Использование проектных технологий в формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся
Автор: Дубровина Ольга Сергеевна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
II международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, май 2012)
Статья просмотрена: 7667 раз
Библиографическое описание:
Дубровина, О. С. Использование проектных технологий в формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся / О. С. Дубровина. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 124-126. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/58/2306/ (дата обращения: 16.11.2024).
Подготовка конкурентоспособного специалиста в учреждениях начального и среднего профессионального образования – одна из ключевых задач современного образования. В статье обосновывается использование проектных технологий в формировании общих и профессиональных компетенций у обучающихся сельскохозяйственного профиля, позволяющие им успешно социализироваться на рынке труда.
Введение в образовательный процесс ФГОС НПО и СПО поставило перед учреждениями профессионального образования ряд проблем по выполнению требований, среди которых можно выделить проблему выбора технологий и методов обучения, дающих возможность формировать у студентов общие и профессиональные компетенции.
В науке и практике образовательной деятельности предлагается большое разнообразие педагогических технологий, рекомендуемых для формирования компетенций у обучающихся. В своей практической работе мы взяли на вооружение проектные технологии, которые на наш взгляд позволяют решать проблему формирования компетенций у студентов как одно из требований образовательных стандартов [1].
Компетенция трактуется как система ценностей, личностных качеств, знаний и умений человека, обеспечивающая его готовность к выполнению профессиональных обязанностей. А.В. Хуторской определяет компетенции как ведущие критерии подготовленности современного выпускника учреждений профессионального образования [2].
В новых требованиях к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы приоритетное внимание уделяется формированию общих и профессиональных компетенций, характеризующих будущую профессиональную деятельность выпускников учреждений НПО и СПО. Поэтому подготовку специалистов в этих учреждениях необходимо осуществлять с учетом корректировки методических и технологических аспектов образования, объективного пересмотра существующих ценностей, целевых установок и педагогических средств, основанных на знаниях, умениях и опыте обучающихся. Необходимо внедрение таких образовательных технологий, которые будут направлены на индивидуальное развитие личности будущего специалиста и гражданина. Специалиста нацеленного на самостоятельность, творчество, конкурентоспособность, профессиональную мобильность, что, безусловно, требует нового подхода в подготовке будущего профессионала.
Практической педагогической технологией, поддерживающей компетентностно ориентированный подход в образовании, являются проектные технологии. Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая деятельность, направленная на достижение общего значимого результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является «значимость предполагаемых результатов, которые должны быть материальны, т.е. как-либо оформлены» [3, с. 27]. Кроме этого, к проектной деятельности предъявляются и другие требования: наличие значимой проблемы, требующей интегрированного знания; самостоятельность обучающихся; структурирование содержательной части (с указанием поэтапных результатов); использование исследовательских методов (выдвижение гипотезы, сбор, систематизация и анализ полученных данных) [там же].
Проектная деятельность способна сделать учебный процесс для обучающихся личностно значимым, позволяющим им раскрыть свой творческий потенциал, проявлять свои исследовательские способности, быть активными. При использовании данного подхода мы имеем возможность объединять цели образования и будущую профессиональную деятельность, а так же перейти от воспроизведения знания к его практическому применению.
Формируя у обучающихся опыт проектной деятельности, мы использовали два основных направления: использование проектных технологий в процессе изучения различных специальных дисциплин (профессиональных модулей), предусмотренных учебным планом, и включением обучающихся в реализацию творческих проектов, в том числе, связанных с будущей профессиональной деятельностью (профессии «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства» (110800.02), «Хозяйка(ин) усадьбы» (112201.01), «Управляющий сельской усадьбой» (112201.02)).
Одним из важных моментов в реализации проектных технологий является процедура проблематизации / задачи, которая определяется как ценностная в проблемном поле проекта. Заметим, что роль преподавателя на этом этапе заключается в том, чтобы помочь обучающимся не только увидеть в изучаемой теме некое противоречие, но и сформулировать на его основе свою значимую проблему и ее решить. Поэтому основной целью включения обучающихся в проектную деятельность является внедрение в образовательный процесс ГБОУ НПО «Профессионального училища № 107» проектных технологий обучения и воспитания на примере создания учебно-производственного комплекса по выращиванию грибов для качественной профессиональной подготовки обучающихся по профессии «Хозяйка(ин) усадьбы», будущих специалистов сельскохозяйственного профиля, формирования у них общих и профессиональных компетенций и получения коммерческого дохода от организуемой деятельности.
Для решения этой цели на основе имеющихся у обучающихся знаний об объекте и предмете проектирования организуется обсуждение проблемы. Выясняя новую для себя проблему, все участники проектной деятельности включаются в нее, при этом каждый из них мотивирован на достижение значимого для них конечного результата.
В процессе деятельности по созданию проекта учебно-производственного комплекса по выращиванию культивируемых грибов (вешенка и шампиньоны), находясь в поиске необходимой информации, работая в группе, у обучающихся формируются такие качества личности как коммуникативность, целеустремленность, предприимчивость, информированность. При этом очень четко прослеживается интегрированность знаний по многим предметам. В роли конечного продукта проектной деятельности выступили не только подготовленные доклады, рефераты, презентации, которые представлялись на различных конкурсах и олимпиадах внутри и за пределами образовательного учреждения, но и сами грибы, которые были реализованы населению, а полученный доход использован для улучшения материально-технической базы образовательного учреждения.
Применяя проектные технологии в процессе подготовки специалистов, мы действительно формируем общие и профессиональные компетенции. Реализуя цели проектного обучения, создаются такие педагогические условия, при которых обучающиеся:
самостоятельно ищут необходимые знания из разных информационных источников – (ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач);
пользоваться приобретенными знаниями для решения нужных им задач – (ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем);
развивать исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа) – (ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы);
вести профессиональную деятельность с учетом экологической безопасности – (ОК 7. Организовать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности);
учатся совместному труду (ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами) [1, с. 5].
С точки зрения компетентностного подхода именно применение проектных технологий позволяет формировать у обучающихся и значимые для будущей профессиональной социализации и профессиональные компетенции:
опора на опыт обучающихся – (ПК 2.1. Планировать работы в саду, огороде, плодовом питомнике);
принцип проблемности – (ПК1.1 Умение планировать животноводческие и растениеводческие работы в сельской усадьбе);
конечный материальный результат – (ПК 3.3.Выбирать и обрабатывать качественное сырье для приготовления пищи; ПК 2.5. Проводить продукцию растениеводства к реализации или использованию) [1, с.4].
Современные педагогические технологии, в нашем случае, это проектная деятельность обучающихся, формируют у будущих специалистов умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих проблем – не только профессиональных, но и жизненных. Внимание многих педагогов к проектной деятельности обусловлено, прежде всего, необходимостью требованием повышения качества профессиональной подготовки обучающихся учреждений начального профессионального образования. Участие всех субъектов образовательного процесса в проектировании позволяет формировать общие и профессиональные компетенции будущих специалистов, а значит, обеспечивает их конкурентоспособность в соответствии с запросами рынка труда. Выведение проектной деятельности за пределы урочной создает простор для творчества, позволяет максимально учесть личностно ориентированный подход в обучении.
Задачей преподавателя является найти такие пути применения проектных технологий, которые привлекли бы к ней студентов с различным уровнем знаний и умений, расположили бы их к общей совместной деятельности, сориентировали бы их на будущую профессиональную успешность. Опираясь на опыт и интересы самих студентов, на их запросы и склонности, преподаватель приобретает союзников в формировании именно тех общих и профессиональных компетенций, которые будут важны в будущем выпускникам учреждений начального профессионального образования.
Для решения задачи формирования общих и профессиональных компетенций выпускников училища при реализации личностно ориентированного и, конечно же, добровольном участии всех субъектов образовательного процесса в проектной деятельности была разработана и внедрена в образовательный процесс ГБОУ НПО «Профессиональное училище № 107», функционирующая как экспериментальная площадка, специальная тематика проектов. Были учтены возможности и желания каждого участвовать в проектной деятельности, уровень темперамента и уровень профессиональной направленности, и на основе этого реализовано несколько проектов различной типологии.
Для начала на специальных предметах обучающимся были предложены на выбор учебные проекты профессиональной направленности по профессии «Хозяйка(ин) усадьбы». Конечными продуктами стали создание банка докладов в области сельскохозяйственных культур и продукции растениеводства, ее производство, хранение и переработка. В ходе реализации этих межпредметных проектов участниками было отмечено, что потребовались не только учебные и профессиональные знания, но и умения организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, осуществлять текущий контроль, нести ответственность за результаты своей работы, работать в коллективе, эффективно общаться, использовать информационно-коммуникационные технологии при оформлении результатов и др.
Работа с новой, профессионально значимой информацией приближает будущего специалиста к производственным условиям, что стимулирует желание обучающихся достичь продуктивных результатов и положительно отражается на формирование профессиональной компетенции. Работа в проекте побуждает их решать профессиональные проблемы, искать нестандартные решения, изучать специальную литературу, расширять свой кругозор. Вся обработанная и проанализированная информация может впоследствии лечь в основу как курсовой работы по специальным предметам, так и выпускной квалификационной работы.
Оценивание степени сформированности общих и профессиональных компетенций важный этап, причем и для обучающихся, и для преподавателя. В нашей работе мы отслеживали этот процесс в виде поставленного определенным образом вопроса, стимулирующего участника проектной деятельности к размышлениям и самостоятельной оценки своей работы.
Дальнейшее использование в образовательном процессе проектной деятельности позволяет обеспечить продвижение студентов по компетентностной образовательной траектории и способствует подготовки высококвалифицированных специалистов начального и среднего звена.
Включение обучающихся в проектную деятельность позволяет преобразовывать теоретические знания в профессиональный опыт и создает условия для саморазвития личности, позволяет реализовывать творческий потенциал, помогает обучающимся самоопределиться и самореализоваться, что, в конечном счете, формирует общие и профессиональные компетенции выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, обеспечивающих конкурентоспособность и востребованность на рынке труда.
Литература:
ФГОС НПО по профессии по профессии 112201.01 Хозяйка(ин) усадьбы [Текст] / утв. приказом МОиН РФ от 24 февраля 2009 года.
Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал "Эйдос". – 2002. – 23 апреля. http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm. – В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: учебное пособие / Е. С. Полат. – М.: 2000. – 296с.
Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 2 [ТЕКСТ]: Г. К. Селевко . – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 816с.