Знакомство дошкольников с основами финансовой грамотности как часть работы по формированию элементарных математических представлений с использованием квест-игр
Авторы: Маковеева Светлана Владимировна, Ермакова Марина Николаевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
LI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, май 2023)
Дата публикации: 18.05.2023
Статья просмотрена: 203 раза
Библиографическое описание:
Маковеева, С. В. Знакомство дошкольников с основами финансовой грамотности как часть работы по формированию элементарных математических представлений с использованием квест-игр / С. В. Маковеева, М. Н. Ермакова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы LI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 1-6. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/493/18009/ (дата обращения: 16.11.2024).
В соответствии с требованиями ФГОС ДО образовательная программа дошкольного образования должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных особенностей.
Проблемы низкой финансовой грамотности в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экономического сознания, культуры сбережения. Эта работа должна начинаться в детском саду — первом звене системы непрерывного образования.
Дошкольное детство — начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Обучение финансовой грамотности в дошкольном возрасте направлено на формирование первичных экономических представлений и компетенций, развитие экономического мышления дошкольников, воспитание социально — личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.
Дошкольники, включены в экономическую жизнь семьи: они видят рекламу, деньги, ходят с родителями в магазин, таким образом, овладевают первичными экономическими представлениями, на начальном уровне. В освоении азов финансовой культуры ребёнку дошкольнику необходима помощь взрослого. Помочь ребёнку уточнить и закрепить представления о мире экономических отношений приобрести новые экономические знания, умения и навыки позволяет игровая деятельность, так как она является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа интеллекта малыша. [1]
Финансовая грамотность включает в себя множество понятий, с которыми необходимо познакомить дошкольников. Экономическое воспитание целесообразно включать во все образовательные области.
Подробнее остановимся на познавательном развитии дошкольников. Познавательное развитие осуществляется через исследование ребёнком себя и мира вокруг, включая финансовую и социальную сферу. Оно предполагает развитие интересов детей, их воображения и творческой активности, формирование первичных представлений об объектах окружающего, их свойствах (форме, цвете, размере, материале, количестве, пространстве и времени, причинах и следствиях и др.), основных понятиях (деньги, экономия, сбережения и пр.). [2]
В соответствии с концепцией математического образования в Российской Федерации дошкольное образование должно обеспечивать условия для освоения воспитанниками первичных математических представлений и образов, используемых в жизни, таким образом, концепция указывает на проблему выбора содержания математического образования, которое остаётся оторванным от жизни. А в национальной программе повышения финансовой грамотности населения Российской Федерации, так же говорится о том, что финансовое образование необходимо всем категориям граждан, детям оно даёт представления о ценности денег, закладывает фундамент для дальнейшего развития навыков планирования бюджета.
Для формирования основ финансовой грамотности как часть работы по формированию элементарных математических представлений необходимо разработать систему работы, которую можно реализовать в несколько этапов.
- Подготовительный этап.
Цель: Формирование элементарных экономических представлений у дошкольников, расширение кругозора: обогащение предметно -пространственной среды.
На первом этапе с детьми проводится знакомство с художественными произведениями, для реализации этой цели необходимо подготовить картотеку произведений (сказки, рассказы, стихи, устное народное творчество), через них дети получают информацию о финансовых терминах: деньги, труд, товар, банк, карьера, кредит. После прочтения с детьми обязательно обсуждать рассказы, сказки. [3]
Для достижения цели в группе нужно организовать центр финансовой грамотности, который можно наполнить дидактическими играми и разнообразными материалами для формирования основ финансовой грамотности.
Работа по экономическому воспитанию дошкольника невозможна без участия родителей. На всех этапах требуется поддержка ребёнка дома, в семье. Поэтому необходимо активно привлекать родителей к процессу обучения детей основам финансовой грамотности. Для этого нужно определить направления совместной деятельности педагогов и родителей:
— Помощь в создании развивающей среды в группе детского сада (привлечение родителей к созданию и оформлению центра финансовой грамотности);
— Привлечение родителей к выполнению заданий совместно с детьми в домашних условиях;
— информирование и консультирование родителей о содержании экономического воспитания детей в детском саду и дома с помощью видеоконсультаций, презентаций;
— участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в дошкольном учреждении (праздники, конкурсы).
- Основной этап.
Цель: Ознакомление с денежной сферой жизни; формирование правильного отношения к финансовым ресурсам, рационального распределения доходов; развитие творческой инициативы дошкольников в игровой деятельности.
На данном этапе можно применять игры, которые не только знакомят с новыми понятиями, но направлены на закрепление и обобщение полученных представлений: «Покупки и продажи?», «Доходы семьи Буратино», «Три копейки — это много», «Что? Где? Когда?». С целью представления понятия «бюджет семьи» (доход и расходы) проводить проблемные ситуации «Семья экономиста», «Семейный бюджет», беседы, занятия с использованием квест-технологий.
Знакомство детей с деньгами происходит на занятиях по формированию элементарных математических представлений, которые включает в себя: тематические занятия, квест — занятия, дидактические и настольные игры.
Такие игры можно включить в циклы занятий по формированию элементарных математических представлений. Примером таких занятий является квест -игра «Найди клад», которая предполагает передвижение по определённому маршруту. Чтобы найти клад, дети отправляются в путешествие по островам Экономики.
В зависимости от заданной цели, можно отправиться в путешествие на разнообразные острова, где дети получат и закрепят знания по финансовой грамотности, и закрепят знания по элементарным математическим представлениям. Предлагаем вам организовать квест — игру и посетить несколько островов Экономики.
Остров «Исторический». На этом острове, дети узнают информацию, связанную с историей возникновения денег, познакомятся с понятиями, обмен, монета. Можно предложить родителям совместно с детьми рассмотреть монеты разного достоинства и нарисовать в нетрадиционной технике «Тиснение» — «Монету для Пирата». Таким образом, мы привлечём родителей и закрепим знания цифр и геометрической фигуры круг.
Остров «Исследовательский» дети знакомятся с понятием — купюра. Воспитанники учатся определять, какие бывают деньги, учатся сравнивать, считать. Знакомятся с информацией, почему появились бумажные банкноты. Научить сравнивать монеты и купюры методом сравнивания по весу (использование весов), сравнивать монеты и банкноты с геометрическими фигурами, сравнивать номиналы монет с цифрами. На данном этапе родителям можно предложить совместно с детьми «Изготовить копилки», но не простые, а в форме геометрических фигур (закрепить знания о геометрических фигурах: домик, копилка — свинья в виде шара и т. д.)
Остров «Профессии». На данном острове дети знакомятся с различными профессиями, и узнают, что за работу получают заработную плату.Родителям можно предложить познакомить ребёнка со своей профессией, рассказать о её важности, закрепить знания о том, что за работу получают заработную плату. Нарисовать рисунок — профессии моих родителей.
Остров «Потребностей». Познакомить детей с информацией о том, какие доходы и расходы у семьи, познакомить с видами потребностей. Родителям предложить совместно с детьми разобраться, какие потребности для их семьи важнее и вместе с детьми создать пирамиду потребностей семьи (закрепить знания о геометрических фигурах, их пропорциях, цвета)
Остров «Хранилище». Познакомить детей с работой банка, терминала, закрепить знания о купюрах и монетах (сравниваем, считаем, закрепляем знания о цифрах по номиналу монет), о том, кто работает в банке. На данном этапе работы можно предложить родителям совместный с ребёнком поход в банк.
Завершающим этапом такой игры может быть остров «Занимательная экономика». Детям предлагается поучаствовать в викторине «Занимательная экономика», где воспитанники обобщают знания, полученные в ходе путешествия. За правильные ответы, участники викторины, получают карточки, по количеству которых при нахождении клада, получают монеты (таким образом, закрепляют навыки счета).
- Заключительный этап.
Таким образом, экономическое воспитание способно обогатить социально — коммуникативное и познавательное развитие дошкольников, решать проблему практического применения математических знаний в жизни, которые пригодятся ребенку в дальнейшем. Знакомство дошкольников с основами финансовой грамотности, как часть работы по формированию элементарных математических представлений воспитывает устойчивый интерес к математическим знаниям, умение пользоваться ими и стремление самостоятельно их приобретать, а также активизирует познавательную деятельность дошкольников.
Литература:
- Методические рекомендаций для педагогических работников дошкольных образовательных организаций по организации изучения образовательной области «Основы финансовой грамотности» в дошкольных образовательных организациях http://apkpro.ru/doc/Rekomendatcii FGAOU DPO TCRGOPiIT.pdf.
- Методические рекомендации: пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская. — 2-е изд. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020.
- Читаем и обсуждаем: пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская. — 2-е изд. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020.