Внеклассная работа по литературе как средство развития творческих литературных способностей школьников средних классов (на примере элективного курса «Мир фантастики») | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

II международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, май 2012)

Статья просмотрена: 8113 раз

Библиографическое описание:

Шило, Т. Б. Внеклассная работа по литературе как средство развития творческих литературных способностей школьников средних классов (на примере элективного курса «Мир фантастики») / Т. Б. Шило. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 92-97. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/58/2281/ (дата обращения: 19.12.2024).

Значение внеклассной работы, ее влияние на становление личности юного читателя отмечалось еще методистами, в частности в XIX в. В.П. Острогорским. В XX в. интерес методистов к этой важной проблеме, которая является составной и неотъемлемой частью всей работы по литературе в школе, не ослабевает. Проблемам внеклассной работы и процессу воспитания средствами литературы особое внимание уделяли такие методисты, как А.С. Акбашева, Л.П. Бессонов, Т.В. Боброва, С.Ф. Богуславский, Е.И. Бушина, Н.М. Гердзей-Капица, В.А. Даманский, И.С. Збарский, Г.С. Меркин, В.П. Полухина, М.Д. Пушкарева, Я.А. Роткович, И.И. Славина, М.А. Снежневская, М.Д. Янко и др. Перечисленные исследователи отводили особое место внеклассной работе по литературе в процессе литературного образования и развития школьников. Тесно связанная с уроками литературы, внеклассная работа становится естественным ее продолжением. Единство урочной и внеурочной работы является залогом успеха в преподавании литературы в школе.

Движущей силой внеклассной деятельности школьников является интерес, добровольное участие, свобода индивидуального выбора литературного материала, форм обучения, способа творческого самовыражения, возможность делать то, что хочет и может ребенок: попробовать себя в роли актера, художника, экскурсовода, лидера, подчиненного и т.д. Во внеклассной работе более личностно само общение, разноплановое, полифункциональное, взаимоотношения между учителем и учениками отличаются открытостью, неофициальностью и доверительностью. На занятиях характерна атмосфера подлинного сотворчества. Внеклассная работа позволяет юным читателям обратиться к гораздо более широкому кругу эстетических явлений, становится источником многочисленных художественных впечатлений.

Следует отметить, что строгой классификации внеклассной работы в методике преподавания литературы нет, однако методисты и педагоги выделяют следующие ее направления:

– читательское (чтение и обсуждение книг, конкурсы чтецов, доклады, конференции);

– игровое (викторины, олимпиады, КВН, литературные ринги, литературные праздники и т.д.), как особый вид деятельности школьников (Т.Ф. Кудряшева, Н.М. Гердзей-Капица, М.Н. Салтыкова и др.);

– литературно-краеведческое (встречи с писателями, вечера, посвященные памятным датам родного края, создание школьных музеев и т.д. Данное направление обращено к изучению литературной жизни родного края (В.Г. Маранцман, М.Д. Янко и др.);

– литературно-творческое, связанное с попытками школьников выразить себя в слове, образе (М.А. Рыбникова, В.И. Лейбсон, Н.Р. Бершадская, В.З. Халимова и др.);

– художественно-исполнительское направление реализуется в кружках, школьных театрах, создающих условия для самовыражения через звучание слова, драматическую интерпретацию (Е.В. Язовицкий, К.Ю. Сорокина, Ю.И. Рубина и др.).

Все эти направления реализуются в различных формах и не характеризуются строго ограниченными рамками. Они тесно взаимосвязаны и взаимопроникают друг в друга, что и определяет сложность в выведении конкретной классификации внеклассной работы. Именно во внеклассной работе различных направлений необходимо решать одну из важнейших задач современного школьного образования — развитие речи учащихся и творческих литературных способностей.

Под литературным творчеством понимается акт воплощения индивидуально-неповторимого чувственного опыта личности школьника, накопленного в процессе восприятия окружающего мира, речевыми средствами, а литературно-творческие способности – это способность охарактеризовать этот акт. В.Г. Маранцман к литературным способностям относит следующие качества: потребность выразить чувство, представление, мысль в слове и добиться адекватного их соотношения; потребность образной конкретизации слова, прорастание слова в зрительные, слуховые и иные ассоциации; эмоциональная чуткость к слову, интонации и стилям речи, инто­нации и стилям речи; целостное отношение к литературному произведению, общий взгляд на его архитектонику, улавливание связей частей текста, концепционное восприятие композиции. Однако, литературные способности проявляются у личности не разрозненно, а в определённом комплексе. Для того чтобы добиться такого комплекса необходима кропотливая и систематическая деятельность по ее развитию у учащихся. Во-первых, необходима работа над художествен­ными литературными произведениями, а во-вторых, нужно способствовать стремлению школьников к собственному литературному творчеству. По этому принципу и была организована вне­классная работа по литературе с учащимися средних классов, в основу которой была положена работа с таким уникальным явлением культуры, как фантастика.

Фантастика как особый род литературы привлекает детей, отвечая их психологическим потребностям. Особенно она интересна школьникам средних классов. Фантастика привлекает их своей близостью к сказкам; вымышленными героями, народами, племенами; нереальными мирами, планетами; остросюжетным повествованием; приключенческим и занимательным характером. Она дает возможность отобразить все богатство воображения учащихся и раскрыть свои литературные способности. Исходя из этого, ряд фантастических произведений был введён в общеобразовательную программу по литературе, однако целесообразнее и продуктивнее рассматривать ее во внеклассной работе. Однако проведение внеклассной работы по этой теме имеет специфические особенности. Нами была разработана система внеклассной работы по фантастике.

Одним из первых этапов во внеклассной работе по фантастике, на наш взгляд, является представление, или презентация книги. Для презентации можно взять произведение современного писателя-фантаста или текст, входящий в классику фантастики. При подборе книги и выборе формы проведения занятий следует учитывать вкусы и запросы детей, их литературную подготовленность и возрастные особенности школьников, такой урок лучше проводить в 5 классе. Рассматривая этот вид внеклассной работы, можно выделить такое занятие, как чтение книги и ее обсуждение без предварительной и с предварительной подготовкой.

Для этого вида внеклассной работы мы рекомендуем произведения фантастики не­большие по объему, например, рассказы Р. Брэдбери, К. Булычева, Г. Уэллса, С. Лема и т.д., которые можно прочитать и обсудить в классе. Подготовленный ученик или учитель громко и выразительно читает рассказ. После знакомства с текстом проводится беседа с учениками. Обсуждение книг можно сопровождать заданиями для учащихся следующего содержания: «составьте план пересказа произведения», «назовите темы, которые затрагивает писатель в своем произ­ведении», «опишите понравившегося героя произведения, объясните, почему он вам понравился или не понравился», «сопоставьте выбранного вами героя с другими персонажами», «расскажите об особенностях фантастического мира, описанного автором в произведении», «укажите достоинства и недостатки, которые вы заметили в произведении», «прочитайте произведение и напишите письмо писателю-фантасту, создавшему это произведение, и изложите в нем свои впечатления, пожелания» и др.

Достаточно распространенным видом внеклассной работы по литературе в читательском направлении является тематическая конференция. Этот вид работы удобен для изучения произведений фантастики, так как подразумевает большую самостоятельную поисковую работу учащихся. Конференции по фантастике могут проводиться по одной книге (желательно современного писателя, возможно малоизвестного, но достойного того, чтобы на него обратили внимание) или нескольким книгам разных авторов. Учитывая читательский интерес детей, их внимание к жанру фантастики, мы после изучения творчества Д. Толкиена и Р. Брэдбери проводили тематические конференции, посвященные книгам этих писателей и современным продолжателям их традиций. (Конференцию можно организовать, полностью посвятив творчеству одного из знаменитых писателей-фантастов). По результатам конференции издавалась газета с тезисами выступлений докладчиков. Подобного рода мероприятия по фантастике проводятся в одном классе или объединяют одну параллель классов. Такие конференции помогут детям разобраться не только в фантастике, но и в других современных жанрах литературы.

В старших классах предметом разговора на конференции может быть не только одна книга или отдельное произведение, а творчество одного или нескольких писателей-фантастов. В нашей системе проведения внеклассной работы по фантастике включены следующие темы конференций: «Мир будущего в произведениях отечественных писателей-фантастов»; «Герой будущего в представлении писателей-фантастов»; «Путешествие во времени по книгам или по творчеству писателя»; «Идеал человека в фантастических произведениях какого-то автора»; «Конфликт цивилизаций, миров в произведениях научной фантастики». Подобные конференции отвечают потребности школьников высказать свое мнение, суждение о прочитанном произведении и вместе с тем побуждают их к более вдумчивому чтению, закрепляют умение участвовать в беседах, дискуссиях, приучают выступать перед малоизвестной аудиторией. При подготовке к конференции школьники получают основы научно-исследовательской работы. Тематические конференции по фантастике расширяют кругозор, приобщают учеников к чтению не только произведений фантастики, но и других художественных текстов, учат выбирать книги лучших мастеров жанра, пополняют словарный запас школьников. Они готовят учащихся к более сложной форме обсуждения книг – диспуту.

В нашей системе внеклассной работы для учащихся были запланированы утренники и вечера, относящиеся к игровому направлению. Подобные мероприятия проводились 1 раз в год. К этим праздникам готовились выставки детских рисунков, поделок на эту тему, проводился конкурс на лучшее самостоятельно написанное фантастическое произведение. Один из таких вечеров сопровождался «галактическим костюмированным парадом» с выдачей призов за луч­ший фантастический костюм.

Внеклассная работа продолжается во внешкольных мероприятиях, например, в экскурсиях и походах. Следует отметить, что при проведении внеклассных мероприятий учителя не часто обращаются к фантастике. Мы проводили такое мероприятие в 8-9 классах – посещали кинотеатр для просмотра фантастических фильмов, снятых по произведению С. Лема «Солярис». После просмотра проводилось обсуждение экранизации произведения.

Для учащихся 5-6 классов мы проводили другого рода мероприятие – экскурсию в парк г. Оренбурга, где стоит памятник знаменитому космонавту Ю. Гагарину, рассказывали о его судьбе и подвигах. Итогом экскурсии стало творческое литературное задание: написать небольшой фантастический рассказ или придумать и разыграть сценку на космическую тематику.

Связующим звеном между классной и внеклассной работой являются факультативы и элективные курсы. В своей работе по изучению фантастики мы обратились к такой форме, как элективный курс «Мир фантастики» для 7-9 классов, но предварительным этапом стал для нас литературно-творческий кружок «Фантастика и мы» для 5-6 классов, который был нами разработан и апробирован в МОУ «СОШ № 10» города Оренбурга.

В организации элективного курса главной целью было организовать литературно-творческую деятельность учащихся. В его работе мы ставили следующие задачи: чтение, обсуждение и анализ произведений фантастики, не входящих в школьную программу; знакомство с биографией писателей-фантастов и новыми произведениями и кинофильмами по фантастике; рассмотрение тем и проблем, которые затрагивают писатели-фантасты в произведениях; выяснение жанровых особенностей произведений фантастики; развитие литературно-творческих способностей.

Специфика работы элективного курса и как подготовительного этапа литературно-творческого кружка «Фантастика и мы» проявлялась в выполнении таких дополнительных задач, как: выработка умений литературно-грамотного анализа произведений фантастики; создание учениками собственных произведений по фантастике (их чтение и обсуждение на заседаниях); выпуск членами кружка рукописного общешкольного журнала по фантастике; организация небольших рукописных иллюстрированных книг, в которые входили произведения, сочиненные детьми; подготовка стенгазет, приуроченных к памятным датам в фантастоведении; проведение выставок рисунков и художественных поделок по фантастике.

Для достижения поставленных нами задач в работе мы использовали такие общеметодические принципы, как доступность и учет возрастных особенностей школьников в изложении материала по фантастике; посильность и установка на развитие школьников в даче заданий для самостоятельной работы; использование наглядности и аудио-видеоматериалов на заседаниях кружка; постепенное расширение и усложнение материала по фантастике; научность и опора на хронологические рамки развития фантастики (начиная от древних времен и заканчивая современностью, при этом уделялось особое внимание произведениям, составляющим классику мировой фантастики).

В работе элективного курса мы использовали различные формы работы: просмотр телефильмов, кинофильмов, мультфильмов по фантастике; подготовка и просмотр инсценировок по произведениям фантастики, для более старшего возраста – конференции, подготовка спектаклей и съемки ученических фильмов по некоторым изучаемым произведениям и др.

Разработанная нами программа элективного курса имеет следующую структуру:

I. Пояснительная записка, где прописана специфика данного курса.

II. Программа литературно-творческого кружка «Фантастика и мы» для 5-6 классов (подготовка к элективному курсу), в которую входят следующие темы:

5 класс: Введение; 1. Славянская мифология: «Легенды и предания древних славян», «Мифы древних славян»; 2. Русские народные сказки. «В сказке – ложь, да в ней намек…»; 3. Фантастика – мечта о чудесном.

6 класс: Введение; 1. Литературные сказки; 2. Фантастические сказки-повести.

III. Собственно программа элективного курса «Мир фантастики» для 7-9 классов,содержащая такие темы, как:

7 класс: Введение; 1. Научная фантастика – реальность или выдумка; 2. Г. Уэллс – тайны и открытия; 3. Д.Р. Толкиен – создатель неомифа.

8 класс: Введение; 1. Человек Будущего; 2. Три Закона роботехники.

9 класс: Введение; 1. Космос – это Вселенная; 2. Затерянные миры.

IV. Библиография к каждой теме.

V. Перечень знаний и умений, которыми должны обладать члены кружка:

5 класс

Знания: содержание произведений фантастики, определенных программой; специфические особенности славянской мифологии; классификацию русских народных сказок; основные литературоведческие и фантастоведческие понятия: легенда, предание, быличка, бывальщина, миф, языческие боги, сказка, волшебные сказки, сказки о животных, социально-бытовые сказки, фантастика, характерных особенностей фантастики.

Умения: правильно и выразительно читать фрагменты произведений фантастики; отличать произведения фантастики от мифов и сказок; находить мифологические и сказочные элементы в фантастических рассказах; пересказывать произведения фантастики; использовать при анализе произведения фантастики основные теоретические понятия, рассмотренные на занятиях.

6 класс.

Знания: содержание фантастических текстов, определенных программой; темы, проблемы, положенные в основу изученных произведений фантастики; своеобразие в изображении фантастического героя; основных понятий фантастоведения и литературоведения, приводимые в программе: литературная сказка и ее разновидности, сказочный герой, сказочный сюжет, сказочная повесть, фантастическая сказка, тема, идея, композиция произведения, символ, фэнтези, приключенческая литература, цикл произведений.

Умения: пересказывать содержание фантастических произведений, выделяя основные события, эпизоды текста; выделять тему, идею фантастических произведений; отмечать специфические особенности фантастического героя; понимать и пользоваться терминологией фантастоведения и литературоведения в процессе анализа фантастических произведений;

7 класс

Знания: сюжеты произведений фантастики; темы, проблемы, положенные в основу изученных произведений фантастики; основателей фантастики как отрасли литературы; основных понятий фантастоведения и литературоведения, приводимые в программе: научная фантастика, фантастический сюжет, фантастический герой, фантастические миры, фантастическое время, основные темы фантастики, метод экстраполяции.

Умения: выделять тему, идею фантастических произведений; отмечать специфические особенности фантастического времени и пространства, описанные в разных направлениях фантастики; применять при анализе текста фантастоведческие термины.

8 класс

Знания: основные темы научно-фантастической литературы и технической фантастики; специфику изображения традиционного образа ученого-одиночки в фантастической литературе; литературоведческие термины: автобиография, реализм, романтизм, просветительский роман, техническая фантастика.

Умения: уметь сопоставлять жанры фантастики, называть основные отличительные особенности каждого из изученных жанров; анализировать специфическую систему образов произведений фантастики; выделять в фантастическом тексте тему и идею произведения; применять при работе над текстом литературоведческие понятия.

9 класс

Знания: тематику и жанровые особенности космической фантастики; специфику изображения фантастического пространства в космической фантастике; классификацию космической фантастики; литературоведческие термины: хроники, космическая фантастика, «космическая опера», фантастический пейзаж, социальные аллегории, научно-фантастическая утопия.

Умения: выделять специфические особенности космической фантастики; отмечать специфику фантастического пейзажа и его роль в тексте; находить в фантастическом тексте параллели с другими произведениями этой области литературы; распознавать в тексте особенности разных жанров космической фантастики; применять при анализе произведений фантастики литературоведческие понятия.

VI. Словарь основных терминов фантастоведения, которые мы использовали на занятиях.

VII. Тематическое планирование.

Обратимся к общему описанию работы элективного курса и его подготовительного этапа – литературно-творческого кружка «Фантастика и мы». Кружок объединял детей, которые увлекались фантастикой. Он был немногочисленным, первоначально в него входило 6 человек из одной параллели 5-тых классов, со временем численность членов кружка увеличилась до 15 человек. В таком составе он просуществовал два года (5-6 кл.). В последующих классах кружок перешел в факультатив, в программу которого входил обширный материал по разбору произведений фантастики и характеристики этапам развития мировой фантастики. Члены кружка принимали активное участие в кружковой работе, заседания проходили регулярно 1 раз в неделю в удобное для школьников время. Первые два заседания были посвящены созданию герба и девиза кружка. Символом кружка дети выбрали мифическое существо – Пегаса. Представление школьников о крылатом коне резко отличается от традиционного (символа поэтического вдохновения). Пегас у них ассоциируется с небом, с мечтой о прекрасном, о добре и стремлении человека к красоте и гармонии. Школьники объясняют это тем, что Пегас – единственный конь, который может летать в небе, по мифам он всегда помогает героям и для его изображения художники выбирают светлые тона и все оттенки белого цвета (как символ чистоты и невинности).

На гербе мифологический конь вылетает из раскрытой книги, символизируя тот факт, что через чтение книг можно достичь совершенства и познать неизведанное и загадочное. Лестница, на вершине которой расположена книга, олицетворяет долгий и трудный путь к познанию, к пониманию сущности не только художественного произведения, но и жизни. Лестница состоит из 9 ступеней, и на ее вершине еще две ступеньки, что олицетворяет в выбранном гербе 11-летний курс обучения школьников.

Герб и девиз были придуманы детьми. Особая трудность была в выборе эмблемы кружка, для этого мы объявили конкурс на лучший эскиз эмблемы. В результате долгой работы была отобрана и изготовлена эмблема для каждого члена кружка. Ребенка, придумавшего выбранную нами эмблему, наградили почетной грамотой и подарком. В эмблеме отражено соединение двух миров: реального и фантастического, заключенных в алмаз, что символизирует прочность и нерушимость фантастики и реальности, мечты и повседневности.

Разрабатывая план заседаний кружка, мы старались сделать их интересными и в то же время поучительными для школьников. На каждом заседании присутствовал элемент литературной игры. Подбор заданий и вопросов по фантастике в игровой форме способствовал развитию учеников, обогащению их литературной памяти и повышению интереса к тексту, углублению в понимание идейно-художественного содержания произведений фантастики. Литературная игра стимулирует формирование ряда качеств у школьников – активности, коллективизма, целеустремленности и т.д. Учитывая психологические особенности учащихся и их индивидуальные способности, на заседаниях кружка мы использовали различные формы литературной игры: шарады, лото, викторины, кроссворды, подбор эпитетов для характеристики героя, сравнение или восстановление пропущенных слов из произведения и т.д. Члены кружка часто сами придумывали литературные игры, посвященные фантастическим произведениям. Достаточно часто мы прибегали к учебной игре, например в писателя-фантаста, режиссера-фантаста, художника-фантаста и т.п. Такая игра ориентирована на собственное творчество детей. Формы игры были разнообразны, и за основу для их разработки мы брали известные телевизионные проекты игр, например: «Угадай мелодию», «Что? Где? Когда?», «Поле чудес» и т.д. Игра на заседаниях кружка способствует развитию уверенности детей в своих силах, демонстрации творческих возможностей учеников и позволяет в занимательной форме глубже изучить и закрепить материал по фантастике. Углубляет знания учащихся в области фантастического и развивает личностные качества школьников такой вид работы, как подготовка и выпуск рукописного общешкольного журнала. Члены «Мира фантастики» на протяжении двух лет подготавливали и издавали подобный журнал. Название, титульный лист они придумали самостоятельно (для этого был проведен конкурс на лучший титульный лист и название журнала). Из всех предложенных вариантов кружковцы выбрали наиболее удачный эскиз, утвердив его на очередном заседа­нии кружка, и с этим титульным листом было выпущено несколько журналов. Выпуская журналы, мы ставили следующие задачи: привлечь внимание учащихся школы к жанру фантастики и дать им элементарные представления о нем; вызвать интерес детей к новым произведениям фантастики и творчеству знаменитых писателей-фантастов; расширить знание учащихся в области фантастики; дать возможность школьникам проявлять и развивать свои индивидуальные способности; помочь ученикам раскрыть и развить творческие способности; развивать письменную и устную речь школьников; отразить результаты проделанной работы кружка; дать основы проведения научной, исследовательской и поисковой работы.

Членами кружка под руководством учителя были выделены рубрики, которые стали традиционными в журнале «Пегас – хранитель мечты».

Первая рубрика называлась «Научно-фантастическая классика от Пегаса». Она была посвящена творчеству знаменитых писателей-фантастов. В этот раздел входили: сообщение о писателе-фантасте (небольшая библиографическая справка) и отрывки из наиболее известных произведений с детскими иллюстрациями к ним. Библиографические сведения школьники искали самостоятельно под руководством учителя.

Во второй рубрике «Загадочные планеты, где побывал Пегас» приводились отрывки из классических произведений с фантастическим описанием планет или нереальных миров. Параллельно с этим мы помещали в рубрику творческие работы членов кружка, где они давали свое описание иных миров и планет, сопровождая тексты рисунками.

Третья рубрика «Фантастическое моделирование от Пегаса» была посвящена эскизам фантастических моделей космической техники, которые придумывали и нарисовали члены кружка.

Особое внимание заслуживает четвертая рубрика «Пегас и его друзьяюные писатели», в которой помещались рассказы по фантастике, придуманные школьниками. Каждый участник кружка сочинял небольшой фантастический рассказ или сказку и зачитывал их на очередном заседании. Слушатели обсуждали текст и выбирали из нескольких произведений наиболее удачное и интересное, которое помещалось в очередной номер журнала. Как правило, сами авторы, реже школьники-художники, создавали иллюстрации к выбранному рассказу.

Содержание традиционной последней рубрики «Игры от Пегаса» составляли самостоятельно придуманные членами кружка кроссворды, загадки и ребусы на любую тематику.

Эти рубрики мы сохранили во всех выпусках журнала. Однако следует отметить, что впоследствии было решено издать два специализированных журнала: первый – «Мнемозина – хранительница добра и красоты», посвященный девочкам и приуроченный к женскому дню 8 марта, и второй – журнал для мальчиков «Братство белых лордов». В связи с этим мы несколько изменили содержание журналов. К традиционным рубрикам в журнале для девочек редакторы прибавили ряд дополнительных, предназначенных только для девочек рубрик – это «Фантастические модели от Мнемозины» и «Фантастический сад Мнемозины». Сюда вошли эскизы фантастических моделей одежды и придуманные ребятами растения, которые предположительно растут на других планетах, при этом даются к рисункам некоторые пояснения о значении и местах их обитания, о принадлежности образца растения или модели. В журнале для мальчиков была введена новая рубрика «Фантастические герои Братства», посвященная вымышленным добрым героям, о приключениях которых планировалось рассказать в последующих номерах.

Таким образом, в общешкольном рукописном журнале отразилось как творчество писателей-фантастов, так и творчество самих школьников – написанные ими литературные произведения, в основном сказки и рассказы.

В нашу систему изучения фантастики входило проведение в г. Оренбурге при участии клуба любителей фантастики «Евразия» и Оренбургской детской художественной школы конкурса детского рисунка на фантастическую тему, посвященного 70-летию Юрия Гагарина. Этому событию было посвящено ряд статей в местных оренбургских газетах. В этом конкурсе приняли участие учащиеся школ, гимназий, лицеев г. Оренбурга, а также члены литературно-творческого кружка «Фантастика и мы».

Итак, одной из результативных и перспективных форм работы по развитию литературных творческих способностей учащихся может стать элективный курс, который находится на границе классной и внеклассной работы.

Основные термины (генерируются автоматически): внеклассная работа, Фантастика, элективный курс, класс, произведение, член кружка, космическая фантастика, произведение фантастики, конференция, литературно-творческий кружок.

Похожие статьи

Формирование и развитие творческой самостоятельности студентов-дизайнеров (на примере учебной дисциплины «Основы производственного мастерства»)

Словарная работа на уроках литературы как средство осмысленного восприятия художественного текста (на примере изучения произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка (на примере урока на тему «Предложения с разными видами связи» в 9 классе)

Методическая разработка урока английского языка для 9-го класса общеобразовательной школы по теме «Конфликты в семье и их разрешение» в виде технологической карты

Проблемный метод обучения как средство активизации познавательного интереса учащихся на уроках русского языка (на примере обобщающего урока по теме «Лексика» в 5 классе)

Проектная деятельность как эффективная форма организации образовательного процесса (на примере изучения дисциплины «Дизайн»)

Система работы по использованию метода проектов на уроках русского языка на материале раздела «Лексика» с целью повышения уровня развития мотивационной сферы учащихся начальной школы

Учебно-проектная деятельность в начальной школе (на примере проекта в 3 классе «Природные сообщества» по УМК «Перспективная начальная школа»)

Анализ работы по теме самообразования «Игра как средство воспитания младших школьников с ОВЗ»

Реализация личностно ориентированного подхода в современном школьном образовании (на примере уроков русского языка и литературы)

Похожие статьи

Формирование и развитие творческой самостоятельности студентов-дизайнеров (на примере учебной дисциплины «Основы производственного мастерства»)

Словарная работа на уроках литературы как средство осмысленного восприятия художественного текста (на примере изучения произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка (на примере урока на тему «Предложения с разными видами связи» в 9 классе)

Методическая разработка урока английского языка для 9-го класса общеобразовательной школы по теме «Конфликты в семье и их разрешение» в виде технологической карты

Проблемный метод обучения как средство активизации познавательного интереса учащихся на уроках русского языка (на примере обобщающего урока по теме «Лексика» в 5 классе)

Проектная деятельность как эффективная форма организации образовательного процесса (на примере изучения дисциплины «Дизайн»)

Система работы по использованию метода проектов на уроках русского языка на материале раздела «Лексика» с целью повышения уровня развития мотивационной сферы учащихся начальной школы

Учебно-проектная деятельность в начальной школе (на примере проекта в 3 классе «Природные сообщества» по УМК «Перспективная начальная школа»)

Анализ работы по теме самообразования «Игра как средство воспитания младших школьников с ОВЗ»

Реализация личностно ориентированного подхода в современном школьном образовании (на примере уроков русского языка и литературы)