Воспитание чувства патриотизма через любовь к истории и культуре родного края
Авторы: Семерез Анастасия Сергеевна, Журахова Марина Николаевна, Фомичева Ольга Александровна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
II международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, май 2012)
Статья просмотрена: 11430 раз
Библиографическое описание:
Семерез, А. С. Воспитание чувства патриотизма через любовь к истории и культуре родного края / А. С. Семерез, М. Н. Журахова, О. А. Фомичева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 69-71. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/58/2283/ (дата обращения: 16.11.2024).
У современного ребенка, живущего в условиях города, слабо выражено ощущение принадлежности к русскому народу и поэтому возникает целый ряд противоречий:
Возросшее внимание общества традиционной культуре русского народа не всегда воспринимается городскими семьями, воспитывающими детей дошкольного возраста;
Возрастает количество публикаций по истории культуры русского народа, но наблюдаются бессистемные и поверхностные знания и представления у старших дошкольников, отсутствие системы знаний у детей вызывает необходимость по их усилию, систематизации фактов, событий, явлений.
Коренные преобразования произошедшие в нашей стране в последние десятилетия в различных аспектах жизнедеятельности людей, привели не только к изменениям в экономических и политических сферах жизни общества, но и в значительной степени социокультурной ситуации в целом. Эти изменения требуют совершенствования нравственного и патриотического воспитания на основе приобщения к русской национальной культуре, прошлому и настоящему своего края.
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране. У большинства людей чувство Родины в обширном смысле – родной страны, отчизны – дополняется еще чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краев, района, города или деревушки. Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, с гордостью он рассказывает гостью о красоте и богатстве своего родного края? Эта малая родина со своим особым обликом, со своей – пусть самой скромной и непритязательной – красотой входит в сердце человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души. Свою любовь к родным местам, знание того, чем знаменит родной край, какова его природа, каким трудом заняты люди, взрослые передают детям.
Растить из детей граждан, глубоко и преданно любящих свою страну, – важнейшая задача каждого педагогического коллектива. Чтобы воспитать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить его любить село, город, где он родился и вырос, природу, которая его окружает. Но воспитывать патриота может только тот педагог, который сам любит свой край, хорошо знает его историю, памятные места, лучших людей.
Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей. Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным городом и своей страной.
Такие чувства не могут возникнуть после нескольких, даже очень удачных занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка.
Начиная работу по патриотическому воспитанию педагог прежде всего должен сам хорошо знать его, он должен продумать, что целесообразно показать и о чем рассказать детям, особо выделить то, что характерно только для данной местности, данного края, что есть только здесь, он должен подумать, как, через что можно показать связь родного села, города со всей страной.
Любой край, область даже село неповторимы. В каждом месте своя природа. Везде есть особенные, дорогие его жителям места. Везде есть свои артисты и спортсмены, свои художники и поэты. Дети должны знать и героев, защищавших от врагов их родной край.
Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Однако было бы неверно. Знакомя детей с родным краем, ограничиться показом лишь его особенностей. В таком случае у детей может и не сложиться правильное представление о родном крае как части большой страны и задача воспитания патриотических чувств будет невыполнима.
Чтобы дети, узнавая какие-то конкретные факты, наблюдая окружающую жизнь, могли путем простейшего анализа, обобщения впечатлений лучше представить себе, что их родное село или город является частью страны, одним из немногих, ему подобных, необходимо дать им некоторые первоначальные сведения из географии, экономики, истории страны.
Знакомство дошкольников с родным городом и родной страной – процесс длительный и сложный. Каждую неделю предлагаются различные формы работы, которые условно можно разделить следующим образом:
Образовательная деятельность имеющая цель дать детям конкретные представления о родном крае на основе непосредственного восприятия (наблюдения, экскурсии, целевые прогулки) или опосредованно (рассказы воспитателя, чтение художественных произведений).
Образовательная деятельность, способствующая, углублению и систематизации знаний детей (беседы, дидактические игры).
Образовательная деятельность, во время которой дети используют полученные знания и выражают свою отношение к явлениям общественной жизни (изобразительная деятельность, творческое рассказывание).
Почти на каждом занятии дети узнают новые, ранее не знакомые им слова. Не следует стремиться к тому, чтобы дети запомнили их все сразу. При знакомстве дошкольников с историей родного города, воспитателю приходится многое им рассказывать. От того, как он это сделает, зависит воспримет ребенок новые знания или нет. При составлении своего рассказа педагогу необходимо помнить следующее:
По ходу рассказа необходимо обязательно использовать наглядный материал. Это могут быть фотографии, репродукции картин, слайды, различные схемы, рисунки мелом на доске и т.д.
Составляя рассказ, педагог должен включить в него вопросы к детям. Это необходимо, чтобы активизировать познавательную деятельность, внимание, вызвать интерес детей, учить их предполагать, рассуждать. В этом случае рассказ педагога превращается из монолога в своеобразную беседу с детьми.
Рассказывая о каких-то исторических событиях, не следует часто употреблять даты, так как в дошкольном возрасте детям не доступна хронология.
Язык рассказа должен быть очень простым. Если в рассказе встречаются незнакомые детям слова, следует объяснить их значение.
Эффективному усвоению ребенком патриотической темы способствует взаимодействие педагогов, ведущих разные предметы. Педагоги должны согласовывать друг с другом подбор и использование материалов для художественного творчества детей.
Педагог должен использовать социально-педагогический потенциал окружающей среды в обогащении личного жизненного опыта – основы развития Личности, личности юного патриота, маленького гражданина своей Родины, большой и малой.
Сегодня традиционные формы обучения утрачивают свое значение и все шире используются активные методы обучения, которые вовлекают детей в воспитательно-познавательную деятельность.
Детский сад – это первая и важная ступень в образовании и воспитании ребенка. Уже в дошкольном возрасте расширяются представления детей о военных событиях и подвигах народа. Что может знать ребенок дошкольного возраста о своей стране, какие знания нужны ему, что бы первое чувство любви к Отечеству стало осознанным и прочным? Прежде всего, дети должны знать о подвиге совершенным нашим народом во время Великой Отечественной Войны.
Одним из действенных методов формирования у детей исторического сознания является организация в детском саду мини-музея.
Под мини-музем понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская деятельность.
Работа над темой «Воспитание любви к истории и культуре родного края», ко дню Победы, мы решили, что такой мини-музей просто необходим. В своем детском саду, при поддержке родителей, мы организовали мини-музей «Никто не забыт, ничто не забыто…». В него вошли:
Выставка фотографий «Мой папа, дедушка-солдат». Специально для этой выставки детям было предложено принести фотографии своих прадедушек, которые участвовали в Великой Отечественной войне.
Альбом «Памяти павших». 9 мая 2011 года была организована экскурсия к подножию памятника Г.К.Жукова и мемориалу "Аллея славы" Героев Советского Союза - старооскольцев. Ребята поздравили ветеранов с праздником, читали стихи о войне, дарили им цветы и открытки. После экскурсии мы создали альбом с фотографиями монументов в нашем городе. В этот Альбом дети вписали свои впечатления от экскурсий и высказывания о войне.
Экспонирование рисунков «Пусть всегда будет солнце». В детском саду прошла выставка детский рисунков "Пусть всегда будет солнце". Каждый ребенок нарисовал то, что хочет пожелать людям всего мира, своей семье, то, что он считает самым главным в жизни. В своих рисунках дети выразили протест против войны.
Художественная галерея. Мы отработали необходимый и доступный дошкольникам материал: репродукции картин известных художников, как А. Дайнека, Ю. Непринцева, В. Богаткина, фотографии памятников-мемориалов "Брестская крепость", "Мамаев курган", скульптуру малой формы. Провели беседу, почему мы отмечаем этот праздник. Выяснили, что в народе живет традиция чтить память погибших воинов. Дети старшего дошкольного возраста уже способны пережить чувство горечи, обиды не только за себя лично. Не нужно ограждать их от сильных эмоций: они являются началом воспитания любви к истории родного края.
Мини-библиотека книг на патриотическую тему. Мы подобрали высокохудожественные произведения разных жанров: стихи, рассказы, очерки. В патриотическом воспитании детей важна роль книг о защитниках Родины. Героизм волнует и притягивает к себе ребенка, рождает стремление к подражанию. Одна из любимых книг детей – книга Л. Кассиля "Твои защитники". Каждый рассказ в ней пример героизма.
Созданный в группе мини-музей активно помогает ребенку, раскрыть образ защитников Родины в период Великой Отечестненной войны, показать человеческие качества бойцов, их героические подвиги, сплоченность народа в борьбе с фашистами. Воспитывать уважение к воинам, любовь к истории своей "малой" Родины и Отечеству, чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа.
Литература:
Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М., 2005.
Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А., Родной край. – М., 1990.
Остапца А.А., Абросимова Г.Н., Трубочева М.Е. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности. – М., 2003.
Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А., Мини-музей в детском саду. – М., 2008.
Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. – М., 2003.