Социальное партнерство в работе музеев детского дома как условие формирования гражданственности детей-сирот
Авторы: Макеева Ирина Александровна, Забликова Наталия Николаевна
Рубрика: 6. Внешкольная педагогика
Опубликовано в
II международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, май 2012)
Статья просмотрена: 210 раз
Библиографическое описание:
Макеева, И. А. Социальное партнерство в работе музеев детского дома как условие формирования гражданственности детей-сирот / И. А. Макеева, Н. Н. Забликова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 107-109. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/58/2342/ (дата обращения: 19.12.2024).
В условиях коренных перемен в жизни нашей страны, сложных социально-экономических проблем как никогда становится важным обеспечение формирования у молодых людей гражданских качеств. Актуальность гражданского воспитания возрастает в силу его особой значимости для развития личности детей-сирот как феномена, интегрирующего в себе интеллектуальную, эмоционально-чувственную и деятельностную сферы.
В структуре гражданского воспитания выделяют нравственный, правовой, политический аспекты. Нравственный аспект представлен нравственной культурой, которая в структуре гражданской культуры является основополагающей, выступает тем моральным стержнем, который находит выражение в гражданственности – интегративном качестве личности, позволяющем ей социально, юридически и политически ощущать себя дееспособным гражданином своей страны, ответственным за то, что в ней происходит. Правовой аспект гражданского воспитания представлен правовой культурой, содержание которой составляют правовые знания, понимание и принятие права, действия в соответствии с ним. Политическая культура как выражение политического аспекта гражданского воспитания отражает взаимосвязь политической культуры и политической системы: чем выше уровень политической культуры граждан страны, тем максимально эффективнее приближение к гражданскому обществу [1].
Главный результат гражданского воспитания заключается в развитии нравственной и гражданской ответственности личности, сознательном предпочтении добра как принципа взаимоотношений между людьми, готовности к саморазвитию и нравственному самосовершенствованию – формированию гражданственности.
Гражданственность понимается как политическое, социально-психологическое, нравственное качество субъекта, характеризующееся зрелым политическим сознанием, развитым чувством патриотизма, сопричастности к субъектам своей Родины и ее народа, осознанием себя, полноправным гражданином своей страны [2, С. 13].
Анализируя понятие гражданственности, следует выделить ряд аспектов: мировоззренческий (знания, убеждения, ценностные ориентации и др.); поведенческий (нормы, направленность, установки, поступки и др.); оценочный (качественное состояние нравственного, политического, правового самосознания; стиля мышления; познавательные оценки и их характер, содержание, степень истины, логика доказательства и др.); культурный (культура чувств, отношений, поведения, формы, содержание и характер самодеятельного творчества и др.) [3, С. 124].
Трудности гражданской идентификации детей-сирот обусловлены следующими факторами:
– формированием иждивенческой позиции, непониманием материальной стороны жизни, необходимостью в удовлетворении только самых насущных потребностей (еда, одежда, сиюминутные удовольствия);
– проблемами в развитии волевой сферы, которые проявляются в отсутствии умения делать самостоятельный выбор, преодолевать трудности, нести ответственность за собственные поступки, противостоять негативным явлениям действительности;
– этической, нравственной неразборчивостью в достижении поставленных целей, недостаточным пониманием или непринятием моральных норм, правил и ограничений;
– трудностями в общении особенно там, где предполагается свободное, нерегламентированное, произвольное поведение;
– перегруженностью отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения без достаточного противовеса положительных ценностей, социально приемлемых возможностей и образцов успеха, которые в полном объеме не формируются в детском доме;
– снижением пригодности ко многим видам профессиональной деятельности, особенно интеллектуального характера и социального взаимодействия;
– дезадаптивным поведением, которое выражается, прежде всего, в синдроме тревожного ожидания, страхах, неуверенности, систематических неуспехах в обучении, что приводит к конфликтности, преобладанию защитных средств поведения в конфликтных ситуациях [4,5,6].
Воспитание гражданственности личности определяется не только субъективными усилиями воспитателей, но прежде всего объективным состоянием общества, уровнем развития демократии, гуманности. Основные черты гражданского облика личности закладываются в детском, подростковом, юношеском возрасте на основе опыта, приобретаемого в семье, школе, социальной среде, и в дальнейшем формируются на протяжении всей жизни человека. Значительный вклад в формирование гражданственности могут внести музеи как социально-культурные учреждения, сохраняющие и транслирующие социальные, политические, исторические и другие ценности национальной культуры.
Начиная с 2005 года, детский дом осуществляет реализацию инновационного проекта, цель которого заключается в создании системы работы по гражданскому воспитанию детей-сирот через использование потенциала музейного комплекса детского дома с участием всех субъектов воспитательного процесса.
Цель деятельности музейного комплекса подразумевает создание условий для успешной социализации воспитанников, осуществление гражданского воспитания, формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за свое Отечество, детский дом. Являясь частью открытого образовательного пространства, музейный комплекс является координатором духовно-патриотической, культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между детским домом и учреждениями культуры, общественными организациями.
В музейном комплексе детского дома представлены основные музейные профили – исторический, военно-патриотический, этнографии и декоративно-прикладного искусства, музыкальный, литературный. Безусловно, музеи и других профилей обладают значительным потенциалом в гражданском воспитании детей-сирот, однако учитывая специфику существования музея в условиях детского дома, следует отметить, что они могут соответствовать какому-либо профилю лишь частично, сочетать несколько профилей или изменять профиль по мере развития музея. В настоящее время в музейный комплекс Вологодского детского дома входят музеи: «Боевая слава», «История школы», «В.А. Гаврилин», «Этнография и декоративно-прикладное искусство», «Православная культура», монографический музей «Ткачество».
В настоящее время большое внимание уделяется развитию системы социального партнерства детского дома с образовательными, культурными, социальными учреждениями города Вологды и Вологодской области.
Общение является одним из важнейших факторов психического и социального развития ребенка. У детей-сирот нарушены коммуникативные связи, они постоянно находится в зоне эмоционального неблагополучия и если не восстановить коммуникативные связи ребенка, то усложняется и восстановление других видов деятельности – трудовой, познавательной, игровой, поскольку взаимодействие с людьми присутствует в каждом из них. Опыт общения детей-сирот имеет специфический характер – круг общения и его содержание значительно ограниченнее, чем у сверстников, воспитывающихся в семьях, и направлено на решение проблем образовательного учреждения.
Известно, что развитие ребенка осуществляется в деятельности, однако нередко он не обладает необходимой готовностью к ней, что особенно ярко проявляется у детей, воспитывающихся в детском доме. Это объясняется тем, что ребенок, выросший в условиях социально-психологической депривации, был лишен не только необходимых для развития впечатлений, возможностей для познания мира, развивающей деятельности, но и важнейшего «социального фермента» – полноценного взаимодействия со взрослым наставником, заботливым и любящим.
Формирование системы социального партнерства способствует расширению воспитывающего пространства, привлечению новых субъектов воспитания, и как следствие, активизации личностных ресурсов воспитанников детского дома, разработке механизмов продуктивной адресной социально-педагогической поддержки.
Одним из учреждений, с которым сотрудничает детский дом, является дом-интернат для пожилых и инвалидов города Грязовца Вологодской области. Обобщение накопленного опыта сотрудничества, позволяет выделить основные направления взаимодействия детского дома и дома-интерната.
Во-первых, опыт показывает, что наиболее эффективной формой работы является так называемый «музей в чемодане», или мобильный музей, который позволяет максимально приблизить музейные коллекции к посетителям, находящимся в другом городе. Для организации передвижных экспозиций экспонаты отбирают воспитанники совместно с педагогами, разрабатывая под них мини-экскурсии. Следует отметить, что в процессе таких выставок музеи детского дома не только представляют свои экспозиции, но и находят новые экспонаты, которые передаются в дар музеям пожилыми людьми, проживающими в доме-интернате.
Во-вторых, очень востребованной формой являются мастер-классы по изготовлению изделий из бересты, кружевоплетению, пошиву народных кукол и др., которые проводят как дети, так и проживающие в доме-интернате. Мастер-классы располагают к непосредственному живому общению, обмену опытом, позволяют пожилым людям почувствовать свою значимость, востребованность, а детям-сиротам получить эмоциональную поддержку, внимание к своим достижениям. По итогам мастер-классов устраиваются совместные выставки творческих работ воспитанников и ветеранов.
В-третьих, еще одной формой музейной деятельности являются вечера и праздники, выполняющие рекреационную и релаксационную функции. Воспитанники детского дома проводят музыкальные вечера, на которых исполняют произведения В.А. Гаврилина, поэтические вечера, где читают стихи, написанные в литературной студии «Вдохновение». Особый интерес у детей и пожилых вызывают народные праздники и посиделки с частушками и традиционным чаепитием. Особенность музейного праздника заключаются в неформальной атмосфере, в эффекте личной причастности, соучастия в происходящем благодаря театрализации, игре, непосредственному общению с «персонажами» праздничного действа, применению особой атрибутики. Особенность праздника состоит еще и в том, что он как бы раздвигает границы музея, ибо музейное значение приобретают духовные традиции народа, мастерство, обряды и ритуалы, национальное искусство, сохранению и возрождению которых служит праздник.
И в четвертых, особое направление – изготовление подарков. Например, на Рождество дети изготовили в музее «Ткачество» куклу-ангела, и еще иконки, которые оформили берестой и подарили каждому пожилому человеку. Для ветеранов Великой отечественной войны подготовили ко Дню победы поздравительные открытки в виде писем «треугольников» со стихами, ко дню пожилого человека традиционным подарком является концерт воспитанников детского дома совместно с ветеранами.
Идейной основой сотрудничества детского дома и дома-интерната для пожилых и инвалидов является тимуровское движение, целью которого было оказание помощи людям, проявление доброты и милосердия. Социальное партнерство детского дома и дома-интерната необходимо и полезно для обеих сторон – в сознании детей и подростков формируются аксиологические установки, ценностно-нормативная система восприятия окружающего мира, а в характере закрепляются позитивные нравственные качества; пожилые люди получают внимание, общение, положительные эмоции.
Литература
Доржиева Л.А. Разработка проблемы гражданского воспитания учащихся в педагогике России и Российского Зарубежья в первой половине ХХ века: Автореф. дисс…. канд. пед. наук. Чита, 2007. – 22 с.
Гревцева Г.Я. Воспитание гражданственности у старшеклассников средствами общественных дисциплин: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. Челябинск, 1998. – 26 с.
Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студентов высш. и сред. учеб. заведений. 2-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2005. –176 с.
Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. – Свердловск.: Ур ГУ, 1986. – 337 с.
Боровская И.К. Воспитание и обучение детей в условиях домов-интернатов: пособие для педагогов / И. К. Боровская и др.; под ред. Т. В. Лисовской. – Мн.: НИО, 2007. – 216 с.
Галигузова Л.Н. Проблема социальной изоляции детей// Вопросы психологии. 1996. № 3, С.101-116.