Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в средних классах | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

LIII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, июнь 2023)

Дата публикации: 23.06.2023

Статья просмотрена: 199 раз

Библиографическое описание:

Змитрук, М. А. Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в средних классах / М. А. Змитрук. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы LIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 10-15. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/497/18097/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье автор раскрывает понятие системы формирования духовно-нравственных ценностей учащихся. Особое внимание автор уделяет процессу осуществления духовно-нравственного воспитанияучащихся на уроках литературына примерах некоторых произведений из школьной программы средних классов.

Ключевые слова: нравственность, духовность, система духовно-нравственных ценностей, дискуссия, нравственное воспитание, литература.

Качество образования на сегодняшний день определяется не только знаниями, которые получает ученик в школе, но и качеством духовного, нравственного, гражданского развития подрастающего поколения. Федеральные государственные образовательные стандарты среди основных требований к результатам освоения образования на первый план выдвигаются именно личностные качества: «Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы»): любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества…» [1] Федеральный Государственный Образовательный Стандарт нацелен на обеспечение прежде всего духовно-нравственного развития, воспитания учащихся. [1]

Нравственное воспитание означает целенаправленный процесс формирования и развития у учащихся системы моральных убеждений, отношений и ценностей, как к людям, предметам окружающего мира, Родине, труду и самому себе.

«Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нём воспитание идёт впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы будут впитывать знания как пищу, необходимую для дальнейшего роста и становления личности школьника» (Ш. А. Амонашвили) [2] Д. И. Менделеев сказал: «Знания без воспитания — это меч в руках сумасшедшего». В своих педагогических воззрениях К. Д. Ушинский поставил знание законов воспитания в зависимость от познания человека во всех его проявлениях. А. С. Макаренко характеризирует внимание к всестороннему развитию каждой формирующейся личности как сознательное стремление к жизненным целям человека, его общественной активности, чувству радости и удовлетворения. [2]

На уроках литературы основными концепциями являются духовность, нравственность, смысл жизни, любовь, честь и совесть. Эти понятия также являются фундаментальными в системе общечеловеческих ценностей.

Литература в школьной программе направлена на развитие ценностных ориентаций учащихся и глубокому серьезному анализу жизненных установок, способствует формированию ценностного сознания, критическому мышлению, исторической осведомленности и патриотическому чувству у учащихся.

Сегодня проблема воспитания молодого поколения является острой для нашего общества. Многие подростки чувствуют себя отчужденными от истинных общечеловеческих ценностей и их моральные ориентиры искажены. Поэтому основная задача учителя литературы состоит в том, чтобы превратить каждый урок литературы в урок морали и нравственности. Русская литература, в свою очередь, стремится к постижению вечной гармонии личности, мира, духовных и нравственных ценностей. Великие русские писатели задавались вопросами, которые являются важными для каждого задумывающегося человека. Литература поднимает именно те вопросы, которые непременно возникают у молодых людей, задающихся смыслом жизни и размышляющих о своей роли в мире. Что такое истина? Кто я такой? Правильно ли я живу? Каков смысл моего существования? Как бороться со злом? Что такое любовь к Родине?

Педагог Ковалёва Е. В. отмечает: «Задача учителя-словесника — сформировать у учащихся потребность размышлять над подобными вопросами, донести до сознания детей мысль, что русская литература может стать помощницей в осмыслении многих вопросов духовно-нравственного порядка» [5]

Каждый урок литературы должен стать уроком-открытием, уроком нравственности. При этом учитель литературы должен поощрять самостоятельное мышление учащихся и отказаться от проставления однозначных оценок. В процессе знакомства с литературными произведениями, важно проводить беседы с учениками о том, какие человеческие качества и жизненные ценности являются важными. Дети должны размышлять о нравственных вопросах, опираясь на произведения, изучаемые в программе и высказывать свое мнение.

Приведу несколько примеров. Во время изучения рассказа «Кавказский пленник» Л. Н. Толстого с учащимися 5 класса, мы организуем работу в группах, где они заполняют таблицы, отражающие качества характера главных героев Костылина и Жилина. Процесс работы будет следующим: сначала ученики выбирают важные эпизоды, характеризующие персонажей, затем они анализируют поведение обоих персонажей, а после этого перечисляют качества характера, которые проявляются в этих эпизодах. Всю информацию мы заносим в таблицы. Затем, переходим к этапу систематизации полученных результатов, мы вместе сделаем выводы о том, какие качества характера нельзя считать достойными, а какие необходимо развивать в себе. Что заслуживает осуждения, а на что стоит равняться.

При изучении сказки-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца», считаю обязательным провести беседу на уроке о нравственных проблемах в произведении, которые поднимает автор. «За внешней простотой читателю-подростку важно увидеть богатый мир человека и природы, изображенный писателем, страстно влюбленным во все доброе и прекрасное. «Великая любовь Пришвина к природе родилась из любви к человеку», — писал К. Паустовский. Читатель-школьник почувствует в «Кладовой солнца» единство природы и человека. Нравственные уроки «Кладовой солнца» учат школьников деятельному добру, бескорыстной дружбе, помогают понять красоту труда, воспитывают патриотические чувства» [6].

Обсуждаем вопросы: нужно ли придерживаться правил поведения, соблюдать этические нормы? Какое поведение можно назвать нравственным? Докажите, что Настя и Митраша, оставшись без родителей, вели себя нравственно, приведите подтверждения из текста. Какие нравственные ошибки совершили герои произведения? Имеет ли человек право ошибаться и другие.

Произведения из школьной программы по литературе дают учителю множество поводов говорить о нравственности и духовности. Среди них, конечно, рассказ «Конь с розовой гривой» В. П. Астафьева. Это произведение наталкивает к разговору о чувстве вины, об уроках доброты и нравственности, поразмышлять с детьми, что такое нравственное преступление и проступок. При анализе ситуации нравственного выбора героя я использую метод «шести шляп». Это технология развития у школьников критического мышления. Правила работы в «шляпах». Белая шляпа: факты, информация. Желтая шляпа: плюсы, только положительные стороны. Черная шляпа: минусы, только отрицательные стороны. Красная шляпа: чувства, эмоции. Зеленая шляпа: новые идеи, творчество. Синяя шляпа: итоги, выводы, оценки. Этот метод можно применять и при изучении произведения «Уроки французского» В. Г. Распутина.

Много тем для размышления о духовности, нравственности, патриотизме и любви к Родине дает нам в своем творчестве Николай Васильевич Гоголь. Русский патриарх Алексий II назвал Н. В. Гоголя великим духовным писателем России [4].

Так, очень важной для обсуждения является тема предательства и любви Андрия в произведении «Тарас Бульба». Большинство ребят осуждают предательство Андрия своей Родины и отца. Но есть и другое мнение: «плохо, что Андрий предал Родину, но он это сделал во имя любви, поэтому его можно понять» [5].

Педагог Ковалёва Е. В. в своей статье приводит пример, как она поступает в такой ситуации: «Выслушав такое мнение, предлагаю поразмышлять над этим поступком под другим углом: «Давайте посмотрим, как ведёт себя прекрасная панночка при встрече с Андрием в осаждённом Дубно. Она плачет, говорит, что у их любви нет будущего: «знаю слишком хорошо, что тебе нельзя любить меня; и знаю я, какой долг и завет твой: тебя зовут отец, товарищи, отчизна, а мы — враги тебе». Она могла бы сбежать с ним? Почему у неё даже мысли об этом не возникает? Какое слово ключевое в этой её фразе? «Мы». Она не отделяет себя от своего отца, от Родины. Что она выбрала для себя — любовь или предательство? Какие понятия для неё важнее любви? Долг, завет, отец, товарищи, отчизна. Сопоставьте её мировоозрение с мировоззрением Андрия. Чья позиция заслуживает уважения?» [5]

На уроках литературы важны дискуссии, касающиеся отношений между отцами и детьми, долга (в произведениях, таких как «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя, «Станционный смотритель» А. С. Пушкина, «Телеграмма» К. Г. Паустовского), милосердия, сочувствия и жестокости (в произведениях, таких как «В дурном обществе» В. Г. Короленко, «Юшка» А. П. Платонова, «После бала» Л. Н. Толстого), чести и бесчестия (в произведении «Капитанская дочка» А. С. Пушкина), а также храбрости и трусости (в произведении «Тихое утро» Ю. П. Казакова). «Большое значение в становлении ребенка как личности играют уроки доброты, ведь «с доброты человек начинается…». Живой отклик получают уроки, на которых школьники знакомятся с необыкновенными историями любви в «Повести о Петре и Февронии Муромских», в «Алых парусах» Александра Грина, в «Гранатовом браслете» Александра Куприна. На таких уроках главная воспитательная цель — развивать нравственное отношение к жизненным ценностям — любви, преданности, верности, семье» [3]. Все эти темы очень важны в процессе формирования духовно-нравственных качеств у учащихся.

Таким образом, данные понятия являются центральными темами для обсуждения и анализа на уроках литературы в средних классах.

Осуществление нравственного воспитания невозможно без развития психологической культуры учащихся, которая требует понимания основных законов развития личности и способности осознавать свои эмоциональные состояния. На уроках литературы учитель имеет возможность помочь учащимся раскрыть богатый психологический мир персонажей произведений, что стимулирует их формирование нравственной оценки действий персонажей и развитие их внутреннего мира.

Одной из форм работы на уроках литературы является написание сочинения-эссе, это способствует развитию у учащихся мотивации иметь собственное мнение по вопросам и умению его аргументировать. При этом предлагается выбирать темы, которые требуют нравственного осмысления представленных проблем, сопоставления собственных ценностей и позиции с главным героем произведения. При формулировке темы необходимо учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности учащихся. Для стимулирования самоанализа необходимо создать атмосферу взаимопонимания и непринужденности на уроке. Ребятам в средних классах еще непросто оформлять свои мысли письменно в виде эссе, но мы предлагаем использовать этот вид деятельности, поощряя самостоятельность и откровенность.

«Сегодня категории «образование», «обучение» и «воспитание» начинают пониматься как целостный, нераздельный процесс. Собственно говоря, без должной воспитанности учащихся эффективный процесс обучения просто невозможен» [2].

В заключении хочется отметить, что литературное образование столкнулось сегодня с серьезным вызовом — поиском внутренней мотивации для привлечения школьников к литературе.

Литературные произведения — это духовный опыт поколений и одна из важнейших целей литературного школьного образования — помочь ученикам понять и принять нравственные и духовные заветы, хранящиеся в произведениях литературы. И если ученики будут ощущать связь литературы с повседневной жизнью, воспринимать ее как школу жизни, тогда будут читать и любить ее.

Литература:

  1. Приказ Минобрнауки России: 17 мая 2012 г. № 413. Приложение// [Электронный ресурс]/ Российская газета. — Интернет-портал. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/06/21/obrstandart-dok.html, свободный.
  2. Гагарина, К. Е. Роль учителя в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения / К. Е. Гагарина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 3 (26). — Т. 2. — С. 110–115. — URL: https://moluch.ru/archive/26/2776/ (дата обращения: 21.06.2023).
  3. Донченко Л. М. На уроке и вне урока // Сб.: Учебно-методическая серия «Духовные истоки воспитания». — М., 2001– 29 c.
  4. Дунаев М. М «Православие и русская литература» Издательство: «Престиж», — М., 2003.
  5. Ковалёва Е. В. Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы // Школьная педагогика. — 2015. — № 2. — с. 1–4.
  6. Мещерякова Н. Я. «Нравственное воспитание учащихся на уроках литературы 6–7 классов». М., 2016–211c.

Ключевые слова

литература, дискуссия, нравственность, духовность, нравственное воспитание, система духовно-нравственных ценностей

Похожие статьи

Использование художественной литературы в качестве средства нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается значение и необходимость формирования экологических знаний у дошкольников. Раскрываются точки зрения разных педагогов к использованию произведений художественной литературы в формировании экологической культуры детей.

Духовно-нравственное воспитание младших школьников

В статье авторы пытаются определить условия осуществления духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в школе.

Воспитание патриотизма и нравственности на уроке истории

В статье рассматривается процесс нравственного и патриотического воспитания на уроке истории. В ходе исследования определяются цели, способы и пути воспитания патриотизма и нравственности на уроке истории.

Нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения

В статье авторы делятся опытом работы по формированию нравственных ценностных ориентаций младших школьников в учебной деятельности на уроках литературного чтения.

Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы

Статья посвящена проблеме патриотического воспитания в школе, на уроках русского языка и литературы. В первой части статьи проводится анализ проблемы с точки зрения исторического процесса. В второй части проблема патриотического воспитания на уроках ...

Нравственные ценности в воспитательном процессе

В статье освещены современные актуальные проблемы воспитательного процесса молодого поколения, большое внимание уделяется проблеме воспитания нравственных ценностей и роли образования. Главную задачу воспитания в условиях глобализации и транзитивного...

Нравственное воспитание младших школьников средствами изобразительного искусства

В статье автор исследует нравственное воспитание младших школьников средствами изобразительного искусства.

Роль социально-педагогической составляющей в процессе патриотического воспитания старшеклассников

В статье изложены основные проблемы патриотического воспитания старшеклассников, а также отражены роль и задачи социального педагога в данном процессе. Статья раскрывает содержание таких понятий как «воспитание», «патриотическое воспитание», «социаль...

Развитие эмоций и чувств как условие успешного нравственного воспитания младших школьников

В статье представлен обзор исследований по проблеме развития эмоций и чувств у младших школьников; определены особенности нравственного воспитания младших школьников; описана система систему работы педагога по нравственному воспитанию младших школьни...

Современные проблемы организации внеклассной работы по нравственному воспитанию младших школьников

Статья посвящена современным проблемам организации внеклассной работы по нравственному воспитанию младших школьников.

Похожие статьи

Использование художественной литературы в качестве средства нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается значение и необходимость формирования экологических знаний у дошкольников. Раскрываются точки зрения разных педагогов к использованию произведений художественной литературы в формировании экологической культуры детей.

Духовно-нравственное воспитание младших школьников

В статье авторы пытаются определить условия осуществления духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в школе.

Воспитание патриотизма и нравственности на уроке истории

В статье рассматривается процесс нравственного и патриотического воспитания на уроке истории. В ходе исследования определяются цели, способы и пути воспитания патриотизма и нравственности на уроке истории.

Нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения

В статье авторы делятся опытом работы по формированию нравственных ценностных ориентаций младших школьников в учебной деятельности на уроках литературного чтения.

Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы

Статья посвящена проблеме патриотического воспитания в школе, на уроках русского языка и литературы. В первой части статьи проводится анализ проблемы с точки зрения исторического процесса. В второй части проблема патриотического воспитания на уроках ...

Нравственные ценности в воспитательном процессе

В статье освещены современные актуальные проблемы воспитательного процесса молодого поколения, большое внимание уделяется проблеме воспитания нравственных ценностей и роли образования. Главную задачу воспитания в условиях глобализации и транзитивного...

Нравственное воспитание младших школьников средствами изобразительного искусства

В статье автор исследует нравственное воспитание младших школьников средствами изобразительного искусства.

Роль социально-педагогической составляющей в процессе патриотического воспитания старшеклассников

В статье изложены основные проблемы патриотического воспитания старшеклассников, а также отражены роль и задачи социального педагога в данном процессе. Статья раскрывает содержание таких понятий как «воспитание», «патриотическое воспитание», «социаль...

Развитие эмоций и чувств как условие успешного нравственного воспитания младших школьников

В статье представлен обзор исследований по проблеме развития эмоций и чувств у младших школьников; определены особенности нравственного воспитания младших школьников; описана система систему работы педагога по нравственному воспитанию младших школьни...

Современные проблемы организации внеклассной работы по нравственному воспитанию младших школьников

Статья посвящена современным проблемам организации внеклассной работы по нравственному воспитанию младших школьников.