Характеристика и применение технических средств обучения
Авторы: Фадеев Олег Владимирович, Пешков Дмитрий Владимирович
Рубрика: 12. Технические средства обучения
Опубликовано в
II международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, май 2012)
Статья просмотрена: 7522 раза
Библиографическое описание:
Фадеев, О. В. Характеристика и применение технических средств обучения / О. В. Фадеев, Д. В. Пешков. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 185-187. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/58/2293/ (дата обращения: 16.11.2024).
Как известно, успешное восприятие тех или иных сведений во многом зависит от их наглядности. Конечно, никакая техника не может заменить живое слово преподавателя, от умения и таланта которого, прежде всего, зависит результат учебного процесса. Тем не менее, современные технические средства значительно расширяют возможности преподавателя по изложению, а аудитория по восприятию учебного материала [2].
Техническое обеспечение включает в себя адаптацию, совершенствование и разработку компьютерной техники, используемой для передачи информации учащимся, обратной связи от учащихся к преподавателю, контроля знаний, организации самостоятельных занятий, обработки и документирования информации.
По своему функциональному предназначению технические средства обучения подразделяются на три основных группы:
Информационная группа
К информационной группе в основном относится аудиовизуальное учебное оборудование: образовательные фильмы и учебное телевидение, прослушивание текстов, музыкальных произведений, радиовещание, лингафонное оборудование. Подобные средства позволяют, как преподносить учебную информацию, так и усиливать наглядность изучаемого материала.
Контролирующая группа
Контролирующая группа ТСО позволяет получать сведения о степени и качестве усвоения учебной информации. Данные устройства могут быть использованы в любом отрезке учебного цикла. Контроль обеспечивает обратную связь между педагогом и учащимися и является неотъемлемой частью образовательного процесса. С помощью ТСО можно проводить текущий контроль усвоенного материала, а также итоговый – по завершению определенного этапа обучения. Контролирующие ТСО различны по сложности: от простейших систем до специальных контролирующих комплексов. Использовать такие средства можно как для индивидуального, так и группового контроля.
Они отличаются типом обучающих программ и методом ввода ответа учащихся. По степени сложности контроля знаний варьируются от простых карт, кассет и билетов автоматизированного контроля до специальных компьютерных программ. Однако применение этих устройств, как показала практика, целесообразно лишь в узких пределах и не может заменить непосредственные контакты учителя с учащимися во время анализа и оценки результатов их работы.
При автоматизированном контроле качества усвоения материала преподаватель в значительной степени освобождается от трудоемких операций, присущих обычным методам опроса, что дает ему возможность уделять больше внимания творческим аспектам обучения и индивидуальной работе учащимися. Контроль становится более регулярным, достоверным, экономичным (с точки зрения затрат времени).
Обучающая группа
Обучающие возможности ТСО реализуются соответствующими программами, которые разработаны с учетом теоретических знаний в области изучаемого предмета. Наиболее полными являются автоматизированные обучающие системы (АОС). АОС обеспечивает взаимосвязанную работу различных подсистем, входящих в ее состав и работает в режиме диалога для коллективного использования. АОС используют быстродействие ЭВМ, обеспечивают сохранность и накопление информации, позволяют получить удаленный доступ к массивам информации. Применение АОС позволяет сделать обучение более индивидуальным, способствует развитию творческой активности и сформировать стремление к познавательной деятельности учащихся. Одним из инновационных решений является учебно-лабораторное оборудование, которым оснащаются цифровые лаборатории по различным учебным дисциплинам. Обучающие программы бывают линейные, разветвленные и комбинированные. Линейные программы не зависят от правильности ответа по каждой порции материала. Разветвленные программы дают возможность продвигаться только при условии правильного ответа. Если ответ ошибочный, обучаемый возвращается программой к предыдущему материалу до тех пор, пока не будут ликвидированы возникшие пробелы в знаниях и не получены правильные ответы при каждом предъявлении проверяющих вопросов. Комбинированные программы, как ясно из их названия, сочетают оба варианта [3].
Функции компьютерной техники в учебно-воспитательном процессе многообразны. Они взаимодополняющие, взаимообусловленные, и выделение их достаточно условно. Не все функции могут быть присущи той или иной компьютерной технике в полном объеме.
Первая из функций компьютерной техники – коммуникативная или функция передачи информации.
Вторая – управленческая, предполагающая подготовку учащихся к выполнению заданий и организацию их выполнения, получение обратной связи в процессе восприятия и усвоения информации и коррекцию этих процессов.
Третья – кумулятивная, т.е. хранение, документализация и систематизация учебной и учебно-методической информации.
Четвертая – научно-исследовательская функция связана с преобразованием учащимися информации, получаемой с помощью компьютерной техники с исследовательской целью, с поиском вариантов использования технических средств обучения и воспитания педагогом, моделированием содержания и форм подачи информации [4].
Активное применение технических средств обучения – это не привилегия отдельных педагогов. ТСО стали неотъемлемой частью учебного процесса.
Вспомогательные технические средства объединяют средства малой автоматизации (механизации) и аппараты, используемые для вспомогательных целей: движущиеся ленточные классные доски, устройства для перемещения карт, плакатов, устройства дистанционного управления комплексами компьютерной техники и затемнением предметных кабинетов; радиомикрофоны, микрофонную проводную технику, усилители, полиэкраны, электронные доски и т.п. [1].
Компьютерные обучающие и контролирующие программы – программные средства учебного назначения, которые широко используются в образовательном процессе и позволяют:
индивидуализировать подход и дифференцировать процесс обучения;
контролировать обучаемого с диагностикой ошибок и обратной связью;
обеспечить самоконтроль и само коррекцию учебно-познавательной деятельности;
моделировать и имитировать процессы и явления;
проводить лабораторные работы, эксперименты и опыты в условиях виртуальной реальности;
повысить интерес к процессу обучения, используя игровые ситуации и многое др.
Степень применения компьютерной техники зависит от характера преподаваемой дисциплины, подготовленности и интересов учащихся, формы занятий, склонностей и пристрастий самого преподавателя, программно – методического обеспечения. Возможны условно выделяемые три уровня использования компьютерной техники: эпизодической, систематический и синхронный.
На эпизодическом уровне компьютерная техника используется от случая к случаю.
Систематический позволяет значительно расширить объем изучаемой информации и разнообразия ее представления для восприятия, когда педагог продуманно и последовательно включает компьютерную технику в процесс преподавания [3].
Синхронный уровень предполагает практически непрерывное сопровождение изложения материала применением компьютерной техники на протяжении всего занятия или значительной его части.
Одна из причин слабого использования компьютерной техники многими педагогами состоит в том, что не все умеют обеспечить техническую работоспособность подобных средств обучения. Боязнь технической сложности аппаратуры и затруднений, возникающих при ее неисправности, является сильнейшим психологическим барьером для широкого использования компьютерной техники. И чем дороже по цене и современней становится техника, тем менее охотно многие педагоги склоняются к ее использованию. Современная компьютерная техника не обеспечит необходимого эффекта, если она будет использоваться неумело, без необходимой методической подготовки и дидактических материалов, с нарушением эргономических и психолого-педагогических требований, т.е. методически неграмотно. Поэтому необходимо не только знакомить будущего педагога с компьютерной техникой и методикой ее использования на занятиях по данному курсу, но и активно вовлекать компьютерную технику в практические занятия, давать разнообразные задания по ее применению [2].
Литература:
|