Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историей и культурой русского народа | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историей и культурой русского народа / О. М. Белобородова, Л. Н. Пузанова, А. Н. Герасимова [и др.]. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы LII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 6-14. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/495/18053/ (дата обращения: 16.11.2024).



Данный опыт работы может быть использован педагогами дошкольных образовательных организаций по приобщению детей к народной культуре и воспитанию у них патриотических чувств и духовности.

В. В. Путин сказал, что наши дети должны знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, самореализовывать себя, как личность любящую свою Родину, свой народ и всё что, связано с народной культурой.

Многие ли родители могут похвастаться, что поют или пели своим малышам колыбельную? А старинную русскую колыбельную? Думаем, что таких найдется не много.

В современном мире дети, познавая окружающий мир вокруг себя, не видят в своем доме красивую детскую книжку, взрослые вместе с ними не рассматривают картины (репродукции) великих художников, не слушают детскую классическую музыку выдающихся композиторов. Нынешнее поколение молодых родителей не представляют жизнь без интернета, соцсетей. В связи с этим на детей не остается свободного времени. Родители и современные молодые бабушки не читают детям книги. Поэтому они совместно с детьми не делятся своим мнением о прочитанной книге, не обсуждают поступки героев художественного произведения. Чтобы дети не скучали, вторые покупают им различные электронные устройства, планшеты, компьютеры. Взрослые не рассказывают своим детям о истории своей семьи, родного города, страны. Думаем, что о особенностях народных традиций многие молодые родители и сами не знают, так это, в воспитании детей, уже многие годы перестало быть в приоритете. Часто можно наблюдать одиноких пожилым людей, оставленных без внимания когда-то близкими людьми. Многие не чувствуют сострадания чужому горю. Сегодня, как никогда стали актуальны вопросы патриотического воспитания детей. Именно в семье ребенок должен начинать становиться личностью. Как губка впитывает воду, так ребенок дома должен начать насыщаться нравственными качествами посредством искусства, художественного слова, музыки, игры, живописи.

Как с раннего детства ребенок любит свою мать, так и любовь к Родине нужно воспитывать с раннего детства. Поэтому педагоги должны помочь ребёнку почувствовать любовь к своей Родине. На примерах художественных произведений, произведений искусства формировать чувство гордости за свою страну, ее героев былых времен и современности, помочь понять, что нужно чтить, оберегать и сохранять, а также помочь родителям осознать, важность формирования и развития патриотических чувств в своих детях. Воспитание патриотизма у старших дошкольников должно осуществляться не только через теоретическую информацию, но и через практическую деятельность. В связи с этим мы рекомендуем проводить совместные мероприятия детей и родителей: утренники, посвященные календарным, в том числе народным праздникам. Если ребёнок, с раннего детства видит уважительное отношение к истории и традициям своего народа — никогда не пойдет на предательство и подлость в отношении семьи, друга, своей Родины. Мы должны научить детей доброжелательному отношению со сверстниками, уважительному обращению с взрослыми, совершать благородные поступки, быть честными во всем.

Актуальность этой проблемы в настоящее время приводит к мысли, что нам, педагогам, необходимо вести с детьми архиважную работу в данном направлении: от возрождения традиции петь малышам колыбельные, рассказывания детям сказок и преданий своего народа, до приобщения детей к классической, отечественной и мировой литературы, пластических искусств, театра, музыки. Считаем, что приобщение детей к народной культуре является одним из средств развития у них патриотических чувств и духовности. А. П. Усова писала о том, что в народном творчестве исторически сохраняются и вырабатываются присущие народу черты характера и мышления. Именно поэтому родная культура, русское творчество, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Перед педагогами стоит задача помочь детям постичь своеобразие русского национального характера, его прекрасные самобытные качества на примере народного творчества. Важно не просто добиться механического воспроизведения игр, песен, а вернуть им живое, естественное существование. Знакомство дошкольников с богатейшим искусством русского народа позволяет приобщить детей к национальной культуре. Дети должны знать традиции национальной культуры, русские народные танцы, устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, народные игры, в которые дети очень любят играть.

Наиболее плодотворно осуществить работу с детьми старшего дошкольного возраста по данному направлению поможет проектная деятельность. Цель данного проекта : формирование у детей чувства гордости за историю развития своей страны и своего народа на основе ознакомления с историей и культурой русского народа, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.

Задачи

Образовательные:

– организовать предметно-развивающую среду в ДОУ, способствующую приобщению детей дошкольного возраста к народной культуре;

– формировать представления детей о жилище, предметов быта, орудиях труда, одежде, изделий народных промыслов;

– познакомить детей с фольклором: сказками, песенками, потешками, закличками, пословицами, поговорками, загадками, как богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей

– активизировать родителей к совместной деятельности по приобщению детей к народной культуре, обычаями и традициями, к созданию выставки, проведению русских народных подвижных игр, знакомству и организации календарных праздников, в том числе народных.

Развивающие:

– формировать эстетический вкус, развивать эстетическое восприятие изделий прикладного творчества,

– организовать условия для творческого отражения полученных знаний, умений детьми;

развивать навыки речевого общения в совместной деятельности, обогащать и активизировать словарь, повышать его выразительность.

Воспитательные:

– воспитывать интерес и любовь к народному творчеству, к русской народной культуре, обычаям, традициям, обрядам, народным праздникам, к народным играм.

Работа над проектом строилась на основе главных методических принципов:

– принцип научности, принцип реалистичности и доступности,

– принцип занимательности, принцип системности,

– принцип дифференциации и индивидуализации,

– принцип диалогического общения,

– принцип развивающего обучения личностно ориентированной направленности.

Содержание работы

Создание атмосферы национального быта: организовать выставку предметов (деревянная и фарфоровая расписная посуда, филимоновские и дымковские игрушки, подносы) и альбомов предметов народных промыслов: «Гжель», «Золотая хохлома», «Городецкая роспись», «Дымковская игрушка», «Полховский Майдан», «Береста», «Филимоновская игрушка»;

организовать выставку кукол в различных народных костюмах; собрать коллекцию матрешек; создать альбомы «Национальные костюмы», «Достопримечательности Москвы»,

Ознакомление с народными промыслами: городецкая роспись, хохлома, гжель, дымковская и филимоновская игрушки, русская матрешка. Яркие матрешки вызывают у детей особый интерес. Дети старшего возраста знакомятся с историей ее возникновения, о создававших ее мастерах. Результатом знакомства с народными ремеслами становятся выставки детских работ в группах: «Дымковская игрушка», «Золотая хохлома». Народное творчество — это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников. Работа по ознакомлению детей с народным творчеством средствами изобразительного искусства, является важной стороной общей работы по формированию патриотических чувств, воспитанию любви и интереса к нашей Родине, к ее великому народу.

Дети знакомятся с местечками, где возникли народные промыслы и самостоятельно учатся росписи объемных предметов. Педагоги вместе с детьми определяют и отмечают на карте местоположения промысловых городов России. Свое творчество дети выражают через рисунки, аппликации (орнаменты русской росписи) и поделок.

Широкое использование фольклора.

Фольклор является источник познавательного и нравственного развития детей. В ходе режимных моментов в ДОУ проводится работа с родным словом, знакомство детей с устным народным творчеством. При отборе фольклорного материала педагогами учитываются возрастные возможности детей. Педагоги детского сада организуют беседы с использованием пословиц и поговорок, в содержании которых есть названия предметов русского быта; стараются раскрыть происхождение пословиц и поговорок. Особое место в ознакомлении старших дошкольников с произведениями устного народного творчества занимает составление с детьми загадок о предметах старинного русского быта. Важно показать детям способы создания загадок, их виды и формы.

Каждая народная загадка отображает окружающий человека мир.

Знакомство с традиционными обрядовыми праздниками: календарные, фольклорные, обрядовые, дни именин и т. д. (они тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека).

В родительские уголки с периодичностью помещается материал по народному календарю, по народным праздникам «Пасха», «Рождество», «Новый год», «Масленица» и др. С периодичностью проводятся совместные календарные праздники. При разработке сценариев народных праздников особое внимание уделяется подбору словесно-музыкальных, драматических, игровых и хореографических произведений обрядово-календарного фольклора. Произведения соответствуют содержанию праздника, высокохудожественные, интересные и доступные для ребят.

Знакомство с русскими народными играми: «Кошки мышки», «Сова», «Подуй на хвостик», «Поймай», «Ветерок», «Горячая картошка», «Краски», «Гори, гори ясно», «Платочек», «Колечко», «Гуси — гуси», «Жмурки», «Кошки мышки», «Рыболов», «Ручеек», «Каравай».

Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства, хотя именно в них радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Народные игры формируют у детей устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств. Игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают их быть честными и правдивыми. Русские народные игры имеют многовековую историю, в них отображается быт народа. Лишь немногие народные игры сохранились и дошли до наших дней, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

Создание музея «Русская изба». Пополнение музея старинными предметами быта, альбомами интерьера в крестьянской и купеческой избе. Изучение предметов сельского быта.

Большое значение в работе над этим проектом имеет совместная деятельность с родителями. Родители становятся активными участниками педагогического процесса: они участвуют в проведении русских народных праздников, в изготовлении атрибутов в мини-музее «Русской избы», в оформлении групповых помещений к русским народным праздникам: «Новый год», «Рождество», «Масленица», «Пасха», участвуют в играх.

Образовательные области:

– «Социально-коммуникативное развитие» (нравственное воспитание, патриотическое воспитание, коммуникативное развитие);

– «Познавательное развитие» (ознакомление с окружающим социальным миром, окружающим предметным миром, окружающим природным миром);

– «Речевое развитие» (развитие связной речи, развитие речевого творчества, ознакомление с художественной литературой);

– «Художественно-эстетическое развитие» (развитие восприятия произведений искусства и литературы, музыкальное развитие, рисование, лепка, аппликация):

– «Физическое развитие» (воспитание дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, развитие физических качеств)

Методы и приемы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством

– Чтение художественной литературы.

– Использование пословиц, загадок, поговорок.

– Заучивание потешек, прибауток, закличек.

– Использование русских народных песен и танцев.

– Проведение русских народных игр.

– Использование русских народных костюмов в праздниках, совместной и самостоятельной деятельности.

– Демонстрация игрушек и изделий народных промыслов.

– Представление кукольного театра.

– Инсценирование сценок и эпизодов сказок.

– Беседа и рассказ о народных обычаях и традициях.

– Рассматривание иллюстраций о русском быте.

– Беседы, вопросы, разъяснения.

Формы образовательной работы с детьми

– Организованные занятия.

– Совместная деятельность.

– Праздники и развлечения.

– Наблюдения в быту и природе.

– Экскурсии в музей и детскую библиотеку.

– Организация конкурсов рисунков и поделок.

– Посещение тематических выставок.

– Просмотр видеофильмов, слушание музыки.

– Встреча с интересными людьми.

Этапы реализации проекта

Первый этап работы — организация развивающей среды

Основная задача педагогов возможность введения детей в особый самобытный мир путем его действенного познания.

Детям очень интересно увидеть в действии настоящую прялку, покачать в зыбке куклу, самим растолочь в ступе зерно; предметы русского быта: чугунок, кадка, сундук, самовар, деревянная и глиняная посуда, расшитые полотенца, русский народный костюм и т. д.

Второй этап — формирующий

В детском саду на доступном уровне дети знакомятся с народными играми, народным календарем, основами православной культуры, традициями, бытом, обычаями русского народа, крестьянским трудом, что способствует развитию познавательных способностей у детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре. «Дела давно минувших дней, преданье старины глубокой…» становятся ближе, понятнее ребенку.

Третий этап — заключительный

Сравнительный анализ результатов проводимой работы.

Результатами проводимой работы по приобщению детей к русской народной культуре является положительная динамика показателей качества обучения и воспитания.

Воспитанники детского сада:

  1. Понимают и используют в активной речи потешки, считалки, загадки.
  2. Научились играть в русские народные подвижные игры, используют считалки, при выборе водящего.
  3. Накопили большой запас знаний сказок и сказочных героев, умеют узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
  4. Осмысленно и активно дети принимают участие в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).
  5. Имеют представление о истории русского народного костюма, головных уборов.
  6. Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
  7. Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.

Таким образом, данная система работы позволяет формировать у детей дошкольного возраста знания о культуре русского народа. Работа основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе благодаря созданию особой среды, позволяющей непосредственно с ним соприкоснуться.

Литература:

  1. Виноградова, А. М. «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников» — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1989. 96с.
  2. Зеленова, Н.Г., Осипова JI. E. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Подготовительная группа.) — М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. 96 с.
  3. Князьков, С. «Патриотами не рождаются, патриотов воспитывают» Красная звезда, 2002.
  4. Маханева, М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Издательство: ТЦ Сфера, 2009.
  5. Доронина, Н. В. Ознакомление дошкольников с историей и культурой русского народа / Н. В. Доронина. — Текст: электронный // Образовательная социальная сеть nsportal.ru: [сайт]. — URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/11/28/oznakomlenie-doshkolnikov-s-istoriey-i-kulturoy-russkogo-naroda???history=0&pfid=1&sample=8&ref=0 (дата обращения: 31.05.2023).

Похожие статьи

Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историей и культурой русского народа

Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к национальной культуре

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города

Патриотическое воспитание и обучение дошкольников средствами музейной педагогики

Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с живой природой

Патриотическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности

Патриотическое воспитание дошкольников путём приобщения их к культурному наследию

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края при взаимодействии с родителями

Патриотическое воспитание дошкольников через художественное творчество (из опыта работы)

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру

Похожие статьи

Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историей и культурой русского народа

Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к национальной культуре

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города

Патриотическое воспитание и обучение дошкольников средствами музейной педагогики

Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с живой природой

Патриотическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности

Патриотическое воспитание дошкольников путём приобщения их к культурному наследию

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края при взаимодействии с родителями

Патриотическое воспитание дошкольников через художественное творчество (из опыта работы)

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру