Некоторые аспекты обучения взрослых | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Рукавишникова, Е. Л. Некоторые аспекты обучения взрослых / Е. Л. Рукавишникова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 156-158. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/58/2324/ (дата обращения: 15.11.2024).

Сегодня востребовано все, что может повысить уровень и качество жизни. Один из вариантов повышения уровня жизни – получение достойного образования в вузе. Конкретнее рассмотрим обучение взрослых, получающих образование гомологичное выбранной профессии.

Обучение взрослых осуществляется по законам и принципам андрагогики (с гр. aner, andros — взрослый мужчина, зрелый муж + ago — веду). Впервые термин «андрагогика» был введен в 1833 г. немецким ученым А. Каппом. Сегодня в Европе существует в основном три толкования термина. Во-первых, как научного подхода к процессу учения взрослых и изучения методов обучения взрослых на протяжении всей жизни. Во-вторых, андрагогикой называют теоретический и практический подход, основанный на гуманистической концепции обучающихся и преподавателей-фасилитаторов. В-третьих, андрагогику рассматривают как «практику образования взрослых», «специфические методы преподавания» и даже как «противоположность детской педагогике» [1].

Американский ученый М.Ш. Ноулз издал фундаментальный труд по андрагогике "Современная практика образования взрослых. Андрагогика против педагогики", затем переименовав его «От педагогики к андрагогике». Главной задачей, по мнению М.Ш. Ноулза, стала "подготовка компетентных людей, таких, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях, и... чья основная компетенция заключалась бы в умении включиться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни"[2].

В Российском педагогическом энциклопедическом словаре дано следующее определение андрагогики: «Одно из названий отрасли педагогической науки, охватывающей теоретические и практические проблемы образования, обучения и воспитания взрослых». Наряду с термином андрогогика в специальной литературе используются термины «педагогика взрослых», «теория образования взрослых» и др. [4].

В России, несмотря на то, что уже в трудах выдающихся педагогов конца XIX – начала XX века К.Д.Ушинского, В.П.Бахтерова, Е.Н.Медынского было сформулировано теоретическое образование взрослых, оно не получили должного развития. Недостаточно соответствующих исследований в этой области и сегодня.

Ознакомимся с основными принципами андрагогики, обозначенными В.А.Дресвянниковым и их реализацией в вузе:

Принцип приоритетности самостоятельного обучения, реализуется через подготовку преподавателя вуза к составлению программ обучения, подбору и тиражированию учебного материала, для неспешного ознакомления с ними студентов, что способствует запоминанию терминов, понятий, классификаций, осмыслению процессов и технологий их выполнения.

Принцип совместной деятельности обучающегося с одногруппниками и преподавателем организуется включением активных методов обучения, стимулирующих самообучение студентов.

Принцип использования имеющегося положительного жизненного опыта обучающегося в качестве базы обучения и Принцип востребованности результатов обучения практической деятельностью осуществляются посредством выявления педагогом потребности обучающихся, производственных потребностей и соотнесение их с изучаемой дисциплиной.

Принцип корректировки устаревшего опыта и личностных установок, препятствующих освоению новых знаний, воплощается с помощью воспитательных мероприятий: бесед, убеждений в несостоятельности привычного, демонстрации новых точек зрения, новых перспектив.

Принцип индивидуального подхода к обучению на основе личностных потребностей, реализуется с учетом социально-психологических характеристик личности, ее деятельности, наличием свободного времени, финансовых ресурсов и т.д. В основе индивидуального подхода педагогом выявляются характерные особенности индивида: уровень мышления, анализ его профессиональной деятельности, социальный статус и характер взаимоотношений в коллективе.

Принцип элективности обучения осуществляется с помощью предоставления студентам свободы выбора целей, содержания, форм, методов, источников, средств, сроков, времени, оценивания результатов обучения.

Принцип системности обучения реализуется в соответствии с целью и содержанием обучения его формами, методами, средствами обучения и оценкой результатов.

Принцип актуализации результатов обучения способствует достижению целей усвоения программы наиболее коротким путем и скорейшим использованием знаний на практике.

Принцип развития обучающегося обеспечивает создание условий к самообучению, постижению нового в процессе практической деятельности и в этом смысле обучение взрослых следует понимать как науку личностной самореализации человека в течение всей жизни [2].

Образование взрослых в настоящее время становится важным направлением педагогической деятельности в вузе, так как оно касается всех лиц, обучающихся по заочной, вечерней, дистанционной формам обучения.

Студентов вузов не дневной формы обучения делят по трем возрастным категориям: до 25 лет, от 25 до 45 лет, свыше 45 лет. Все категории делятся на две группы: имеющие и не имеющие профессионального образования. Некоторая часть студентов имеет убедительный опыт работы. Учитывая то, что знания в любой области науки и производства имеет тенденцию к обновлению, то у каждой категории по прошествии нескольких лет возникнет необходимость в обучении, то есть обучение становится непрерывным. На основании этого можно сделать вывод о постоянно растущей потребности взрослых в обучении.

Отношение к заочному, вечернему, дистанционному образованию в обществе неоднозначно, чаще оно оценивается как недостаточно качественное. Это ошибочное мнение.

Проанализируем контингент студентов, выбравших заочное, вечернее, дистанционное образование. С одной стороны – это студенты, не усвоившие программу дневного отделения и восстановившиеся на другую форму обучения, или вынужденные работать и содержать себя, а иногда и семью. С другой стороны – это студенты, которые привыкли развиваться более быстрыми темпами, за счет самообразования и подготовленности к самостоятельному открытию знаний. Таким студентам тесно в вузе, их не устраивает зависимость от родителей, они хотят утвердиться в выборе будущей профессии. Именно эта категория студентов обладает всеми характеристиками взрослого человека, их учебная деятельность в большей мере определяется временными, пространственными, бытовыми, профессиональными и социальными факторами, которые в ряде случаев способствуют обучению, но в большинстве случаев существенно затрудняют учебную деятельность.

Обучение взрослых – трудная задача и для педагогов. Процессы восприятия, запоминания, мышления у взрослого человека происходят не столь продуктивно, как у ребенка или подростка. Кроме того, взрослый человек имеет устоявшиеся ментальные модели, положительный опыт социального поведения, профессиональной деятельности и т.д. Однако этот опыт устаревает, индивидуальные модели входят в противоречие с общими целями, навыками и требованиями, что обусловливает трудности в обучении взрослого человека, когда необходимо не только «привитие» нового, но и «удаление» старого [3].

Основное отличие андрагогики от традиционной педагогики в том, что обучаемый становится обучающимся. Перенос акцента требует методологической подготовки преподавателей высшей школы, так как курс «овладения системой знаний» меняется на «активизацию познавательной деятельности студентов».

Если раньше задача преподавания состояла в том, чтобы передать информацию (а учащиеся должны были ее усвоить), то функция современного педагога высшей школы, работающего со взрослыми студентами, изменилась. На первый план, кроме научно-профессиональной подготовки, выдвинулись задачи организации и управления образовательной деятельностью учащихся, формирование их познавательной активности. В связи с чем меняется подход к получению теоретических знаний. Вместо лекций предусматриваются практические занятия, зачастую экспериментального характера, дискуссии, деловые игры, решение конкретных производственных задач и проблем. На первое место выходят дисциплины, содержащие интегрированный материал по нескольким смежным областям знаний. Материал дается в сравнении. Практические и творческие задания преподаватель снабжает методическими указаниями, которые не только приучают студента действовать по алгоритму, но и всю свою дальнейшую деятельность планировать, разделять на этапы и понимать критерии ее оценивания. То есть речь идет об усовершенствовании технологии обучения взрослых, доминирующее положение в которой занимает обучающийся.

В ходе реализации усовершенствованной технологии обучения нагрузка на преподавателя увеличивается, так как именно педагог высшей школы определяет все параметры процесса: цели, содержание, формы и методы, средства и источники обучения, создает дружескую атмосферу обучения, неформальную, основанную на взаимном уважении всех участников учебной деятельности.

Преподавателю, работающему с взрослыми учениками, приходится также учитывать разнообразие мотиваций к получению высшего образования студентами. Одни студенты стремятся получить зачет или экзамен формально, другие – стремятся усвоить как можно больше информации. Благодаря интернету в информации недостатка нет, но именно преподаватель задает наиболее оптимальную траекторию и наиболее интенсивные формы ее усвоения, обучая поиску информации по значимости, научности, применяемости в реальных условиях.

Нельзя не отметить воспитательные моменты общения преподавателя и обучающихся. Педагог, путем общения со студентами, начинает лучше понимать роль дисциплины в области ее практического применения. Студенты благодаря общению с педагогом, имеющим научную подготовку, восполняют пробелы в знаниях, планируют перспективу своего дальнейшего жизненного и профессионального самоопределения для перехода на новый качественный уровень, тем самым, обеспечивая себе профессиональный рост.

В заключение можно сделать вывод о том, что вечернее, заочное, дистанционное обучение – это путь самосовершенствования индивида, его стремление с помощью обучения достичь определенной конкретной цели, определенного социального и профессионального статуса, посвятить себя любимой профессии. Роль преподавателя в этом процессе – создать обучающемуся благоприятные условия, усовершенствуя технологию обучения, опирающуюся на законы и принципы андрагогики.


Литература:

  1. Золотарев В.В. Андрагогика и организация корпоративного обучения. Доклад с конференции "Тренинг и развитие персонала 2009", г. Воронеж, 12.02.2009г. http://www.ct-v.ru/statji_andragogika.htm

  2. Дресвянников В.А. Андрагогика: принципы практического обучения для взрослых. http://www.elitarium.ru/2007/02/09/andragogika.html

  3. Колесникова И.А. Основы андрагогики.— М.: «Академия», 2003.— С.5.— 240с.— ISBN 5-7695-0978-3

  4. Российский педагогический энциклопедический словарь. Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. Педагогический Энциклопедический словарь.— М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.— 528с.— ISBN 5-7107-7304-2

  5. http://www.fos.ru/pedagog/9501_1.html

Основные термины (генерируются автоматически): взрослый человек, обучение взрослых, высшая школа, обучение, принцип, студент, учебная деятельность, дистанционное образование, индивидуальный подход, практическая деятельность.