К вопросу об образовательном процессе в вузе в контексте его гармонизации
Автор: Чупрова Лариса Васильевна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
II международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, май 2012)
Статья просмотрена: 8972 раза
Библиографическое описание:
Чупрова, Л. В. К вопросу об образовательном процессе в вузе в контексте его гармонизации / Л. В. Чупрова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 167-170. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/58/2286/ (дата обращения: 19.12.2024).
Сегодня чрезвычайно актуальным является вопрос об изменениях в образовательном процессе, в ходе которого формируется современная личность, активно проводятся попытки реформирования системы образования. Обращение к этой проблеме во многом связано с эволюцией философских воззрений, в соответствии с которыми в центр научной картины мира выдвигается человек.
Образовательный процесс как открытая самоорганизующаяся система в условиях глобализации, отличающаяся гибкостью организационной формы, содержания, средств и методов обучения, открытостью в когнитивной и социально-эмоциональных сферах, требует соответствующего управления. Управление образовательным процессом основывается на общей теории управления системами, в которой под управлением понимается функция организованных систем, обеспечивающая их целостность, функционирование и развитие.
Под образовательным процессом понимается профессионально организованное взаимодействие педагога с обучающимися, включающее все элементы учебно-воспитательной работы. Понятия «образовательный» и «педагогический» процессы имеют много общего. Это наличие структуры, компонентов, значения, функциональной направленности. Отличия: в центре образовательного процесса стоит ученик, и усилия всех педагогов направлены на его достижения. В центре педагогического процесса находится педагог. Он организатор и руководитель взаимодействиями с учащимися, внимателен к тому, что и как усваивают обучающиеся.
В педагогике педагогический процесс рассматривался в работах М.А. Данилова [2], Б.Г. Лихачева [6], Ю.К. Бабанского [1], И.П. Подласого [7]. Общим для всех является взгляд на педагогический процесс как взаимодействие его составляющих, выявление его целостности.
Педагогический процесс представляет собой определенную систему, компоненты которой – это содержание, средства, методы, формы взаимодействия взрослых и детей [5]. Слово «процесс» свидетельствует о протяженности во времени, а слово «педагогический» – о направленности на преобразование личности человека. Педагогический процесс имеет цель, содержание, деятельность и результат. Понятие «педагогический процесс» в специальной литературе употребляется в широком и узком смысле.
Педагогический процесс в вузе в широком смысле – это совокупность всех условий, средств, методов, направленных на решение одной глобальной задачи. Кроме глобальной задачи, педагогический процесс может быть направлен и на содержание какой-то узкой конкретной задачи (нравственного, эстетического воспитания). Решить эти задачи помогают педагогу различные методы, средства, формы организации. Конкретные задачи педагогического процесса взаимосвязаны, реализуются и решаются на фоне других задач воспитания и развития личности, так как педагогический процесс обладает целостностью, общностью и единством.
Целостность педагогического процесса можно понимать как внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие при относительной автономности. Целостность здесь выступает как синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нём.
Образовательный процесс в вузе – это саморазвитие личности в культуре в процессе ее свободного и ответственного взаимодействия с педагогом системы образования и культурой при их помощи и посредничестве.
Цели образования – содействие и помощь человеку в овладении способами культурного самоопределения, самореализации и самореабилитации, в понимании самого себя.
Содержанием образовательного процесса должно стать не просто передача знаний, умений и навыков, а уравновешенное развитие физической, умственной, волевой, моральной, ценностной и др. сфер.
Знания – только один из элементов этой сложной и многогранной структуры, причем не самый существенный. В нее включаются ценностные ориентации личности, ее нравственно-волевые черты, эмоциональные и физические характеристики.
«Личностные достижения» – достижения во всех сферах структуры личности; это: умение применять знания на практике; умение принимать решения и нести за них ответственность; умение противостоять обстоятельствам и находить выход в сложных ситуациях; способность выстраивать свою жизненную стратегию и следовать ей; способность отстаивать свои убеждения; способность контактировать с другими людьми и др.
Современная эпоха убеждает, что прогресс знания при недостатке культуры, нравственного развития порождает множество проблем, грозящих самому существованию человечества.
С точки зрения философов, осмысливающих проблемы современного образования, кризис образования порожден, прежде всего, ориентацией на знание, так как содержание школьных дисциплин на 20-30 лет отстает от содержания науки. Следовательно, если ставить целью формирование знаний, умений и навыков, то кризис непреодолим.
Философия образования исследует сущность, структуру и динамику образования как социально организованного канала внебиологического наследования.
Результат образовательной деятельности, воплощенный в понятии «образованность»: сертифицированный результат деятельности, определенный уровень освоения социального опыта [4].
Современное образование, основанное на интеграции различных методов и различных наук, способствует целостному осознанию мира и приросту креативного потенциала личности: коэволюция человека, природы и общества обусловливает нравственные принципы гармонизации их сосуществования, а в среде образования – отход от предметной дифференциации научного знания как средства эффективности обучения и поиск оптимальных путей интеграции знания. Дифференцированное готовое знание формирует репродуктивное мышление. Интеграция же знаний невозможна без применения творческих усилий. Синергетический подход к образованию предполагает разработку вариативных моделей учебного процесса и содержания курсов, основополагающими принципами которых будут интеграция и творческое развитие личности. В синергетический подход к образованию органично вписывается метод системного анализа. Главное в нем – логически обоснованное исследование проблемы и использование соответствующих методов ее решения, которые могут быть разработаны в рамках других наук. Системный анализ предполагает междисциплинарность. Научная картина мира воссоздана методом системного анализа и представляет собой модель, в основе которой лежат данные конкретных наук о природе и обществе. Системный анализ – это не только методологическая основа научных исследований и разработки новых технических и управленческих решений. Его можно расценивать как инструментарий для рационального овладения знаниями, постижения их природы, способов их запоминания и систематизирования. Он помогает осмыслению новых знаний. Овладение навыками системного анализа способствует формированию творческого мышления, реинтеграции информации на новом качественном уровне с пониманием системных связей. Один древний мудрец утверждал, что унция знания стоит фунта информации, а унция понимания – фунта знаний. Только хорошо понятое знание дает качественный прирост личности. Говоря о понимании, следует различать логическое понимание, обеспечивающее репродуктивное усвоение информации, и глубинное понимание, т.е. всестороннее овладение предметом размышления, при котором становятся возможными «домысливание» и творческая деятельность.
В обществе можно выделить два фундаментальных процесса – производство материальных и производство духовных ценностей. Сфера материального производства обеспечивает удовлетворение потребностей человека и возможность реализации его способностей. Система образования вместе с другими государственными институтами культуры и религии готовит главную ценность общества – Человека. По выражению И.А. Ильина «жизнь вообще имеет смысл и может совершенствоваться только тогда, когда бережется и растится качество; нет его – и гибель становится неминуемой. А качество творится и обеспечивается прежде всего и больше всего культурой личного духа» [3].
Качественное функционирование сферы материального производства возможно лишь при условии компетентности персонала. Язык компетенций должен повысить эффективность как образовательных процессов, так и процессов производства.
Гармонизацию образовательного процесса вуза необходимо проводить по спектрам компетенций выпускника и рабочего места (должности) для того, чтобы адекватно отразить требования НРК и профессиональных стандартов. Структура макета федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) содержит общекультурные и профессиональные компетенции.
В настоящее время проводится значительная научно-поисковая работа по определению показателей и критериев оценки качества образования. Вместе с тем, основной акцент в этих исследованиях сделан на итоговые результаты, и недостаточное внимание уделяется функциональным характеристикам непрерывного образовательного процесса в школе, к числу важнейших из которых относится характер взаимоотношений между субъектами образовательной деятельности. Возникает теоретическая необходимость выявления и определения аксиологических основ педагогических взаимоотношений между субъектами образовательной деятельности в высшей школе. Под педагогическими взаимоотношениями мы понимаем взаимоотношения, которые складываются в результате субъект-субъектного педагогического взаимодействия между участниками образовательного процесса.
В ходе педагогического взаимодействия между различными субъектами образовательной деятельности возникают смысловые барьеры, значительно снижающие уровень взаимопонимания между преподавателями и студентами. Управление процессом гармонизации взаимоотношений будет способствовать преодолению таких барьеров.
Гармонизация образовательного процесса в вузе представляет собой процесс достижения определенного уровня взаимопонимания между субъектами образовательной деятельности, оказывающий конструктивное влияние на личностно и социально значимые результаты деятельности высшей школы.
Необходимо отметить, что гармонизация активно исследовалась в контексте коммунистического воспитания, нацеленного на формирование гармонично развитой личности. Однако, как показали результаты социального развития и образования в советских вузах, нельзя гармонизировать личность, не гармонизируя педагогические отношения. В последнее время гармонизация рассматривается как принцип (Ш.А. Амонашвили, В.И. Загвязинский), стратегия (В.Н. Сагатовский, Ю.С. Запесоцкий) педагогической деятельности. Вместе с тем, гармонизация педагогических взаимоотношений субъектов образования как фактор, повышающий эффективность модернизации высшей школы, еще недостаточно изучена в теоретическом и технологическом плане.
На наш взгляд, можно выделить следующие противоречия:
- между существующей тенденцией гуманизации и демократизации педагогических взаимоотношений в вузе, предполагающей повышение уровня взаимопонимания субъектов образовательной деятельности, и доминирующими административным и формально-ролевым подходами к управлению педагогическими взаимоотношениями;
- между возрастающей субъектностью обучающихся и объектным отношением педагогов;
- возрастание субъектности педагогов и студентов не приводит практически к возрастанию взаимопонимания между ними.
Это определило проблему исследования, которая заключается в поиске, выборе теоретических основ и разработке практической управленческой технологии гармонизации педагогических взаимоотношений между субъектами образовательной деятельности в высшей школе.
Гармонизация образовательного процесса в вузе взаимоотношений должна предусматривать повышение уровня взаимопонимания между субъектами образования в отношении реализации требований педагогических принципов работы вуза.
Управление процессом гармонизации педагогических взаимоотношений между субъектами образовательной деятельности высших учебных заведений является важнейшим фактором, оказывающим положительное влияние на повышение социально-направленных показателей ее деятельности;
Эффективным способом повышения уровня гармонизации педагогических взаимоотношений субъектов образовательной деятельности будет управленческая технология, основанная на педагогическом мониторинге.
Профессиональная подготовка специалиста ориентирована сегодня на становление профессиональной компетентности, при этом компетентность специалистов становится определяющей в решении профессиональных задач, следовательно, обеспечить новое качество подготовки специалистов в высшем профессиональном образовании возможно, если определить ядро общепрофессиональной (универсальной) компетенции, которая обеспечивает решение задач взаимодействия в профессиональной деятельности, а также определить условия ее становления в процессе профессионального образования специалистов.
Таким образом, конкретному обществу соответствует определенный тип образования, поскольку цели образования - социальные цели, образование- это механизм подготовки человека к условиям совместного существования в обществе. Гармонизация образовательного процесса в вузе взаимоотношений должна предусматривать повышение уровня взаимопонимания между субъектами образования в отношении реализации требований педагогических принципов работы вуза.
Литература:
Бабанский Ю.К. Оптимизация педагогического процесса / Ю.К. Бабанский – М., 2001.
Данилов, М.А. Дидактика / М.А. Данилов – М, 1965.
Ильин И.А. Собр. соч.: в 10 т. Т.1. – / И.А. Ильин – М.: Русская книга, 1993. С. 90-93.
Заика И. Т. Модель оценки процесса управления знаниями / И. Т. Заика, Н. И. Гительсон, Н. Л. Скокова // Стандарты и качество. – 2007. – N 8. – С. 55.
Лихачев Б.П. Курс лекций. Изд. 4-е. перераб. и доп. / Б.П. Лихачёв – М.: Юрайт – М, 2001. – С. 70.
Лихачев Б.Г. Педагогика / Б.Г. Лихачёв – М, 2011.
Подласый И.П. Педагогика. В 2 Т. / И.И. Подласый – М.: Норма, 2009. С. 86-87.