Знакомство дошкольников с основами финансовой грамотности как часть работы по формированию элементарных математических представлений с использованием квест-игр | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Маковеева, С. В. Знакомство дошкольников с основами финансовой грамотности как часть работы по формированию элементарных математических представлений с использованием квест-игр / С. В. Маковеева, М. Н. Ермакова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы LI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 1-6. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/493/18009/ (дата обращения: 19.12.2024).



В соответствии с требованиями ФГОС ДО образовательная программа дошкольного образования должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных особенностей.

Проблемы низкой финансовой грамотности в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экономического сознания, культуры сбережения. Эта работа должна начинаться в детском саду — первом звене системы непрерывного образования.

Дошкольное детство — начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Обучение финансовой грамотности в дошкольном возрасте направлено на формирование первичных экономических представлений и компетенций, развитие экономического мышления дошкольников, воспитание социально — личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.

Дошкольники, включены в экономическую жизнь семьи: они видят рекламу, деньги, ходят с родителями в магазин, таким образом, овладевают первичными экономическими представлениями, на начальном уровне. В освоении азов финансовой культуры ребёнку дошкольнику необходима помощь взрослого. Помочь ребёнку уточнить и закрепить представления о мире экономических отношений приобрести новые экономические знания, умения и навыки позволяет игровая деятельность, так как она является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа интеллекта малыша. [1]

Финансовая грамотность включает в себя множество понятий, с которыми необходимо познакомить дошкольников. Экономическое воспитание целесообразно включать во все образовательные области.

Подробнее остановимся на познавательном развитии дошкольников. Познавательное развитие осуществляется через исследование ребёнком себя и мира вокруг, включая финансовую и социальную сферу. Оно предполагает развитие интересов детей, их воображения и творческой активности, формирование первичных представлений об объектах окружающего, их свойствах (форме, цвете, размере, материале, количестве, пространстве и времени, причинах и следствиях и др.), основных понятиях (деньги, экономия, сбережения и пр.). [2]

В соответствии с концепцией математического образования в Российской Федерации дошкольное образование должно обеспечивать условия для освоения воспитанниками первичных математических представлений и образов, используемых в жизни, таким образом, концепция указывает на проблему выбора содержания математического образования, которое остаётся оторванным от жизни. А в национальной программе повышения финансовой грамотности населения Российской Федерации, так же говорится о том, что финансовое образование необходимо всем категориям граждан, детям оно даёт представления о ценности денег, закладывает фундамент для дальнейшего развития навыков планирования бюджета.

Для формирования основ финансовой грамотности как часть работы по формированию элементарных математических представлений необходимо разработать систему работы, которую можно реализовать в несколько этапов.

  1. Подготовительный этап.

Цель: Формирование элементарных экономических представлений у дошкольников, расширение кругозора: обогащение предметно -пространственной среды.

На первом этапе с детьми проводится знакомство с художественными произведениями, для реализации этой цели необходимо подготовить картотеку произведений (сказки, рассказы, стихи, устное народное творчество), через них дети получают информацию о финансовых терминах: деньги, труд, товар, банк, карьера, кредит. После прочтения с детьми обязательно обсуждать рассказы, сказки. [3]

Для достижения цели в группе нужно организовать центр финансовой грамотности, который можно наполнить дидактическими играми и разнообразными материалами для формирования основ финансовой грамотности.

Работа по экономическому воспитанию дошкольника невозможна без участия родителей. На всех этапах требуется поддержка ребёнка дома, в семье. Поэтому необходимо активно привлекать родителей к процессу обучения детей основам финансовой грамотности. Для этого нужно определить направления совместной деятельности педагогов и родителей:

— Помощь в создании развивающей среды в группе детского сада (привлечение родителей к созданию и оформлению центра финансовой грамотности);

— Привлечение родителей к выполнению заданий совместно с детьми в домашних условиях;

— информирование и консультирование родителей о содержании экономического воспитания детей в детском саду и дома с помощью видеоконсультаций, презентаций;

— участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в дошкольном учреждении (праздники, конкурсы).

  1. Основной этап.

Цель: Ознакомление с денежной сферой жизни; формирование правильного отношения к финансовым ресурсам, рационального распределения доходов; развитие творческой инициативы дошкольников в игровой деятельности.

На данном этапе можно применять игры, которые не только знакомят с новыми понятиями, но направлены на закрепление и обобщение полученных представлений: «Покупки и продажи?», «Доходы семьи Буратино», «Три копейки — это много», «Что? Где? Когда?». С целью представления понятия «бюджет семьи» (доход и расходы) проводить проблемные ситуации «Семья экономиста», «Семейный бюджет», беседы, занятия с использованием квест-технологий.

Знакомство детей с деньгами происходит на занятиях по формированию элементарных математических представлений, которые включает в себя: тематические занятия, квест — занятия, дидактические и настольные игры.

Такие игры можно включить в циклы занятий по формированию элементарных математических представлений. Примером таких занятий является квест -игра «Найди клад», которая предполагает передвижение по определённому маршруту. Чтобы найти клад, дети отправляются в путешествие по островам Экономики.

В зависимости от заданной цели, можно отправиться в путешествие на разнообразные острова, где дети получат и закрепят знания по финансовой грамотности, и закрепят знания по элементарным математическим представлениям. Предлагаем вам организовать квест — игру и посетить несколько островов Экономики.

Остров «Исторический». На этом острове, дети узнают информацию, связанную с историей возникновения денег, познакомятся с понятиями, обмен, монета. Можно предложить родителям совместно с детьми рассмотреть монеты разного достоинства и нарисовать в нетрадиционной технике «Тиснение» — «Монету для Пирата». Таким образом, мы привлечём родителей и закрепим знания цифр и геометрической фигуры круг.

Остров «Исследовательский» дети знакомятся с понятием — купюра. Воспитанники учатся определять, какие бывают деньги, учатся сравнивать, считать. Знакомятся с информацией, почему появились бумажные банкноты. Научить сравнивать монеты и купюры методом сравнивания по весу (использование весов), сравнивать монеты и банкноты с геометрическими фигурами, сравнивать номиналы монет с цифрами. На данном этапе родителям можно предложить совместно с детьми «Изготовить копилки», но не простые, а в форме геометрических фигур (закрепить знания о геометрических фигурах: домик, копилка — свинья в виде шара и т. д.)

Остров «Профессии». На данном острове дети знакомятся с различными профессиями, и узнают, что за работу получают заработную плату.Родителям можно предложить познакомить ребёнка со своей профессией, рассказать о её важности, закрепить знания о том, что за работу получают заработную плату. Нарисовать рисунок — профессии моих родителей.

Остров «Потребностей». Познакомить детей с информацией о том, какие доходы и расходы у семьи, познакомить с видами потребностей. Родителям предложить совместно с детьми разобраться, какие потребности для их семьи важнее и вместе с детьми создать пирамиду потребностей семьи (закрепить знания о геометрических фигурах, их пропорциях, цвета)

Остров «Хранилище». Познакомить детей с работой банка, терминала, закрепить знания о купюрах и монетах (сравниваем, считаем, закрепляем знания о цифрах по номиналу монет), о том, кто работает в банке. На данном этапе работы можно предложить родителям совместный с ребёнком поход в банк.

Завершающим этапом такой игры может быть остров «Занимательная экономика». Детям предлагается поучаствовать в викторине «Занимательная экономика», где воспитанники обобщают знания, полученные в ходе путешествия. За правильные ответы, участники викторины, получают карточки, по количеству которых при нахождении клада, получают монеты (таким образом, закрепляют навыки счета).

  1. Заключительный этап.

Таким образом, экономическое воспитание способно обогатить социально — коммуникативное и познавательное развитие дошкольников, решать проблему практического применения математических знаний в жизни, которые пригодятся ребенку в дальнейшем. Знакомство дошкольников с основами финансовой грамотности, как часть работы по формированию элементарных математических представлений воспитывает устойчивый интерес к математическим знаниям, умение пользоваться ими и стремление самостоятельно их приобретать, а также активизирует познавательную деятельность дошкольников.

Литература:

  1. Методические рекомендаций для педагогических работников дошкольных образовательных организаций по организации изучения образовательной области «Основы финансовой грамотности» в дошкольных образовательных организациях http://apkpro.ru/doc/Rekomendatcii FGAOU DPO TCRGOPiIT.pdf.
  2. Методические рекомендации: пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская. — 2-е изд. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020.
  3. Читаем и обсуждаем: пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская. — 2-е изд. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020.

Похожие статьи

Формирование познавательной активности обучающихся на уроках биологии посредством ИК-технологий

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников средствами игры на уроках английского языка

Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством применения театрализованных квест-игр

Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира на основе использования кейс-технологий

Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики посредством решения текстовых задач

Развитие познавательной инициативы детей дошкольного возраста в условиях разновозрастной группы в процессе использования игровых квестов

Формирование готовности старших дошкольников к овладению навыками чтения и письма через развитие зрительного анализа и пространственных представлений

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с нарушением интеллекта посредством дидактических игр

Активизация познавательной деятельности учащихся через приемы моделирования на уроках биологии

Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста на основе использования игровых технологий в процессе образовательной деятельности

Похожие статьи

Формирование познавательной активности обучающихся на уроках биологии посредством ИК-технологий

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников средствами игры на уроках английского языка

Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством применения театрализованных квест-игр

Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира на основе использования кейс-технологий

Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики посредством решения текстовых задач

Развитие познавательной инициативы детей дошкольного возраста в условиях разновозрастной группы в процессе использования игровых квестов

Формирование готовности старших дошкольников к овладению навыками чтения и письма через развитие зрительного анализа и пространственных представлений

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с нарушением интеллекта посредством дидактических игр

Активизация познавательной деятельности учащихся через приемы моделирования на уроках биологии

Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста на основе использования игровых технологий в процессе образовательной деятельности