Применение 3D-моделирования для изучения наглядной геометрии
Автор: Гнатюк Ирина Владимировна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
LII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, июнь 2023)
Дата публикации: 04.06.2023
Статья просмотрена: 114 раз
Библиографическое описание:
Гнатюк, И. В. Применение 3D-моделирования для изучения наглядной геометрии / И. В. Гнатюк. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы LII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 22-29. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/495/18070/ (дата обращения: 16.11.2024).
Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.
В. Сухомлинский
В связи с принятием в мае 2021 года обновленных федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (далее — ФГОС ООО) в содержании математического образования в 5–9-х классах произошли изменения, направленные на реализацию Концепции развития математического образования в Российской Федерации (утверждена в 2013 г.) и выполнение поручения Президента РФ «обеспечить совершенствование преподавания учебных предметов «математика» и «информатика» в общеобразовательных организациях, установив их приоритет в учебном плане и скорректировав содержание примерных основных образовательных программ общего образования» (декабрь 2020 г.).
Написано, что личностные результаты освоения программы по математике в части эстетического воспитания должны отражать «способность к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; умение видеть математические закономерности в искусстве». А метапредметные результаты освоения программы регулятивного характера в части самоорганизации должны обеспечивать формирование следующих умений: «самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи, выбирать способ решения с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учетом новой информации» [4].
Есть в программе математики 5 класса особый раздел, которого педагог ждет с нетерпением, так как это встреча с очень красивым материалом- разделом «Наглядная геометрия. Тела и фигуры в пространстве», в котором изучаются различные многогранники, их свойства.
Человек проявляет интерес к многогранникам на протяжении всей своей жизни — от ребенка, играющего деревянными кубиками, до зрелого человека.
До изучения темы «Модели пространственных тел» на математике с учащимися рассматриваются развертки куба и параллелепипеда, решаются некоторые задачи на вычисления их площадей, объёмов. И уместно подвести итог изученного материала уроком-исследованием, в котором выполняются две практические работы с обоснованием некоторых гипотез.
Цель исследовательской работы № 1: С использованием 3D моделирования и исследования доказать или опровергнуть гипотезу: действительно ли существует зависимость объёма куба от длины его ребра.
Задачи работы:
- Разработать алгоритм моделирования соединительных элементов в САПР Компас-3D.
- Напечатать соединительные элементы моделей на 3D принтере, собрать каркасные модели кубов.
- Изучить свойства кубов, провести вычисления с занесением данных в таблицу.
Для доказательства гипотезы необходима предварительная работа по моделированию в программе Компас 3D соединительных элементов каркасных тел.
Алгоритм моделирования:
- Построить эскиз, выдавить его на 7,5 мм (рис.1, 2);
- Вернуться в режим эскиза, в центральной части начертить квадрат со стороной 7,5 мм, выдавить на 7,5 мм (рис. 3, 4);
- Начертить окружность диаметром 5,8 мм, вырезать её на 7,5 мм (рис. 5, 6).
- На других сторонах повторить построение окружности и вырезание. Сделать фаски по 0,5 мм (рис. 7, 8).
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
6. |
7. |
8. |
|
|
|
Напечатанные PLA-пластиком соединительные элементы каркасных тел используются группой учеников, отвечающих за сборку каркасных моделей. В качестве рёбер используются трубочки для флажков и воздушных шаров.
После сборки моделей, учащиеся изучают их свойства, проводят вычисления и заносят данные в таблицу в 5, 6 строки. Класс тем временем, проводит измерения, вычисления своих картонных моделей с занесением данных в таблицу в 1–4 строки. Итоговые данные 1–4 строки проверяются, при проверке 5,6 строк группа учеников, отвечающая за каркасные модели, показывает наглядно на моделях, что при увеличении ребра в 2 раза в большой куб помещается 8 меньших кубов:
Размеры кубов |
Длина ребра (а) |
Расчёт объёма куба |
Объём куба (куб.см) |
Vб:Vм |
|
1 |
Куб 3х3х3см |
3 |
V1=3х3х3=27 |
27 |
8 |
2 |
Куб 6х6х6см |
6 |
V2=6х6х6=216 |
216 |
|
3 |
Куб 2х2х2см |
2 |
V3=2х2х2=8 |
8 |
27 |
4 |
Куб 6х6х6см |
6 |
V4=6х6х6=216 |
216 |
|
5 |
Куб меньший |
13 |
V5=13х13х13=2197 |
2197 |
8 |
6 |
Куб больший |
26 |
V6=26х26х26=17576 |
17576 |
Из исследования делается вывод: если ребро а первого куба увеличить в N раз, то ребро второго куба будет равно N а . Тогда объем первого куба V 1 =а·а·а= а 3 , а объем второго куба V 2 =Nа·Nа·Nа=(Nа) 3 = N 3 ·a 3 .
Т. е. объем куба увеличится в N 3 раз. То есть гипотеза доказана: существует зависимость объёма куба от длины его ребра.
Цель исследовательской работы № 2:
Обосновать, доказать гипотезу: действительно ли в любом выпуклом многограннике сумма числа граней и числа вершин больше числа ребер на 2, т. е. Г + В — Р = 2 (Т. Эйлера).
Задачи работы:
- Подготовить презентацию, заслушать доклад по теме «Правильные многогранники».
- Создать многогранники (из картона, из пластика: смоделировать многогранники в программе Компас 3D, напечатать их на 3D принтере; использовать 3D ручки).
- Изучить, подсчитать и записать в таблицу количество элементов многогранников.
Для доказательства гипотезы необходима предварительная работа по созданию развёрток правильных многогранников из картона: на уроке многогранники склеивают, изучают свойства, делают подсчёты, данные заносят в таблицу.
|
|
|
|
|
тетраэдр |
гексаэдр |
октаэдр |
додекаэдр |
икосаэдр |
Также пространственные тела можно создать с помощью 3D ручек.
И смоделировать в программе Компас 3D, потом распечатать с помощью 3D-принтера.
|
|
|
Ученики используют результаты своей деятельности — созданные модели, делают расчёты, фиксируют результаты вычислений в таблицу. Результат работы:
Правильный многогранник |
Элементы многогранников |
Г+В-Р |
|||
Число граней (Г) |
Число вершин (В) |
Число ребер (Р) |
|||
Тетраэдр |
|
4 |
4 |
6 |
2 |
Куб (Гексаэдр) |
|
6 |
8 |
12 |
2 |
Октаэдр |
|
8 |
6 |
12 |
2 |
Додекаэдр |
|
12 |
20 |
30 |
2 |
Икосаэдр |
|
20 |
12 |
30 |
2 |
Из исследования делается вывод: в любом выпуклом многограннике сумма числа граней и числа вершин больше числа ребер на 2 (Г + В — Р = 2), то есть гипотеза доказана.
В результате проведенного урока-исследования получены новые теоретические, практические знания и навыки в области информационных технологий и математики: проанализированы свойства различных видов правильных многогранников и подтверждены гипотезы, рассмотрены методы построения соединительных элементов каркасных тел, многогранников с помощью САПР Компас 3D, улучшены навыки пространственного видения, мышления.Начала работать выставка «Развитие пространственного мышления».
Литература:
- ЗАО Аскон Азбука Компас 3D. Учебное пособие. — АСКОН, КОМПАС, 2020
- Баранова, И. В. КОМПАС-3D для школьников. Черчение и компьютерная графика. — М.: ДМК Пресс, 2018
- http://veselowa.ru/urok-12-byistroe-sozdanie-3d-modeli-po-2d-eskizu/3. http://veselowa.ru/urok-12-byistroe-sozdanie-3d-modeli-po-2d-eskizu/
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 18.03.2022 N 1/22)