Практико-ориентированные аспекты делегирования полномочий в управлении профессиональным колледжем | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

LIII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, июнь 2023)

Дата публикации: 24.06.2023

Статья просмотрена: 40 раз

Библиографическое описание:

Гусейнова, Т. Н. Практико-ориентированные аспекты делегирования полномочий в управлении профессиональным колледжем / Т. Н. Гусейнова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы LIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 21-25. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/497/18098/ (дата обращения: 16.11.2024).



Организационная структура — это способ связи элементов, отражающий сущность их отношений между собой. Прежде всего, структура — это способ упорядоченности совместного существования элементов, их совместной жизнедеятельности в рамках данной системы.

Для обеспечения своевременного реагирования на возможности и угрозы внешней среды в условиях быстрых изменений факторов внешней среды, организационная структура колледжа должна обладать достаточной гибкостью, а учебно-научный процесс в образовательной организации должен своевременно адаптироваться к требованиям рынка.

Для адаптации колледжа в условиях рынка Университетский колледж ОГУ использует матричную структуру управления. Этот тип организационной структуры, создается совмещением структур двух типов: линейной и программно-целевой. Проектное сочетание функциональных работ подчинено линейному управлению по достижению поставленных целей. Матричная структура решает вопросы системно-комплексного менеджмента инновационных работ, которые в сегодняшних условиях являются определяющими для всех видов деятельности (рисунок 1).

Управление по отдельным видам деятельности: учебной, воспитательной, хозяйственной, сетевому взаимодействию с работодателями и т. д. по вертикали строится в соответствии с линейной структурой. Управление программой по горизонтали организуется в соответствии с программно-целевой структурой.

Новые экономические условия существования вызвали необходимость решения задач, носящих междисциплинарный характер и требующих для своего решения участия специалистов разных предметно-цикловых комиссий и отделений Университетского колледжа ОГУ, а также взаимодействия с другими образовательными, научно-исследовательскими, производственными структурами.

При использовании проектно-ориентированного подхода к управлению сохраняется традиционная вертикаль — администрация колледжа — отделения — предметно-цикловые комиссии, но возникает новая горизонтальная подсистема, в которой в качестве подразделений выступают проектные группы. Используя данный подход можно эффективно управлять изменениями в колледже, внедрять и поддерживать новации.

Для предоставления актуальных образовательных услуг необходимо поддержание на качественном уровне всех видов деятельности колледжа: образовательной, научно-исследовательской, методической, инновационной, управленческой.

Модель управления инновационным колледжем ориентирована в первую очередь на повышение эффективности его функционирования за счет оптимизации структуры кадрового, финансового, материального и иного ресурсного обеспечения. В системе управления колледжа на всех уровнях сочетаются принципы управления и самоуправления.

Полномочия представляют собой ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых ее сотрудников на выполнение определенных задач. В некоторых случаях границы делегирования изменяют характер полномочий настолько сильно, что необходимо рассмотреть отношения между уровнями полномочий. Они обозначаются как линейные и аппаратные (штабные) полномочия и в образовательной организации делегируются различным субъектам.

Управление колледжем осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, уставом Университета, локальными нормативными актами Университета, положением об Университетском колледже и строится на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.

Органами управления Колледжа являются общее собрание работников и обучающихся, совет Колледжа, директор Колледжа.

Совет Колледжа является коллегиальным органом, осуществляющим общее руководство Колледжем. Количество членов совета Колледжа утверждается ученым советом Университета по представлению директора Колледжа. В состав совета Колледжа по должности входят директор Колледжа, заместители директора Колледжа, председатели предметно-цикловых комиссий, а также один из проректоров Университета, назначенный ректором Университета. Другие члены совета Колледжа избираются общим собранием работников и обучающихся Колледжа путем тайного голосования. Председателем совета Колледжа является директор Колледжа. Состав совета Колледжа объявляется приказом директора Колледжа на основании решения общего собрания работников и обучающихся Колледжа.

Срок полномочий совета Колледжа составляет 5 лет. Досрочные выборы членов совета Колледжа проводятся по требованию не менее половины его членов, выраженному в письменной форме. Член совета Колледжа в случае его увольнения из Колледжа автоматически выбывает из состава совета Колледжа. Избрание нового члена совета Колледжа осуществляется на основании положения об Университетском колледже, и объявляется приказом директора Колледжа.

Предметно-цикловую комиссию, входящую в состав Колледжа, возглавляет председатель, избираемый советом Колледжа путем тайного голосования сроком до пяти лет из числа лиц, отвечающих квалифицированным требованиям, и утверждаемый в должности приказом директора Колледжа. Процедура избрания председателя предметно-цикловой комиссии определяется локальным нормативным актом Колледжа, принимаемым на заседании совета Колледжа и утверждаемым директором Колледжа. Председатель предметно-цикловой комиссии несёт персональную ответственность за уровень и результаты научной и учебно-методической работы предметно-цикловой комиссии.

Анализ организационной структуры Университетского колледжа ОГУ и распределение полномочий показывает, что в рамках управленческой структуры происходит рациональное распределение и перераспределение прав, обязанностей и ответственности между ее субъектами.

Обычно делегируются следующие виды работы:

– рутинная работа;

– специализированная деятельность;

– частные и малозначимые вопросы;

– подготовительная работа.

Однако существует комплекс управленческих задач, решение которых следует оставить за руководителем. Долг первого лица в колледже — принять на себя выполнение задач с высокой степенью риска, содержащих аспекты стратегической важности и носящих конфиденциальный характер и все необычные, выходящие за рамки сложившегося регламента и традиций операции.

И не подлежат делегирование такие вопросы, как:

– установление целей;

– принятие решений;

– выработка политики организации;

– руководство сотрудниками и их мотивация;

– задачи высокой степени риска;

– необычные и исключительные дела;

– задачи строго доверительного характера.

При делегировании полномочий руководитель делегирует (устанавливает) обязанности; определяет права и уровень ответственности при выполнении полномочий.

Именно в процессе деятельности осуществляется субъективное отражение объекта (предмета деятельности), а вместе с тем — превращение этого объекта в ее продукт соответственно субъективной цели. Во взаимодействии с объектом субъект проявляет свою активность, приводящую к изменению объекта и появлению в процессе деятельности нового объекта как результата активной целенаправленной человеческой практики. В целенаправленной деятельности допустимы результаты двоякого порядка: объективный и субъективный.

Руководитель, рефлексируя, является одновременно и субъектом и объектом психической деятельности. Опираясь на основные идеи рефлексивного управления образовательным учреждением, мы установили, что именно делегирование полномочий и ответственности за результаты учебы и труда самим участникам образовательного процесса является сущностной характеристикой подобного управления.

Литература:

  1. Базарова Т. Ю. Управление персоналом: Учебник для вузов / Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юнити, 2002. — 560 с.
  2. Клопченко В. С. Методология и теория прогнозирования в образовании. Ч. II. — М.: МПА-Пресс, 2006. — 175 с.
  3. Коргова М. А. Формирование управленческих команд субъектов управленческой деятельности: Монография. — М. — Пятигорск: РАГС, 2000. — 171 с.
  4. Санникова И. Н. Оценка инновационного потенциала предприятия для управления развитием / И. Н. Санникова, Э. В. Татарникова // Менеджмент в России и за рубежом. — 2013. — № 3. — С. 57–64.
  5. Султанова Т. А. Ценностные основания прогностической деятельности педагога / Т. А. Султанова // Историческая и социально-образовательная мысль. — 2014. — № 2 (24). — С. 169–172.

Похожие статьи

К вопросу о формировании профессионально-ориентированной языковой компетенции бакалавров и магистров в сфере менеджмента

Некоторые аспекты формирования социокультурной компетенции средствами иностранного языка в техническом вузе

Личностно-ориентированный подход в процессе преподавания психологических дисциплин в педагогическом вузе

Эмпирические аспекты организации и контроля самостоятельной работы студентов с применением рейтинговой системы обучения

Реализация компетентностного подхода в профессиональном образовании студентов юридических вузов

Имитационная технология обучения как средство формирование профессиональных компетенций студентов средних специальных учебных заведений

Практико-ориентированнный подход в обучении решению финансовых задач

Проблема выбора инновационных здоровьеориентированных программ в дошкольном образовании как часть управленческой деятельности

Деонтологическое воспитание как важнейший компонент формирования профессиональных компетенций у студентов медицинского колледжа

Эффективное управление профессиональным образованием в рамках педагогического сотрудничества

Похожие статьи

К вопросу о формировании профессионально-ориентированной языковой компетенции бакалавров и магистров в сфере менеджмента

Некоторые аспекты формирования социокультурной компетенции средствами иностранного языка в техническом вузе

Личностно-ориентированный подход в процессе преподавания психологических дисциплин в педагогическом вузе

Эмпирические аспекты организации и контроля самостоятельной работы студентов с применением рейтинговой системы обучения

Реализация компетентностного подхода в профессиональном образовании студентов юридических вузов

Имитационная технология обучения как средство формирование профессиональных компетенций студентов средних специальных учебных заведений

Практико-ориентированнный подход в обучении решению финансовых задач

Проблема выбора инновационных здоровьеориентированных программ в дошкольном образовании как часть управленческой деятельности

Деонтологическое воспитание как важнейший компонент формирования профессиональных компетенций у студентов медицинского колледжа

Эффективное управление профессиональным образованием в рамках педагогического сотрудничества