Использование сравнительно-сопоставительных таблиц в развитии самообразовательной компетенции студентов языковых факультетов педагогического вуза
Автор: Казаринова Анжела Юрьевна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
II международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, май 2012)
Статья просмотрена: 265 раз
Библиографическое описание:
Казаринова, А. Ю. Использование сравнительно-сопоставительных таблиц в развитии самообразовательной компетенции студентов языковых факультетов педагогического вуза / А. Ю. Казаринова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 7-8. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/58/2330/ (дата обращения: 19.12.2024).
В условиях стремительного развития современной науки, быстрого обновления информации невозможно дать студенту знания на всю жизнь, важно развить в нем интерес к пополнению знаний и воспитать потребность в постоянном самообразовании. Задачей вуза является подготовка сформированной личности будущего специалиста, способного не только к передаче знаний молодому поколению, но и к совершенствованию собственной интеллектуальной культуры, открытого в отношении научного, педагогического, общественного и культурного прогресса. Достижению этой цели служит формирование самообразовательной компетенции.
Формирование самообразовательной компетенции в педагогическом вузе видится многим специалистам как сложный процесс перерастания самостоятельной работы студента в самообразование, рассматриваемое и как самостоятельное овладение знаниями, и как созидание собственной личности. Так, возможность самостоятельного усвоения научной и общекультурной информации с помощью книги обосновывается А.Я. Айзенбергом, Г.Г. Гецовым, В.П. Кузовлевым, И.Л. Редковец; использование на занятиях межпредметных связей в качестве стимула к самообразованию предлагается В.П. Бондаренко, Г.И. Гавриной; потенциал педагогической практики в стимулировании самообразовательной деятельности студентов показан В.Н. Котляром, К.М. Левитаном, И.Л. Наумченко. Разработаны программы по теории воспитания и основам педагогического мастерства, нацеливающие на профессионально-педагогическое самосовершенствование Е.В. Головневой, К.М. Дурай-Новаковой, Г.М. Коджаспировой, Б.Ф.Р айским и др.
Проведенный анализ широкого спектра теоретических источников позволяет заключить, что в современной психолого-педагогической науке недостаточно изучены возможности отдельных учебных дисциплин в формировании у студентов самообразовательной компетенции. Между тем любая учебная дисциплина, предполагающая определенную информацию плюс ее усвоение, требует интенсивной самостоятельной работы студента. Следовательно, важнейшим условием развития самостоятельности и активности студентов в процессе обучения является вооружение их соответствующими методам и приемами. Важная роль иностранного языка как учебной дисциплины в этом процессе обусловлена его функциями: мировоззренческой, коммуникативной, мыслеформирующей, культурно-образовательной, отмеченных И.Л. Бим, В.П. Кузовлевым, Е.И. Пассовым и многими другими.
Основываясь на специфике функций иностранного языка, ряд авторов (А.А. Алхазишвили, И.А. Зимняя, В.Г. Костомаров, Е.И. Пассов и др.) рассматривают особенности иностранного языка как учебного предмета. Так, специфическими характеристиками иностранного языка являются многообразие тем, составляющих предмет речевой деятельности; обширность речевого материала, подлежащего усвоению; субъективная оценка трудности овладения учебным предметом; способность иностранного языка являться одновременно целью и средством обучения. Тем не менее, в данных характеристиках не отмечена способность учебного предмета выступать в качестве основы для развития самообразовательной компетенции. Указанная черта реализуется благодаря тому, что успешное овладение иноязычной деятельностью возможно только в результате систематической самостоятельной познавательной деятельностью. Активизация познавательной самостоятельности студентов, думается, происходит наиболее успешно в ходе введения в процесс обучения творческих заданий. Под творческим заданием мы понимаем задание, способствующее самостоятельному овладению новыми профессиональными знаниями в процессе моделирования педагогической деятельности.
Разработанная система творческих заданий широко используется нами в практике преподавания иностранному языку в Усть-Илимском филиале Восточно-Сибирской Государственной Академии Образования. Практика преподавания в вузе на младших курсах языковых факультетов подсказывает необходимость введения творческих заданий для студентов, включающих обобщение и систематизацию грамматического материала по английскому языку в схемах и таблицах, способных значительно облегчить процесс усвоения знаний большого объема и разностороннего содержания, восполнить сокращенные часы, заложить прочные основы формирования целостной, насколько возможно, картины науки, изучающей языковую сторону явлений и развить способность самостоятельно овладевать знаниями и умениями. Таблицы дают стройную систему знаний, показывают, в каком направлении и как надо овладевать знаниями при изучении иностранного языка, они отражают основные принципы подхода к изучению, анализу, сравнению, интерпретации учебного материала. В соответствии с этим нам представляется возможным ввести в рамках самостоятельной работы студентов в количестве 20 аудиторных часов курс по систематизации и коррекции базовых знаний по грамматике английского языка.
Первокурсникам предлагается разработать опорные конспекты в форме сравнительно-сопоставительных таблиц по нижеследующим темам:
Введение в изучение английского языка (единицы речи и разделы филологии, изучающие их; английский язык в системе языков Западной Европы; английский народ, краткий очерк исторического развития; особенности английского произношения, правила долготы и краткости английских гласных).
Грамматический строй английского языка в схемах и таблицах (слово как часть речи; слово как член предложения; структура повествовательного предложения и порядок слов в нем; структура вопросительного предложения; классификации глаголов; грамматические значения глаголов; три основные формы глаголов; грамматические значения имени существительного; имя прилагательное, его синтаксические функции; местоимение; наречие; словосочетание как часть предложения; основные отличия построения нейтрального сообщения на английском языке от русского высказывания).
Каждая из вышеприведенного списка таблиц несет определенную нагрузку, относится к базовым внутренним элементам лингвострановедческой матрицы знаний, которые могут впоследствии наращиваться и расширяться, но уже прочно будут находиться в сознании в обобщенном и схематизированном виде. Сравнительно-сопоставительные таблицы, разрабатываемые студентами под научным руководством преподавателя, представляют собой логические завершенные единицы учебного материала и направлены на изучение одного или нескольких фундаментальных понятий учебной дисциплины.
Структурирование научного, учебного, справочного материала на основе сравнительно-сопоставительных таблиц является одним из эффективнейших методов интенсификации развития самообразовательной компетенции. Знания в памяти хранятся в системном виде и имеют такую структуру, которая обеспечивает оперативную перестройку при включении элементов нового знания [1, с. 184]. Сравнительно-сопоставительные таблицы позволяют обобщать, свертывать, «сжимать» и представлять информацию в наиболее приемлемом для восприятия и запоминания виде, этому способствует и наглядное изображение систематизированных знаний [3, 4] . С помощью таблиц достигается более долгосрочный эффект и в осмыслении понятий и категорий лингвострановедения и истории языка. Вполне можно согласиться с В.Г. Красько (автором учебного пособия «Психология и педагогика в схемах и таблицах»), в очевидности того факта, что систематизация и обобщение в схематизированном виде имеющихся знаний облегчает процесс овладения ими, раздвигает границы возможностей сохранения в памяти большого объема информации [2, с. 356]. Благодаря расчленению знания, выделяется его структура, особенности и соотношение составляющих его частей.
Специалисты справедливо считают универсальным средством и главным способом формирования системы научных знаний определенным образом организованное обучение. Человек, как известно, только тогда овладевает настоящим и действенным знанием, когда в его голове отражается четкая картина внешнего мира, представляющая собой систему взаимосвязанных понятий. Система научных знаний создается в той последовательности, которая определяется внутренней логикой учебного материала и познавательными способностями обучаемых. Сравнительно-сопоставительные таблицы как в процессе их разработки, так и развертывания их на занятиях, заставляют студентов, прежде всего, думать. Они приучают студентов логически мыслить, стимулируют способность различать, анализировать, ускоряют процесс развития мышления, учат вычитывать главные мысли, составляющие смысловой каркас проблемы.
Использование таблиц в учебном процессе призвано помочь усвоить новые знания. Сравнительно-сопоставительные таблицы, с одной стороны, будучи «материальным средством», возбуждают интерес и внимание, помогают осуществлению практических действий (выполнению, напр., разнообразных речевых заданий и мыслительных операций), с другой стороны, они являются одновременно и «идеальным» средством, т.к. связаны с пониманием материала. Обе эти стороны таблицы способствуют становлению личностных качеств [4, с. 261], повышая критичность, самостоятельность мышления, мобильность знаний и уровень обученности будущего специалиста, что является неотъемлемой частью профессиональной компетентности учителя.
Включение в процесс обучения иностранному языку творческих заданий, содержание которых имеет ярко выраженную профессионально-педагогическую направленность, при рациональном сочетании управления и самоуправления развивает у будущих учителей способность к общекультурному, психолого-педагогическому и предметному самообразованию и, в конечном итоге, способствует формированию самообразовательной компетенции.
Литература
Гурина Р.В. Фреймовые схемы-опоры как средство интенсификации учебного процесса / Р.В. Гурина // Школьные технологии. – №1. – 2004. – С. 184.
Красько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях: учебное пособие / В.Г. Красько. – Питер, 2004. – 254 с.
Красько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах / В.Г. Красько. – Минск: Харвест, 1999. – 384 с.
Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педа-гогическое общество России, 1998. – 640 с.