Критерии сформированности патриотизма у будущих защитников отечества
Авторы: Мальтекбасов Марат Жабыкбаевич, Утегенов Ерлан Казбекович, Прокофьева Марина Анатольевна, Куракбаева Асыл Жексембаевна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
II международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, май 2012)
Статья просмотрена: 6410 раз
Библиографическое описание:
Мальтекбасов, М. Ж. Критерии сформированности патриотизма у будущих защитников отечества / М. Ж. Мальтекбасов, Е. К. Утегенов, М. А. Прокофьева, А. Ж. Куракбаева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 28-31. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/58/2305/ (дата обращения: 16.11.2024).
В настоящее время в педагогической науке остро стоит вопрос о соотношении воспитания, образования и развития. Нередко ставится под сомнение такой ранее фундаментальный принцип образования как его патриотическая направленность. Так, например, некоторые педагоги категорически отрицают воспитание любви к Родине в качестве цели образования, полагая, что это чувство не может быть предметом учебной деятельности.
Другие, главную роль отводят целям просветительским: знакомству с основными концепциями и теориями, объясняющими развитие общества; формированию исторической грамотности на современном международном уровне. Патриотическое направление видится им возможным лишь в корректном сочетании с этими направлениями.
Наш подход совпадает с мнением тех ученых, которые настаивают на том, что содержание школьного исторического образования должно быть направлено на воспитание чувства патриотизма, гражданственности, способствовать формированию национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов Казахстана.
В процессе работы мы провели экспериментальный опрос, в котором принимали участие 100 педагогов региона (60 – из города Талдыкорган и 40 – из области). Выяснилось, что 99% респондентов видят острую необходимость говорить о патриотическом воспитании школьников. Большинство (78 %) педагогов выражает мнение, что нужна особая методика при решении проблем патриотического воспитания.
Городские и сельские учителя по-разному ответили на вопрос: «Какие средства Вы используете при формировании патриотизма у учащихся»? Их ответы, названные в порядке наибольшего употребления, выглядят следующим образом: 1. Формы уроков – 73%. («Уроки мужества», «экскурсии по родному краю», «интегрированные уроки – история совместно с литературой, музыкой, рисованием, казахским языком»). 2. Средства обучения – 70%. (Технические средства обучения, фотодокументы, наглядная агитация, печатные средства). 3. Учебно-методический комплекс – 39%. 4. Личность учителя – 30%. (Яркое слово, гражданская позиция, патриотизм). 5. Методы и приемы обучения – 21%. Внеклассная работа по истории – 10%.
Результаты опроса показали, что городские педагоги отдают предпочтение средствам обучения, а сельские – формам и личностно-ориентированному подходу.
Важным средством патриотического воспитания является «содержание исторического образования». 76% педагогов полагают, что оно недостаточно наполнено патриотическим компонентом. 24% респондентов считают, что материала патриотического содержания достаточно, а эффективность его воздействия на учащихся зависит от личности учителя и его методических приемов.
Отвечая на вопрос: «Какие трудности Вы испытываете при формировании понятия «Отечество»?» – городские и сельские учителя отметили следующее:
Сложная среда, политический и экономический кризис в стране, трудно в нестабильной стране работать убедительно, воспитывать гордость за свою республику (53% респондентов).
Антипатриотическая направленность СМИ, диктат СМИ над сознанием молодежи, преклонение перед Западом (32%).
Духовный кризис, падение морального состояния общества, нарушение исторической памяти, забвение традиций, обычаев, нравственных ценностей (29%).
Отрицательные жизненные примеры, в том числе семьи (15 %).
Деятельность политиков, органов власти часто противоречит заботе о людях (9%).
Принижение понятий «Отечество», «патриотизм». Последнее подменяется националистическими тенденциями (5%).
«Мало патриотичные» учебники, отсутствие патриотической убежденности у самих учителей (3 %).
В ходе исследования мы попытались выяснить, что вкладывают в понятие «Отечество» современные старшеклассники (опрошено 300 учащихся Х—XI классов школ г. Талдыкорган и области). Полученные данные свидетельствуют, что знание содержания понятия у старшеклассников отличаются фрагментарностью.
Механизм формирования патриотизма личности сложен, противоречив и включает в себя систему его компонентов. Вхождение патриотизма в структуру самосознания личности означает осознание своей принадлежности к определенной национальной общности и осознание своих связей с ней. Утверждение своего «Я» осуществляется через потребности, интересы и мотивы в национальной и межнациональной сфере. Связующим звеном в процессе формирования патриотизма личности является совокупность трех компонентов: мотивационного, познавательного, поведенческого.
Механизм сформированности патриотизма личности невозможно осуществить без определенного знания психолого-педагогических особенностей патриотического воспитания старшеклассников. Ибо данный возраст (ранний юношеский) является наиболее благоприятным периодом для воспитания патриотизма у старшеклассников.
На основе вышеперечисленных компонентов, мы выделяем следующие критерии сформированности патриотизма у старшеклассников:
- оценочно-эмоциональный, характеризуется тем, что личность воспринимает себя как субъекта национальной истории; есть потребности физического самосовершенствования и потребность в самовоспитании на основе развития социальных мотивов.
- когнитивный, для которого важны полнота характеристики понятия «Отечество», «воинский долг», «честь», «достоинство», «мужество» и др. Это также система знаний об обществе, основных моральных и нравственных нормах, правах и обязанностях, уважение истории своего Отечества, своего народа, его традиций и обычаев. Знание и уважение государственной символики своего Отечества (герб, гимн, флаг, Конституция).
- деятельностный, где знания об Отечестве реализуются в конкретных поступках и действиях; также это уровень морально-политической подготовленности; наличие умений и навыков психической саморегуляции и самоконтроля;
- критерий физического развития, как важный составляющий военно-патриотического воспитания, выраженный в сформированности основных физических умений и навыков и общий уровень физической подготовленности.
Таким образом, компонентно-критериальный аппарат нашего исследования можно представить следующим образом:
Таблица 1
Компонентно-критериальный аппарат сформированности военно-патриотических качеств у будущих защитников Отечества
Компоненты |
Критерии |
Показатели |
Мотивационный |
Оценочно-эмоциональный
|
- восприятие себя как субъекта национальной истории; -потребности физического самосовершенствования; -потребность в самосовершенствовании и самовоспитании на основе развития социальных мотивов |
Познавательный |
Когнитивный |
- полнота характеристики понятий «Отечество», «воинский долг», «честь», «достоинство», «мужество»и др.; - систему знаний об обществе, основных моральных и нравственных нормах, правах и обязанностях; -уважение истории своего Отечества, своего народа, его традиций и обычаев; -знание и уважение государственной символики своего Отечества (герб, гимн, флаг, Конституция). |
Поведенческий |
Деятельностный;
Физическое развитие.
|
- уровень морально-политической подготовленности; -наличие умений и навыков психической саморегуляции и самоконтроля; -уровень физической подготовленности; -сформированность основных физических умений и навыков; |
В соответствии с компонентно-критериальным аппаратом нами разработаны уровни сформированности исследуемых качеств школьников как будущих защитников Отечества, которые мы охарактеризовали как высокий, средний и низкий.
Сегодня, на наш взгляд, нельзя военно-патриотическое воспитание понимать узко как допризывную подготовку. Критический анализ имеющегося опыта будущих защитников Родины обнаруживает не только существенные просчеты в его отдельных аспектах, но и приводит к выводу о необходимости пересмотра существовавшей системы формирования готовности подрастающих поколений к выполнению оборонно-защитных функций, что в свою очередь предполагает теоретическое осмысление имеющихся недостатков, поиск практических путей их преодоления.
К недоработкам военно-патриотического воспитания следует отнести и слабое понимание учащимися важнейших морально-политических и морально-психологических понятий, таких как: «мужество», «героизм», «воинская честь», «достоинство» и др., в том числе и таких как «Родина», «Отечество», «патриотизм».
Мы провели мониторинг понимания старшеклассниками содержания морально-политических и морально-психологических понятий, результаты которого нашли отражение в таблице:
Таблица 2
Понятие |
Старшеклассники 2007-2008 |
Старшеклассники 2011-2012. |
Родина |
95% |
90,7 % |
Отечество |
60% |
47,5% |
Патриотизм |
96,3% |
95 % |
Мужество |
70,5% |
61,3% |
Героизм |
65,2% |
63,9% |
Воинская честь |
48,6% |
44% |
Достоинство |
39,5% |
31, 3% |
Анализ опыта военно-патриотического воспитания в общеобразовательных школах г. Талдыкорган позволил прийти к выводу, что успех военно-патриотического воспитания учащихся старших классов может быть обеспечен активным участием всего педагогического коллектива школы в этой работе, широким использованием в учебном процессе упражнений военно-прикладного характера, системой соревнований, предусматривающий регулярное участие всех учащихся, совершенствованием физических и морально-волевых качеств.
В этой связи значительный научный и практический интерес представляет выявление мероприятий военно-патриотического воспитания, которые бы запомнились старшеклассникам, произвели бы на них наиболее яркое впечатление. С этой целью был осуществлен анкетный опрос учащихся X-XI классов (440 чел.) средних школ.
Респондентам было предложено проранжировать проведение в школе мероприятия в соответствии с их значимостью. Анализ показал, что наиболее значимыми формами военно-патриотического воспитания старшеклассники назвали те, которые носят деятельный характер и связаны с физическим воспитанием. В то же время ответы учащихся показывают несоответствие организуемых форм работы в школе с потребностями старшеклассников, они не принимают тех воспитательных усилий преподавателей, которые «отстают» от их запросов. Поэтому только 4,5% учащихся старших классов оценили уровень проведения мероприятий по военно-патриотическому воспитанию в школе на «очень хорошо», 41,2% – на хорошо, «удовлетворительную» и «неудовлетворительную» оценку дали соответственно 45,2% и 9,1%.
Анализ ответов анкетирования показал, что подавляющее большинство учащихся осознает практическую необходимость овладения специальными военно-прикладными двигательными навыками, наличия высокого уровня развития морально-волевых и физических качеств. Основная масса респондентов, 67% учащихся X классов и 61% учащихся XI классе указывает, что основной целью, которую они ставят перед собой, занимаясь физической культурой, является развитие физических качеств. И только около 33% десятиклассников и 39% одиннадцатиклассников старается приобретать как можно больше сведений о службе в армии, развивать у себя качества, необходимые воину еще до призыва в армию овладевать военными знаниями, умениями и навыками. Юноши представляли специфику воинской службы, требования, которые армия предъявляет к солдату, в большинстве своем учащиеся старших классов имеют неполные, а зачастую и неправильные представления о службе в рядах Вооруженных Сил.
В ходе педагогических наблюдений выявлялись взаимосвязи патриотического и физического воспитания, патриотического и нравственного, патриотического и гражданского воспитания, качество этого процесса, программно-нормативные и содержательные основы, подбор средств, форм организации и методов данной работы.
Для выявления того, насколько старшеклассники понимают сущность патриотизма и его основные понятия, какие аналогичные качества хотели бы развить в себе, нами был проведен в классах, участвующих в эксперименте, опрос (всего опрошено 170 человек).
Полученные данные проанализированы, распределены на три группы ответов. Результаты нашли отражение в следующей таблице 3:
Таблица 3
Понимание старшеклассниками сущности исследуемых качеств (числовые данные в %)
|
Понимают |
Не ясно понимают |
Не понимают |
Экспериментальные |
27, 1 |
55,0 |
17,9 |
Контрольные |
25,2 |
56,5 |
18,3 |
Как видно из таблицы – экспериментальные и контрольные группы идут на одном уровне и больших расхождений в их ответах не наблюдается.
Все полученные данные посредством метода математической статистики были обработаны, определены среднеарифметические значения. Результаты занесены в следующую таблицу:
Таблица 4
Компоненты |
Уровни |
|||||
Высокий |
Средний |
Низкий |
||||
|
эксп. |
конт. |
эксп. |
конт. |
эксп. |
конт. |
Мотивационный
|
- |
- |
48,4 |
46,7 |
51,6 |
53,3 |
Познавательный
|
- |
- |
38,6 |
34,5 |
61,4 |
65,5 |
Поведенческий |
- |
- |
41,3 |
39,2 |
58,7 |
60,8
|
Средний показатель |
- |
- |
42,7 |
40,1 |
57,3 |
59,9 |
Проведенный эксперимент позволил нам сделать следующие выводы:
уровни сформированности патриотических качеств старших школьников, как будущих защитников Отечества по выделенным нами компонентам и критериям в целом представлены преимущественно низким уровнем, меньшая часть – средним уровнем, высокий уровень сформированности исследуемого качества отсутствует; разница в показателях контрольных и экспериментальных групп незначительна.
Литература:
Утегенов Е.К. Формирование патриотизма в современном Казахстане. Талдыкорган 2010. – 108 с.
Дьяченко В.В. Теория и практика патриотического воспитания учащихся в современной России. М., 2001, 396с.
Пионтковский В.В. Формирование патриотического сознания старшеклассников. Якутск, 2002, 162с.
Калимолдаева А. Формирование патриотизма будущих специалистов в целостном педагогическом процессе вуза в современных условиях. Алматы, 2003, 118с.
Алтынбаев М.К. «На страже суверенного Казахстана».// Саясат, №8, 2002, С.11.
117. Назарбаев Н.А. Выступление на Всеармейском совещании Вооруженных Сил Республики Казахстан.// «Казахстан Сарбазы» («Воин Казахстана»), 10 февраля 2001г.