Информационно-коммуникационные технологии как средство успешного овладения ключевыми компетенциями младшими школьниками
Авторы: Борисова Галина Николаевна, Хлудеева Марина Викторовна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
LIII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, июнь 2023)
Дата публикации: 24.06.2023
Статья просмотрена: 69 раз
Библиографическое описание:
Борисова, Г. Н. Информационно-коммуникационные технологии как средство успешного овладения ключевыми компетенциями младшими школьниками / Г. Н. Борисова, М. В. Хлудеева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы LIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 6-10. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/497/18099/ (дата обращения: 16.11.2024).
В последние годы идет интенсивная активизация внедрения дистанционных форм обучения при реализации, которых активно применяются разнообразные виды информационно-коммуникационных технологий. Согласно ст.16 ФЗ «Об образовании» № 273 от 29.12.2012 дистанционное обучение сегодня становится неотъемлемой частью современного образования. Современный ученик живёт в мире электронной культуры, поэтому меняется и роль учителя в информационной культуре, ему необходимо стать координатором информационного потока. Для этого учителю нужно владеть современными методиками и новыми образовательными и компьютерными технологиями. На сегодняшний день, информация быстро устаревает и постоянно обновляется, она становится стратегическим ресурсом развития общества.
Как отмечает А. Г. Ковалёва, информационно-коммуникационные технологии в учебно-воспитательном процессе начальной школы развивает наглядно-образный, наглядно-действенный, интуитивный, творческий виды мышления обучающегося; коммуникативные способности; формирует умение принимать оптимальное решение или предлагать варианты решений в сложной ситуации; развивает навыки самообразования и самоконтроля; закладывает основы информационной культуры и истоки развития умений осуществлять обработку информации [4].
Уроки с использованием информационно-коммуникационных технологий особенно актуальны в начальной школе, так как обучающиеся 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.
Включение в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся. Данные технологии можно рассматривать как средство доступа к учебной информации, которое обеспечивает возможности поиска, сбора и работы с источником, в том числе в сети Интернет, а также как средство доставки и хранения информации. Что позволяет повысить качество учебного материала и усилить образовательные эффекты в учебном процессе [2].
В нашей школе была выстроена система работы по применению информационно-коммуникационных технологий для успешного овладения ключевыми компетенциями младших школьников в соответствии с ФГОС НОО.
Определены задачи: 1. Способствовать повышению познавательной мотивации к обучению у младших школьников, учитывая индивидуальные и возрастные особенности учащихся; 2. Развивать компетентности учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира (социальная, коммуникационная, технологическая и др.); 3. Применять на уроках мультимедиа, презентации, аудио-, видеосредства, компьютерные дидактические игры, интерактивные кроссворды и т. д.
С целью решения поставленных задач, были определены этапы работы:
1. Мотивационный, который способствует формированию положительной познавательной мотивации младших школьников. На этом этапе учитывались мотивы предыдущих достижений учеников и проходило стимулирование их на предстоящую деятельность с помощью компьютерных технологий.
Применение компьютерных технологий осуществлялось на следующих уроках: математика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир, технология, изобразительное искусство. Работа велась в определенной системе. Прежде всего, учитель начал работы с тематического планирования, при составлении которого продумывал, на каких темах и типах уроков целесообразно использовать информационно-коммуникационные технологии. После составления тематического планирования был подобран необходимый материал, корректировка и окончательная разработка урока ввелась в ходе учебного процесса при подготовке к конкретному уроку [1].
Структура урока при использовании мультимедийных технологий принципиально не меняется. В нем сохраняются все основные этапы, изменяются, иногда, только их временные характеристики, например, этап мотивации в данном случае увеличивается и несет познавательную нагрузку.
Также применялись информационно-коммуникационные технологии и во неурочной деятельности с учащимися младших классов использовались: аудио-, видеосредства, компьютерные дидактические игры, интерактивные кроссворды и т. д.
2. Содержательный этап направлен на организацию мультимедийных уроков с младшими школьниками. Мультимедийные уроки способствуют представлению объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука.
В классе во время мультимедийных уроков создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли «своими словами», они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу.
При подготовке к урокам учитель применяет электронные ресурсы учебного назначения: мультимедийные курсы; презентации к урокам; логические игры; тестовые оболочки; ресурсы Интернет; электронные энциклопедии. Для развития интереса к урокам русского языка учащимся были предложены творческие задания, например, разгадывание кроссворда, ребуса по теме. Все компьютерные ресурсы скомпонованы в соответствии с логикой построения курса в целом и каждого урока в отдельности. Каждый урок включает работу с объектами-мультфильмами; работу с прописями; работу с таблицей. Использование презентаций позволяет разнообразить виды словарной работы, наглядно продемонстрировать деление на группы слов по различным признакам. При обучении письму букв и цифр большую помощь оказывают интерактивные плакаты, где ручка «сама прописывает образцы букв и цифр».
На всех уроках применялись электронные, анимированные физминутки, гимнастика для глаз, с целью сохранения зрения, снятия усталости с глаз. Слайды сопровождаются музыкой, упражнения, предложенные в презентациях, сохраняют зрение, помогают настраивать учеников на учебную деятельность, вызывают приятные эмоции. Дети слушают музыку и следят за движением объектов, при мигании моргают глазками [5].
Таким образом, основа урока — это изложение нового материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимированными схемами, анимационными и видео фильмами. Электронные приложения к урокам содержат игровых упражнений на развитие зрительного восприятия и мышления. Учебный материал для каждого урока представлен в форме увлекательной анимированной игры.
3. Результативный этап был направлен на систематический контроль и оценку полученных знаний и умений учеников. Проведение контрольного среза по определению уровня сформированности знаний и умений у младших школьников.
При повторении, обобщении и систематизации знаний использовались графические возможности компьютерных технологий, программы-тренажеры, которые помогают ученику самому определить степень усвоения материала, исправить ошибки.
Таким образом, применение новых информационных технологий в традиционном начальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, что является социально значимым и актуальным в наше время. Использование средств информационно-коммуникационных технологий позволяет сделать данные мероприятия более наглядными, мобильными и интересными, а самое главное позволяет привлечь к их организации большее количество учеников, их родителей.
Литература:
- Аглоткова Н. Н. ИКТ-компетентность — фундамент для формирования УУД в современной школе // Сборник материалов Международной научно-практической конференции, 2018. — 128–131 с.
- Гончар, С. А. Применение ИКТ как эффективного средства контроля знаний учащихся средней школы // Материалы XIX региональной научно-практической конференции. В 3-х томах, 2018. — 268–269 с.
- Какулина Н. М. Использование ИКТ в начальной школе // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. — Уфа, 2015. — С. 120–121.
- Ковалёва А. Г. Использование информационно-компьютерных технологий при обучении в начальной школе, 2020. — С. 67–70.
- Молокова А. В. Электронные учебные материалы для начальной школы: справочно-методическое пособие/ под ред. И. М. Бобко и Ю. Г. Молокова. — Новосибирск: НГУ, 2020. — 32 с.