обязательно параллели с историей, рассказывать об исторических событиях изучаемого времени, об исторических лицах и т. д.
Надо учить учащихся писать сочинения по различным темам на протяжении всех лет обучения. Это необходимо ещё и в связи с итоговым сочинением в 11 классе. Потому что сочинение требует постоянной тренировки. Чем больше будут писать сочинений, тем увереннее будут чувствовать себя на экзамене.
Учащиеся обязательно должны пробовать себя в разных олимпиадах по литературе, творческих конкурсах, сейчас очень много возможностей, много интересных предложений.
Например, у нас в лицее регулярно проводятся конкурсы сочинений, конкурсы чтецов, литературные постановки. Также наши дети принимают участие в муниципальных, российских проектах по чтению. Потому что участие в разных проектах — это еще одна возможность познакомиться с такими же увлечёнными ребятами, послушать их, понять, что многие читают очень хорошо и работать дальше, стремиться к достижению цели.
Среди множества современных технологий наиболее приемлемыми в подготовке к ЕГЭ по литературе, на мой взгляд, являются:
Технология проблемного обучения, которая позволяет активизировать учебный процесс, учит проникать в самую суть изучаемых произведений.
Технология модульного обучения, применяемая при повторении и обобщении пройденного материала, помогает организовать самостоятельную работу учащихся.
При изучении новых произведений актуальна технология развития критического мышления, которая приучает думать, рассуждать, обсуждать прочитанное.
И ни один современный урок, в том числе и урок литературы, невозможно представить без информационных технологий. Использование информационных технологий позволяют ускорить именно темп подачи знаний, увеличить объём информации, поднять интерес, изменить эмоциональный фон урока. Но самым эффективным методом я считаю исследовательскую деятельность учащихся. Потому что исследовательские приёмы позволяют учащимся найти ответы на проблемные вопросы, помогают в поиске материала для анализа произведения, сопоставления его с другими произведениями художественной литературы.
Все это основывается на личностно-ориентированном и системно-деятельностном подходе в обучении.
В своей работе с учащимися я пользуюсь материалами из «Литературного справочника» Глеба Александровича Анищенко, комплектом таблиц Елены Андреевны Зининой, пособиями для подготовки к ЕГЭ Елены Ленвладовны Ерохиной, Михаила Борисовича Ладыгина, Любовь Александровны Скубачевской, Екатерины Викторовны Михайловой и методическими рекомендациями ФИПИ.
Немаловажную роль играет психологический аспект подготовки к ЕГЭ. Потому что диагностика уровня тревожности выпускников показывает, что часть учащихся психологически не совсем готова к сдаче экзамена. В процессе обучения и при сдаче экзамена большую роль играет, во-первых, понимание того, что надо делать, и, во-вторых, умение это делать. Поэтому нужно максимально обеспечить учащихся и родителей информацией, касающейся экзамена.
Важно отрепетировать ситуацию проведения ЕГЭ. Поэтому у нас в лицее в начале учебного года и в конце 3 четверти проводятся свои пробные экзамены с соблюдением всех требований. И это помимо тренировочных тестирований, проводимых ЦМКО.
Также необходимо обучить выпускников способам профилактики неблагоприятного эмоционального состояния, научить замечать свои достижения и вырабатывать чувство уверенности в собственных силах, спокойно воспринимать собственные ошибки, делать выводы и находить выход из создавшейся ситуации. Таким образом, предполагается совместная работа с социально-психологической службой образовательного учреждения.
Хороший результат возможен, когда всё перечисленное суммируется, и самое главное, когда учащийся сам желает добиться результатов и готовится не только с учителем, но и много занимается самостоятельно.
Литература:
- Самойлова Е. А. ЕГЭ-2021. Литература. Тематические тренировочные задания.
- Михайлова Е. В. ЕГЭ-2021. Литература. Алгоритм написания сочинения.
- Сурнина И. А., Елена Аверина Учебно-методический комплект для подготовки к ЕГЭ по литературе.
- Ерохина Е. Л. Литература. Единый государственный экзамен. Готовимся к итоговой аттестации
- ФГБНУ «ФИПИ» Методические рекомендации обучающимся по организации самостоятельной подготовки к ЕГЭ Литература.