Методические особенности использования активных и интерактивных методов при изучении курса «География материков и океанов»
Автор: Изварина Анастасия Николаевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
LI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, май 2023)
Дата публикации: 29.05.2023
Статья просмотрена: 46 раз
Библиографическое описание:
Изварина, А. Н. Методические особенности использования активных и интерактивных методов при изучении курса «География материков и океанов» / А. Н. Изварина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы LI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 6-10. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/493/18044/ (дата обращения: 16.11.2024).
В данной статье анализируется использование учебно-методического комплекта (УМК) «Полярная звезда». Рассматриваются методические особенности использования активных и интерактивных методов при изучении курса «География материков и океанов» в 7 классе.
Ключевые слова: учебно-методический комплект, учебник, цифровые образовательные ресурсы.
В состав учебно-методического комплекта (УМК) «Полярная звезда» входят учебник, тетрадь-тренажер (рабочая тетрадь), атлас и контурные карты. В электронном виде в составе комплекта представлены электронная форма учебника, бесплатное электронное приложение, методические вебинары для учителей, бесплатные методические материалы для скачивания (на сайте издательства «Просвещение») [1].
Основной элемент учебного комплекта учебник «География. 7 класс» (авторы А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина и др.). Учебник включен в Федеральный перечень учебников (ФПУ), допущенных к использованию при реализации образовательных программ основного общего образования 2022–2023 года. Для учебника характерна деятельностная структура каждого параграфа. Например, изучение темы «Население Земли» (Читаем карту) предусматривает формирование умений анализировать картограммы и диаграммы. Работа с картографическим материалом предусматривается при изучении всех тем. Выполнение заданий к параграфу способствует развитию картографических навыков учеников. Некоторые темы представлены в учебнике рубрикой «Читаем карту», например, изучение поверхностных течений в океане предусматривает работу с картосхемой основных поверхностных течений Мирового океана.
Построение параграфов, их методический аппарат предоставляет возможность использования групповой и парной работы по решению проблемных учебных заданий (интерактивных методов). Например, изучение темы «Развитие земной коры» начинается с обоснования практической значимости изучения темы, затем задается проблемный вопрос «Как формировался облик Земли?», дается краткое вводное объяснение (текст), и предусматривается активная познавательная деятельность с оригинальной иллюстрацией, объединяющей геохронологическую таблицу и этапы развития земной коры. Проиллюстрируем это на рис. 1.
Рис. 1. Геологические эры и их продолжительность
Побуждение к активной познавательной деятельности обеспечивают проблемные вопросы. Например, в рубрике «это интересно» приведен вопрос: «В 1915 году немецкий геофизик Альфред Вегенер обосновал гипотезу дрейфа материков, какие наблюдения натолкнули его на эту мысль?».
В состав параграфов включены программные практические работы, выполнение которых разобрано пошагово. Проиллюстрируем это на рис. 2.
Рис. 2. Составление климатической диаграммы
Изучив представленную в учебнике простую инструкцию (алгоритм), ученик сможет осмысленно выполнить практическую работу по чтению климатограмм. В рубрике «Учимся с «Полярной звездой» предусматривается организация работы с ресурсами Интернета. В тексте учебника приведена подробная инструкция поиска информации с использованием поисковой системы Яндекс (§ 17) [2].
Изучение природы материков предусматривает формирование яркого, оригинального для каждого из материков образа материка. Эта цель достигается за счет использования ярких описаний и привлечения видео и фотографий из коллекции ЦОР [4].
Таким образом, для учебников характерно актуальное теоретическое содержание, дифференцированный по сложности заданий методический аппарат, яркие информативные иллюстрации. Кроме учебника для организации самостоятельной работы учащихся в состав УМК включена рабочая тетрадь «Мой тренажер» [3]. Рабочая тетрадь предназначена для выполнения практических и самостоятельных работ. Задания в рабочей тетради распределены по шести рубрикам: работаем с информацией, работаем с картой, изучаем на практике, решаем проблемы, в копилку житейского опыта и экспресс-контроль.
Работа с заданиями рубрики «Работаем с информацией» предполагает выполнение различных заданий, для выполнения которых предусматривается работа с различными источниками информации (текст учебника, карта атласа, схема и т. д.). Например: «Проанализируйте таблицу. Какие выводы вы сделаете на основе анализа таблицы?». Задания рубрики «Работаем с картой» предусматривают заполнение контурных карт, решение задач по картам различного содержания и т. д.
Рубрика «Изучаем на практике» содержит задания, выполнение которых предполагает использование имеющихся знаний при решении практических задач. Рубрика «Решаем проблему» содержит задания повышенного уровня. Например: «Подумайте, как изменит климат на Земле при увеличении площади Мирового океана. Свой ответ аргументируйте». Задания рубрики «Экспресс-контроль» представляют собой задания тематического контроля, позволяющие проверить уровень достижения требований к усвоению материала темы.
Познавательная деятельность, организованная с использованием учебников и пособий УМК по географии «Полярная звезда» для 7 класса позволяет обеспечить достижение предметных образовательных результатов по географии в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Элементы УМК могут использоваться при работе на основе активных и интерактивных методов обучения.
Литература:
- География. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций [А. А. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина и др.]. — М.: Просвещение, 2021- 256 с.
- Николина В. В. География. Мой тренажер. 7 класс: учеб. Пособие для общеобразоват. организаций / В. В. Николина — М.: Просвещение. — 2018. — 95 с.
- Стариков Д. А. О понятии мультимедиа технологии и их использовании в образовательном процессе / Д. А. Стариков // Научные исследования в образовании: педагогика, психология, экономика. — 2011. — № 2. — С. 53–55.
Похожие статьи
Использование интерактивной доски на уроках ОБЖ
Статья посвящена проблеме использования информационных средств обучения (интерактивной доски) на уроках ОБЖ в общеобразовательных школах. В качестве методического материала представлена разработка урока на тему «Вулканы, извержения вулканов, располож...
Особенности обучения студентов-бакалавров языковых специальностей на курсе «Страноведение»
В настоящей статье описывается использование мультимедийных технологий и их значимость во время обучения курсу «Страноведение». Перечисляются основные преимущества использования мультимедийных лекций. Перечисляются различные умения, которые успешно с...
Разработка электронного учебно-методического программного комплекса по астрономии с использованием виртуальной реальности
Проект представляет собой учебно-методический программный комплекс (УМПК) по астрономии, включающий приложение для очков виртуальной реальности и учебно-методический курс по предмету. Проект нацелен на оптимизацию и усовершенствование учебного процес...
Педагогические условия организации элективного курса «Образовательная робототехника» в общеобразовательной школе
Данная статья посвящена изучению педагогических условий организации элективного курса «Образовательная робототехника» в общеобразовательной школе. Автором рассматривается понятие образовательная робототехника, его актуальность и роль в технологическо...
Использование современных компьютерных технологий в преподавании математических дисциплин при подготовке магистров физической культуры
В данной статье основное внимание акцентируется на применении современных информационных технологий и математических знаний при решении научно-исследовательских в области физической культуры и спорта с учетом ведущей репрезентативной сенсорной систем...
Дифференцированный подход при обучении робототехнике в школе
В статье описывается опыт обучения робототехнике школьников 5 класса в рамках предмета «Технология», даются методические рекомендации и советы по организации уроков первого года обучения.
Методические условия организации интерактивного обучения естествознанию в 5 классе
Статья посвящена выявлению методических принципов и условий организации обучения курсу «Естествознание. 5 класс.» при использовании интерактивных видов деятельности.
Условия эффективности обучения в преподавании инженерной графики
Статья посвящена вопросам обеспечения современного учебного процесса, направленного на формирование у студентов не только графической грамоты, но и на освоение новых информационных технологий. Описан опыт создания авторской рабочей тетради по дисципл...
Интерактивные методы обучения в экологической образовательной среде морского технического вуза
Использование интерактивных методов в процессе обучения профессиональных и специальных дисциплин с включением экологических знаний, при изучении экологии позволяет решить задачу формирования экологической образовательной среды.
Рабочая тетрадь как средство формирования метапредметных умений обучающихся 5-го класса на уроках математики
В статье рассматриваются вопросы использования рабочей тетради на уроках математики с целью формирования метапредметных умений обучающихся 5-го класса. Описывается эксперимент, в ходе которого проводятся занятия с использованием разработанной рабочей...
Похожие статьи
Использование интерактивной доски на уроках ОБЖ
Статья посвящена проблеме использования информационных средств обучения (интерактивной доски) на уроках ОБЖ в общеобразовательных школах. В качестве методического материала представлена разработка урока на тему «Вулканы, извержения вулканов, располож...
Особенности обучения студентов-бакалавров языковых специальностей на курсе «Страноведение»
В настоящей статье описывается использование мультимедийных технологий и их значимость во время обучения курсу «Страноведение». Перечисляются основные преимущества использования мультимедийных лекций. Перечисляются различные умения, которые успешно с...
Разработка электронного учебно-методического программного комплекса по астрономии с использованием виртуальной реальности
Проект представляет собой учебно-методический программный комплекс (УМПК) по астрономии, включающий приложение для очков виртуальной реальности и учебно-методический курс по предмету. Проект нацелен на оптимизацию и усовершенствование учебного процес...
Педагогические условия организации элективного курса «Образовательная робототехника» в общеобразовательной школе
Данная статья посвящена изучению педагогических условий организации элективного курса «Образовательная робототехника» в общеобразовательной школе. Автором рассматривается понятие образовательная робототехника, его актуальность и роль в технологическо...
Использование современных компьютерных технологий в преподавании математических дисциплин при подготовке магистров физической культуры
В данной статье основное внимание акцентируется на применении современных информационных технологий и математических знаний при решении научно-исследовательских в области физической культуры и спорта с учетом ведущей репрезентативной сенсорной систем...
Дифференцированный подход при обучении робототехнике в школе
В статье описывается опыт обучения робототехнике школьников 5 класса в рамках предмета «Технология», даются методические рекомендации и советы по организации уроков первого года обучения.
Методические условия организации интерактивного обучения естествознанию в 5 классе
Статья посвящена выявлению методических принципов и условий организации обучения курсу «Естествознание. 5 класс.» при использовании интерактивных видов деятельности.
Условия эффективности обучения в преподавании инженерной графики
Статья посвящена вопросам обеспечения современного учебного процесса, направленного на формирование у студентов не только графической грамоты, но и на освоение новых информационных технологий. Описан опыт создания авторской рабочей тетради по дисципл...
Интерактивные методы обучения в экологической образовательной среде морского технического вуза
Использование интерактивных методов в процессе обучения профессиональных и специальных дисциплин с включением экологических знаний, при изучении экологии позволяет решить задачу формирования экологической образовательной среды.
Рабочая тетрадь как средство формирования метапредметных умений обучающихся 5-го класса на уроках математики
В статье рассматриваются вопросы использования рабочей тетради на уроках математики с целью формирования метапредметных умений обучающихся 5-го класса. Описывается эксперимент, в ходе которого проводятся занятия с использованием разработанной рабочей...