Интеграция предметов гуманитарного цикла в старших классах
Автор: Абзалова Светлана Сергеевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
II международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, май 2012)
Статья просмотрена: 1771 раз
Библиографическое описание:
Абзалова, С. С. Интеграция предметов гуманитарного цикла в старших классах / С. С. Абзалова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 75-76. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/58/2272/ (дата обращения: 16.11.2024).
Обществознание, история, литература относятся к числу школьных предметов, которые составляют базовую основу современного гуманитарного образования. Они призваны формировать ценностные ориентации учащихся, научить их глубоко и серьезно анализировать жизненные установки, понимать историческое прошлое своего народа, убедить их в том, что в их руках будущее страны, а человек будущего должен быть всесторонне развитой личностью, эрудитом, прекрасным специалистом, патриотом. Научить ребенка жить не только для себя, но и для других является целью уроков гуманитарного цикла.
В условиях модернизации системы образования к этим предметам предъявляются новые требования, связанные с необходимостью подготовки будущих выпускников к жизни в современном обществе.
Необходимым компонентом государственных образовательных программ становятся межпредметные связи. При интегрированном обучении появляется возможность показать школьникам мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, художественной литературы, искусства, что способствует эмоциональному, эстетическому, нравственному развитию личности, формированию его творческого мышления. Реализация такого подхода к организации учебного процесса дает учителю возможность решать универсальные задачи:
систематизировать и обобщать знания учащихся, расширять их кругозор;
формировать у ученика целостную картину мира;
способствовать разностороннему развитию личности школьника;
развивать познавательные интересы и творческие способности учащихся, формировать навыки самостоятельной исследовательской деятельности;
эмоционально развивать учащихся, основываясь на использовании художественной литературы и искусства;
насыщать образовательное пространство ребенка большой информативной емкостью.
Методической основой интегрированного подхода к обучению является формирование знаний об окружающем мире и его закономерностях в целом, а также установление внутрипредметных и межпредметных связей в процессе усвоения основ наук.
Формы проведения интегрированных уроков могут быть самые разные: диспуты, конференции, семинары, урок-путешествие, экскурсия., урок-телепередача, урок-суд, творческая защита, нравственная проповедь, «мозговой штурм» и т.д..
Наиболее интересными для старшеклассников являются процессы, происходящие с человеком, его чувствами, характером, потребностями, интересами. Именно поэтому удачными получаются интегрированные уроки обществознания и литературы, истории, биологии, МХК. Например, в 8 классе изучение тем «Человек и природа», «Глобальные проблемы современности» можно связать с именами таких русских классиков, как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, А.П. Чехова, М. Пришвин, К. Паустовский, а также представителями современной литературы: Р. Рождественский, Э.Асадов, Е. Евтушенко, В. Астафьев, В. Распутин и другие.
Завершая тему «Глобальные проблемы современности», совместно с учителями литературы, биологии, химии можно провести урок-исследование «Вода – это жизнь». Кроме научных сведений о воде, ее значимости в повседневной жизни человека, на уроке звучат отрывки из литературных произведений, творческие работы. Ученики готовят проекты по экологическому оздоровлению природы родного края, представляют свои компьютерные презентации: «Вода – всему голова», «Вода в русской живописи», «Образ воды в музыке», «О чем скорбишь, мое село?», «Плач родной речки» и др.
Ученики на таких уроках перестают быть пассивными слушателями и созерцателями, а превращаются в активных, творческих участников образовательного процесса, способных наблюдать, чувствовать, сопереживать. Дети получают огромное удовлетворение от проделанной ими самостоятельной исследовательской работы, возможности высказать свою позицию, критиковать негативные явления в обществе.
В ходе подготовки и проведения таких интегрированных уроков и внеклассных мероприятий учащиеся получают широкий круг знаний, что позволяет формировать у них целостную научную картину мира и развивать их интеллектуальный и творческий потенциал.
В настоящий урок жизни, доброты, душевной щедрости превращается урок-дискуссия по теме «Роль денег в жизни человека» (тема «Товар и деньги» (8 класс), «Деньги» (10 класс), который проводится совместно с учителем литературы, с приглашением известных в селе меценатов и спонсоров, нумизматов, руководителя школьного музея. В ходе урока организуется дискуссия на основе прочитанных ранее учащимися художественных произведений русской и зарубежной литературы: А.С. Пушкин «Скупой рыцарь», Н.В. Гоголь «Мертвые души» (образ Плюшкина), О. Бальзак «Гобсек». Обращение к известным образам классической литературы дает школьникам возможность увидеть, к чему приводит человека страсть к обогащению, как распадается его душа, превратившись в заложника денег.
При изучении темы «Закон и власть», «Правонарушения и виды юридической ответственности» провожу урок-суд. Для размышления на уроке обращаюсь к роману Ф.Н. Достоевского «Преступление и наказание», повести Ч. Айтматова «Плаха», произведениям В. Астафьева «Печальный детектив», «Людочка», повестям В. Распутина «Пожар», «Живи и помни». На примере этих художественных произведений школьники учатся оценивать нравственные критерии и ценности в жизни человека, делать правильный жизненный выбор, осуждать зло, жить по принципам добра и справедливости. При изучении тем, посвященных морали, нравственности, культурным нормам в старших классах провожу уроки в форме нравственных проповедей: «Совесть – мерило ценности человека», «Береги честь смолоду», «Жизнь с идеалом и без», «Бог – это наша совесть» и др.
При прохождении тем по правовому блоку практикую уроки в форме творческой защиты прочитанных книг русских литераторов о трагической судьбе человека в тоталитарном государстве, ущемлении основных прав человека в обществе, обратившись к произведениям М. Булгакова, А. Ахматовой, О. Мандельштама, М. Цветаевой, Д. Лихачева, А. Солженицина, Р. Гамзатова, А. Твардовского, А. Рыбакова и др.
При изучении темы: «Семья» (8 класс), «Семья и брак» (11 класс) целесообразно использовать произведения русской классической и современной литературы о семье: А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (семья Лариных), М.Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы», Л.Н. Толстой – повести «Детство», «Юность», романы «Война и мир», «Анна Каренина», В. Астафьев рассказ «Уроки французского», повесть «Людочка», А. Алексин «Домашний совет» и др. Когда есть реальные наглядные примеры, созданные в художественной литературе, учителю обществознания бывает легче объяснить детям суть сложных общечеловеческих понятий.
Интегрированные уроки обществознания и литературы способствуют социализации личности ученика, углубляют знания о материальных и духовных ценностях, побуждают его к размышлению об общечеловеческих ценностях, развивают навыки свободного рассуждения на философские и жизненные темы, обогащают эмоциональный мир растущего человека.