Социальные технологии модернизации высшего образования на региональном уровне | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ткаченко, В. В. Социальные технологии модернизации высшего образования на региональном уровне / В. В. Ткаченко. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 45-47. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/58/2232/ (дата обращения: 19.12.2024).

В условиях динамических социальных изменений в мировой практике управления все в большей мере утверждается инновационный метод освоения социального пространства – его технологизация. Социальные технологии выступают как интеллектуальный наукоемкий ресурс, использование которого позволяет не только изучить и предсказать различные социальные перемены, но и активно влиять на практическую жизнь, получать эффективный прогнозируемый социальный результат. [2]

Более точно социальная технология определяется как “алгоритм, процедура осуществления действий в различных областях социальной практики: управлении, образовании, исследовательской работе, художественном творчестве. Социальные технологии в конечном счете представляют собой элемент культуры общества как единого целого, являются продуктом спонтанного эволюционного развития или вырабатываются и внедряются намеренно. Построение социальной технологии осуществляется за счет разделения деятельности на отдельные операции, процедуры при условии глубокого понимания природы и специфики той области, в которой развертывается практика.

Появление социальной технологии связано с потребностью быстрого и крупномасштабного «тиражирования» новых видов деятельности. Построение социальной технологии осуществляется за счет разделения деятельности на отдельные операции, процедуры при условии глубокого понимания природы и специфики той области, в которой развертывается практика. В целом сущность социальных технологий может быть понята как инновационная система методов выявления и использования скрытых потенциалов социальной системы получения оптимального социального результата при наименьших управленческих издержках. [4]

Социальные технологии становятся все более необходимыми по мере усложнения и дифференциации общества. Как подчеркивал К.Мангейм, специфику XX века составляет переход от стихийного существования социальности к рациональному планированию. Кроме того, с усложнением социальных связей возрастает потребность и способность общества осваивать инновативные формы организации, и этот факт придает социальным технологиям еще большую актуальность.

По мнению американского специалиста в области менеджмента П.Друкера, “социальные нововведения оказываются более значительными, чем внедрение паровых локомотивов или телеграфа”. Эффективным же средством осуществления этих инноваций выступают социальные технологии.

В условиях современного – переходного – российского общества, когда основной стратегической целью осуществляемых трансформаций является утверждение на российской почве начал демократии и экономической свободы, разработка соответствующих технологий социального управления приобретает особое значение.

С точки зрения своего внутреннего механизма социальные технологии составляют структурирование, расчленение управленческого процесса на конкретные этапы, фазы, операции. Использование социальной технологии придает координированный поэтапный характер действиям, направленным на достижение поставленной цели. Оно имеет важной значение для повышения качества жизни людей и эффективности социального управления. В целом социальная инженерия как подход универсальна и может использоваться в управлении самыми разнообразными социальными системами. [1]

В связи с этим, становится возможным не только прогнозирование, но и реализация прогнозных данных через поэтапное решение ряда социальных задач. А.Н. Леонтьев, рассматривая понятие операции как способа действия, при помощи которого осуществляются практические или познавательные цели, подчеркивал, что “действие как элемент деятельности соотносится с целью, операция же соотносится с условиями действия, с орудиями труда; она – форма действия”. Цель действия, таким образом, обусловлена не только наличием условий, но и самой деятельностью, определяемой в свою очередь способами, приемами поэтапного ее формирования.

Использование тех или иных социальных технологий определяет эффективность социального управления, регулирования социальных процессов, уступчивость социальной организации и всего социального пространства. Социальные технологии в известной степени определяются типом общественного развития, доминированием в нем эволюционных или революционных процессов, а также разновидностью жизненных сил социальных субъектов, их индивидуальной и социальной субъективностью к воспроизводству индивидуальной и социальной жизни человека.

В этом смысле социальные технологии, с одной стороны, учитывают характер или опираются на эффективность развития глобальных процессов современного мира (развитие средств коммуникации, информации, компьютеризацию, интернационализацию научной, культурной, образовательной практики, рост взаимозависимости производственно-экономической жизни и др.), а с другой – на учет специфики национально-культурного развития населения, региональные особенности образа жизни людей, их общественной организации, традиций взаимодействия в исторически определенных соцкультурных условиях.

Научная организация всех видов деятельности получает свои “жизненные права” как возможность. Однако, чтобы превратить возможность в действительность, необходима инновационная технология социальной деятельности, которая предполагает: 1) создание научно обоснованной социально-технологической модели, отражающей процесс целенаправленного преобразования определенного общественного явления или его формирования с учетом требований стратегического решения, специфических и необходимых свойств, связей отношений этого явления с другими, поэтапное его формирование, выработку основных средств, методов, приемов, норм; 2) выделение промежуточных целей, жестко взаимосвязанных; рассмотрение пространственной и временной расположенности операций; техническую и материальную оснащенность и др. Таким образом, социально-технологическая теоретическая модель воплощает в себе сплав обществознания, естествознания и технического знания. Последние преломляются в социально-технологическом знании в специфической форме – посредством использования кибернетики, математической логики, теории игр, теории решений, социальной информатики и др.

Однако речь идет не о механическом перенесении производственных технологий на общественную жизнь, а о проектировании и внедрении в организацию человеческой деятельности специфических технологий, соотносимых с закономерностями общественного развития. [2]

Показателем профессиональной культуры любого специалиста является умение следовать образцам, предписываемыми технологическими стандартами. Поэтому практическую реализацию любых технологий во многом определяет человеческий фактор, что, видимо, и послужило причиной появления этого понятия в общественных науках и, в первую очередь, связанных с управленческой деятельностью: менеджменте, социальном управлении, социальной психологии и др.

Технологии, используемые в управленческой сфере, можно подразделить на две группы:

- диагностические технологии, направленные на подготовку управленческих решений, алгоритмизируют методические приемы, позволяющие выяснить состояние объекта, подлежащего корректирующему воздействию;

- технологии реализации, направленные на осуществление принятых управленческих решений, алгоритмизируют действия, гарантирующие достижение уже поставленных целей.

И те и другие технологии взаимодействуют друг с другом и в совокупности образуют управленческие механизмы. [6]

Важнейшей задачей социальных технологий является выявление закономерностей оптимальной самоорганизации и управления социально-экономическими процессами, использование их с целью создания благоприятных условий жизнедеятельности людей.

Социальные технологии находят себе применение, в частности, на региональном уровне управления. Регион – это специфическая социально-пространственная форма организации производительных сил. В современном понимании под регионом имеется в виду единство социального, экономического, культурного, естественно-исторического и политического пространства. Из того, что регион представляет собой целостное образование, вытекает тесная взаимосвязь в его развитии экономических и социальных целей. Социальное планирование региона подчинено общим принципам управления процессом формирования демократического общества. Однако такие общие принципы обретают конкретизацию и специфическое воплощение в зависимости от объекта управления.

Международный опыт и острота накопившихся региональных проблем требуют принципиально новых подходов к выработке современной управленческой концепции развития территорий. В ее основу необходимо положить разработку общих принципов политики (программы, проекты) регионального возрождения, формирования и реализации этой концепции в различных сферах общественной жизни (экономической, социальной, экологической, научно-технической, самоуправленческой, духовно-культурной и т.п.). Инновационные проекты, программы должны быть подкреплены финансово-экономическими, структурными, юридическими рычагами обеспечения.

Все предложенные меры могут быть направлены на более полное раскрытие внутренних источников и резервов самоуправления регионов, более рациональное использование их потенциала.

Регион как единое пространство управления представляет собой целостную социальную систему, которая имеет единую структуру. Эта структура, в состав которой входят физико-географическая, экономическая, политико-административная, этническая, социокультурная, правовая, политическая подструктуры, а также связанные с этими подструктурами социальные институты при определяющей роли институтов управления в организации жизни региона. Следовательно, регион – целостная, пространственно-организованная форма жизнедеятельности социума как системы. В региональных рамках действуют функциональные внутрисистемные связи, существует самоуправляющийся по отношению к федеральному уровню механизм, действие которого дополняется механизмом управленческого регулирования извне.

Такие качества, как относительная обособленность, целостность, комплексность, структурированность, подчиненность единой цели, связи с внешней средой и определяют регион как сложную социальную систему, основную задачу которого составляет достижение гармоничного экономического и социального развития.

Изучая региональный подход в области высшего профессионального образования, многие исследователи отмечают возникновение таких проблем, как: социально-культурные основания проектов инноваций в области высшего профессионального образования; роль духовного состояния региона в выборе инновационных стратегий; исследования духовного состояния содержания образования; разработка и внедрение новых образовательных программ и др. [5, с.175]

В образовательной сфере понятие «технология» начали использовать в связи с введением в практику обучения технических средств. Особую актуальность этот вопрос приобретает в связи со все большим проникновением в педагогическую практику информационных технологий обучения.

Современная образовательная деятельность имеет коллективный характер, поэтому она может быть описана как социальная технология коллективной образовательной деятельности. В этом смысле под социальной технологией понимается систематизированная совокупность способов организации рационально выделенных операций и процедур коллективной деятельности с помощью техник коллективного взаимодействия между участниками какого-либо социального процесса для поддержания объекта их деятельности в эффективном состоянии или для его преобразования в соответствии с заданными целями и параметрами.[7, с.128-129]

Особое значение образования обусловлено его местом в общественной жизни, значимостью в социально-экономическом, научном прогрессе в целом и в открывающихся интеллектуальных возможностях любого индивидуума, познающего, приобретающего знания, умения и навыки. Каждый этап эволюции общества связан и определяет особенности образовательного процесса. Естественно, что нынешний – особый по глубине и значению период экономических, политических преобразований, всего общественного уклада жизни, создает условия для формирования новых общественных связей и отношений, приспособления или создания новых образовательных систем и институтов.

Изменения в системе образования требуют совершенствования управленческой деятельности, нацеленной на развитие системы с помощью специальных форм, методов и средств, дающих возможность поднять на должный уровень эффективность образования.

В новых социально-экономических условиях управление образованием невозможно без: управления качеством образования; управления рисками; нормативного финансирования; управления с опорой на гибкие динамичные стандарты образования и гарантированные бюджетные нормативы; социально-экономического прогнозирования развития профессии и стратегического планирования с учетом необходимой избыточности системы образования по отношению к сиюминутным запросам рынка; социального партнерства с регионами; новых информационных технологий; рациональной расстановки кадров надлежащей квалификации, распределения обязанностей; установления связей между подсистемами и управления этими связями; всестороннего анализа и контроля с целью принятия оперативных управленческих решений, направленных на корректировку либо скорейшую ликвидацию имеющихся недостатков.[3]

Инновационным ресурсом развития системы образования, в том числе системы управления образованием, является наука. В прошедший период приоритет отдавался разработке научно-исследовательских программ, а тем самым и финансированию в первую очередь академических исследований высшей школы. В то же время задачей краткосрочной перспективы должно стать создание пакета программ, направленных на поддержку развития самой системы образования, федеральных и региональных программ образования.

Литература:

  1. Волков Ю.Г. Дополнительное профессиональное образование и высшая школа в России // Социально-гуманитарные знания, № 4, 2005. – с. 227-241

  2. Иванов В.Н., Патрушев В.И. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления. Монография – М.: ЗАО “Экономика”, 2001. – 327 с.

  3. Игнатов В.Г., Батурина Л.А., Бутов В.И. и др. Экономика социальной сферы. – Ростов н/Д: МарТ, 2001. – 416 с.

  4. Инновационные социальные технологии устойчивого развития/ Иванов В.Н., Патрушев В.И., Галлиев Г.Т. – Уфа: ДизайнПолиграфСервис, 2003. – 352 с.

  5. Леонова Н.В. Инновации в области высшего профессионального образования: региональный взгляд // Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования: материалы V Всероссийской научно-практической конференции: в 6 ч. Ч.4/Челяб. Ин-т перепод. и пов. квал.раб.образ.: отв.ред.Д.Ф.Ильясов. – Челябинск: Образование, 2006. – с. 174-176

  6. Силин А.Н. Формирование компетенций по направлению «менеджмент» для северных организаций // Вестник университета. № 3. – М.: ГУУ, 2010. – с.59-61

  7. Социально-педагогические технологии в деятельности образовательного учреждения / Под ред. Торохтия В.С. – Москва, 2007. – 384 с.

Основные термины (генерируются автоматически): социальная технология, социальное управление, общественная жизнь, вид деятельности, высшее профессиональное образование, глубокое понимание природы, общественное развитие, социальное пространство, счет разделения деятельности, управленческая деятельность.

Похожие статьи

Модель взаимодействия элементов национальной инновационной системы на региональном уровне

Инновационные педагогические практики профессионального образования (региональный аспект)

Информационные технологии в музыкальном образовании

Технология применения электронных средств обучения в системе регионального образования

Современные педагогические технологии в образовательном пространстве ДОО

Инновационные педагогические технологии в преподавании предметов общественно-гуманитарного цикла

Эффективность педагогической системы управления качеством профессионального образования в условиях его реформирования

Педагогические условия использования технологий медиаобразования в современной социальной ситуации развития ребенка

Перспективы развития ситуационного управления качеством образования в России

Значение педагогической технологии для будущих учителей профессионального образования

Похожие статьи

Модель взаимодействия элементов национальной инновационной системы на региональном уровне

Инновационные педагогические практики профессионального образования (региональный аспект)

Информационные технологии в музыкальном образовании

Технология применения электронных средств обучения в системе регионального образования

Современные педагогические технологии в образовательном пространстве ДОО

Инновационные педагогические технологии в преподавании предметов общественно-гуманитарного цикла

Эффективность педагогической системы управления качеством профессионального образования в условиях его реформирования

Педагогические условия использования технологий медиаобразования в современной социальной ситуации развития ребенка

Перспективы развития ситуационного управления качеством образования в России

Значение педагогической технологии для будущих учителей профессионального образования