Эстетическое воспитание учащихся на уроках русской литературы
Автор: Ягудина Роза Ильдусовна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
II международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, май 2012)
Статья просмотрена: 3092 раза
Библиографическое описание:
Ягудина, Р. И. Эстетическое воспитание учащихся на уроках русской литературы / Р. И. Ягудина. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 97-99. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/58/2271/ (дата обращения: 19.12.2024).
Эстетическая культура человека закладывается в детстве, в школьные годы. В школе формируются основы того отношения к искусству, литературе, красоте, плоды которого человек пожинает всю свою жизнь. Искусство правомерно считается важным средством воспитания личности. Школа должна помочь детям не только овладеть определенным запасом знаний, умений и навыков, а научить их выразить себя в этом мире, ощутить свою эстетическую и нравственную сопричастность к нему.
Наши ученики – люди будущего. Они должны вырасти влюбленными в жизнь, в прекрасное, творчески устремленными к нему. Ведь человек с развитым чувством прекрасного не способен на плохие поступки, жестокость, вандализм, равнодушие.
Но как окрылить, сохранить чистыми детские души в мире разгула насилия, пошлости, бескультурья, цинизма? Как спасти их от потребительского отношения к жизни, погони за пустыми развлечениями, душевной черствости, глухоты к истинному искусству? Эти проблемы стоят перед современным учителем. Наравне с родителями ребенка он является спасителем его души и ваятелем характера.
Русская литература является ведущим предметом в системе нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Поэтому и роль этого предмета особенная: литература призвана закладывать в детях тягу к красоте, доброте, справедливости.
Универсальными задачами литературного образования школьников являются приобщение их к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, развитие художественно-творческих способностей, эстетических ориентаций, воспитание их эмоциональной отзывчивости при восприятии художественных произведений.
Уроки литературы, представляющие синтез различных видов искусства: музыки, живописи, театра, кино и искусства слова, дают возможность для самореализации учителя и ученика, развития их творчества, воображения. Это способствует эмоциональному, эстетическому развитию личности ребенка. Эмоционально настроенный, творчески раскрепощенный ученик глубже чувствует и воспринимает литературное произведение.
Сопряжение различных видов искусств на уроках литературы возможно использовать в трех направлениях: 1) включение других видов искусства в литературный текст для углубления знаний об авторе произведения и характеристики образов, создания эмоционального фона повествования; 2) определение исторической, идейно-художественной, тематической связи произведений различных видов искусств; 3) участие различных видов искусств в творческом процессе писателей.
Современные компьютерные технологии дают учителю возможность плодотворно использовать на уроке богатейший наглядный материал о различных видах искусств, разнообразить деятельность учащихся. На любом уроке уместен разговор о связи литературы и искусства, размышления над эстетическими понятиями.
Формы проведения учебных занятий самые разнообразные: урок – заочная экскурсия, урок – праздник, презентация, путешествие, телепередача, творческая защита, презентация, нравственная проповедь, «мозговой штурм» и др.
Во время изучения биографии и творчества литератора я практикую проведение уроков на темы: «Искусство в жизни писателя (поэта), «Музыка и живопись в произведении (по выбору учителя), «Мотивы творчества писателя (поэта) в искусстве» и т. д.
Обращение к искусству при изучении литературного произведения порой способно сотворить чудо. Внешне кажущееся скучным, неинтересным для современного читателя произведение классической литературы начинает восприниматься учащимися совсем иначе. Так знакомство школьников с романом А.М.Горького «Мать» я связала с музыкой и определила тему урока «Музыка в романе А.М. Горького «Мать».
На уроке звучат произведения Э.Грига («Концерт ля-минор № 16»), марши «Марсельеза», Интернационал», «Вы жертвою пали в борьбе роковой», сюита Г.Свиридова к кинофильму «Время, вперед», русская народная песня «То не ветер ветку клонит». Компьютерная презентация, подготовленная самими учащимися, помогает узнать о произведениях живописи, отражающих эпоху подготовки революции 1917 года: В.Иогансона «На старом уральском заводе», Э.Козлова «Призыв», И.Сидельникова «Рузаевка, 1905 год», В.Орешина «Маевка», Налбандяна «Аппассионата»,В.Коржева «Поднимающий знамя»и др. Союз литературы, музыки, живописи, кино облегчают учащимся восприятие и понимание сложных философских и психологических художественных произведений, позволяют значительно расширить познавательный и эстетический кругозор.
Большой образовательный, развивающий и воспитательный эффект имеют уроки и внеклассные мероприятия обобщающего характера.
Итогом изучения темы «Человек и природа в современной русской литературе» в 11 классе может стать интегрированный урок-прозренье «Окунись, душа, в чистую волну!», посвященный теме воды в жизни человека, литературе, искусстве и науке. Урок целесообразно проводить совместно с учителями биологии, обществознания, музыки, химии. Кроме научных сведений о свойствах воды, ее значимости в повседневной жизни человека, на уроке звучат любимые отрывки из литературных произведений (А.Пушкина, В.Жуковского, Н.Некрасова, Н.Гоголя, Ф.Тютчева, Л.Толстого, Н.Рубцова, Б.Пастернака, А.Твардовского, М.Шолохова, В.Фирсова, Р.Рождественского и др.) Ученики готовят литературно-творческие работы о теме воды в творчестве русских литераторов, живописцев, композиторов, проекты по экологическому оздоровлению природы родного края, представляют свои компьютерные презентации: «Вода – всему голова», «Вода в русской живописи», «Образ воды в музыке», «О чем скорбишь, мое село?», «Плач родной речки», подбирают песни, посвященные изучаемой теме.
На уроке звучит музыка лесного ручья и шум морского прибоя, П. Чайковского «Октябрь. Осенняя песня»», ноктюрны Шопена, русские народные песни и произведения современных авторов.
Подобные уроки, построенные на диалоге разных видов искусств способствует формированию у детей правильных эстетических ориентаций, понимания смысла прекрасного в жизни и искусстве, обогащает их внутренний мир, очищает душу. Ведь задача учителя – разбудить в своих учениках живое, цельное эстетическое чувство, желание жить по законам Красоты.
Неизгладимое впечатление в памяти и душах детей оставляет урок «Да святится имя Твое!», посвященный теме Матери в литературе, живописи и музыке, на котором учащиеся получают богатейшую информацию о живописи, начиная с икон Богородицы, шедевров Леонардо да Винчи и Рафаэля, картин К.Петрова-Водкина до современной русской живописи. Размышляя о самом святом человеке – Матери, – дети по-особому начинают воспринимать и музыку: «Аве-Марию» Моцарта, песни о матери в исполнении Л. Зыкиной, А. Герман, О. Газманова.
Конечной целью эстетического воздействия является формирование человека с чуткой, красивой душой, здоровыми вкусами, с творческим умом и глубокими знаниями. А такие уроки не могут не стать толчком для духовного и нравственного роста молодого человека, для зарождения у него искр познания, самых чистых и светлых чувств, которыми только и жива душа человека.
Литература:
Петрова Ю.Н. Взаимодействие видов искусства в процессе художественного образования и воспитания // Вопросы эстетического воспитания в школе / Под ред. А.И. Бурова. – М., 1972. – С. 19-45.
Разумный В.А. Эстетическое воспитание. Сущность. Формы. Методы. – М., 1969.
Сладкова Д.А. Формирование эстетического идеала на уроках литературы. – Казань, 1979.