Возможность моделирования дефиниций категории «воспитание» в структуре изучения ее феноменологических особенностей
Авторы: Козырева Ольга Анатольевна, Баженова Татьяна Сергеевна, Тихомиров Илья Владиславович
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
II международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, май 2012)
Статья просмотрена: 105 раз
Библиографическое описание:
Козырева, О. А. Возможность моделирования дефиниций категории «воспитание» в структуре изучения ее феноменологических особенностей / О. А. Козырева, Т. С. Баженова, И. В. Тихомиров. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 9-11. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/58/2365/ (дата обращения: 16.11.2024).
Воспитание и его феноменологические аспекты изучения теорий и практик остаются в современном обществе одними из самых заманчивых и порой самых непростых и недосягаемых далей, которые покоряются силою мысли и горечью труда как педагога-профессионала, так и родителя или родственника, поставившего перед собой ту вершину для своего чада, которую необходимо покорить в трудной борьбе и непреклонной истине, поскольку величайший из полководцев – А. В. Суворов отмечал – «Тяжело в учении – легко в бою».
Итак, феномен воспитания – один из главных продуктов деятельности человека, его уникальности в восприятии и трансформации опыта жизни. Будучи включенным в три системы, сводящихся к учету наследственности, среды и воспитания как средства адекватного восприятия и трансформации социального опыта, человек является одновременно творцом и репродуцируемым, субъектом и личностью, элементом (единицей) и уникумом, продуктом среды, культуры и деятельности и ее объектом; семьянином, тружеником и гражданином; воспитуемым и воспитывающим; воспитанником и воспитателем; смыслом, ради которого происходят социокультурные изменения, и объектом, низвергающим множество проблем живой и неживой природе, и пр.
Воспитание как социальная проблема волновало общество с первобытного строя, с азов зарождения культуры и цивилизации, науки и религии, искусства и профессионализма. Опыт как составная часть воспитания и культуры трансформируется в модели, которые, в свою очередь, через речь, сознание и деятельность становятся достоянием личности в полиаспектном взаимодействии и многогранной реконструкции и ситуативном принятии смыслов и их значений. Воспитание – самая первая категория, зародившаяся в антропологической среде как гносеологическая единица, фасилитирующая восприятие и объяснение репродуктивного уровня культурно-исторических и субъектно-деятельностных отношений. В связи с этим, следует рассмотреть различные модели воспитания, характерные для определенной системы возможностей и ограничений человека, культуры и среды.
Из работы А. А. Гагаева и П. А. Гагаева [1] могут быть излечены следующие модели воспитания:
Новиков Н. И.: Человек – самоценная, ищущая себя нравственность и духовность, смысл образования и воспитания – помочь человеку стать счастливым.
Киреевский И. В.: Воспитание человека духовным, а значит верующим и нравственным. Задача человека современного, осознавшего смысл бытия своего в мире, – постижение задуманного Богом, т.е. – воссоединить себя самого через духовный подвиг, собрав в единую целостность все свои отдельные силы.
Хомяков А. С.: Воззрения на проблему воспитания и приоритетность семейного и общественного воспитания перед государственным, проникновенность религиозного (православного) воспитания в среде народа и государства, где православный, общинный (соборный) взгляд на мир есть движение разума, "смирившегося" перед величием и милосердием провидения и в том нашедшего силу дерзать – через мнения и сомнения – к постижению тайны соборного бытия Бога, человека и вселенной.
Шевырев С. П.: Воспитание должно питать тело, душу и дух надлежащею пищею для раскрытия в них единого человеческого естества. Воспитание – это содействие человеку в его естественном саморазвитии. Человеческое в человеке рождается через переживание им родных для себя образов – образов его матери, отца, народа, отчизны; родное творчески тревожит и подвигает в направлении истинном, христианском, православном.
Белинский В. Г.: «Человек есть мир в малом виде: в его организме все стихии природы, первосущие его силы…». Истина может быть дана человеку через кропотливый, усердный труд, борьбу, страдание и лишения. Высшее человеческое в человеке – это его духовность. Цельный, полный человек – это существо, в котором и мир, и народность, и весь род человеческий, и – главное – Бог – не забыты, но явлены в живой, не исчерпываемой никакой абстракцией форме; любовь духовная, святая – орудие и посредник воспитания.
Пирогов Н. И.: Путь истинного человека определяется: 1) в наличии и следовании человека своим убеждениям; 2) способностью жертвовать собой; 3) истинный человек нуждается и ему дается «вдохновение и сочувствие». Смысл и цель воспитания – противление злу в человеке через его внутреннее «роковое» усилие, через роковую его борьбу с самим собой (не смирение перед злом), побуждение человека себя истинного увидеть в сочувствии «будущих» людей.
Ушинский К. Д.: Определил приоритеты воспитания – национальный, народный характер воспитания; христианское воспитание – основа нравственного и народного воспитания; воспитание трудолюбия и патриотизма; единство воспитания и обучения; развитие интереса к науке и физическому труду; возбуждение активности и самостоятельности в процессе сознательного учения.
Каптерев П. Ф.: Идея саморазвития и "самоусовершенствования по идеалу" и ее следствие – вера в человеческое в человеке – не только русские явления: человек везде человек. Бог есть истина и жизнь. Частичное познание истины – постижение смысла жизни и Бога и пр.
Анализируя работы ученых, занимающихся проблемами смыслотерапии, психопедагогики, психодидактики, можно было бы выделить следующее определение категории "воспитание": воспитание – это механизм и результат создания условий для восприятия смысла всеми субъектами социального пространства, фасилитирующий реконструкцию и ситуационную трансформацию социальных ролей и отношений в микро-, мезо-, макро- и мегасистемах.
Все это не останавливает и нас, и мы питаемся разобраться в феноменологических нюансах категории «воспитание», моделируя новые дефиниции, которые учитывают наши потребности, возможности и нормы социокультурных и воспитательно-образовательных возможностей и ограничений.
Воспитание с точки зрения акмеологического подхода – это механизм, интегрирующий знания о человеке как высшей ценности и смысле бытия, системно изучающий закономерности достижения ситуативно определяемой вершины в различных видах жизнедеятельности и общения, создающий и реализующий антрополого-акмеологический трамплин для всей жизни не только одного человека, но и для человечества в целом, предопределяющий поиск и достижение вершин зрелости (интеллектуальная, нравственная, биологическая и др.) и модели их реализации в личностно, социально и профессионально значимых преобразованиях как внутреннего мира личности, так и внешней среды, создавшей и неустанно создающей данную личность (Баженова Т. С. – 2011/2012 уч. г.).
Воспитание с точки зрения аксиологического подхода – это процесс формирования общественных, индивидуально-групповых, личностных ценностей, норм, правил, мировоззрения, способствующих включению личности в общественные и профессиональные отношения, где социальный опыт играет роль вектора социализации, адаптации, самосовершенствовании и самореализации, а личная практика и система психолого-педагогического знания – катализатора всех новообразований личности и появления инноваций в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах (Баженова Т. С. – 2011/2012 уч. г.).
Воспитание с точки зрения аксиологического подхода – это механизм осознанного, ситуативного, индивидуально и социально корректируемого восприятия ценностей, смыслов, моделей и ролей в обществе, принятия норм культуры и взаимоотношений, создания условий для ретрансляции позитивного социального опыта в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах (Тихомиров И. В. – 2011/2012 уч. г.).
Воспитание с точки зрения антропологического подхода – это механизм передачи социального опыта, системно раскрывающий возможности каждого человека и среды в целом, предопределяющий сохранение человеческого в человеке и ресурсного потенциала среды как колыбели мира (Баженова Т. С. – 2011/2012 уч. г.).
Воспитание с точки зрения герменевтического подхода – это процесс формирования и развития личности, предопределяющий адаптацию и социализацию, самореализацию и самосовершенствование в микро-, мезо-, макро- мегамасштабах, опосредованный нюансами герменевтики как науки, поясняющий возможность функционирования таких единиц в психолого-дидактическом поле, как объяснения и пояснения, фасилитирующих появление любого антрополого-обусловленного знания в фарватере того или иного явления или феномена (Баженова Т. С. – 2011/2012 уч. г.).
Воспитание с точки зрения гносеологического подхода – это целенаправленный процесс, обуславливающий накопление и преобразование социокультурного опыта, с целью личностной и профессиональной самореализации и самосовершенствования, системно трансформирующий социальные, профессиональные и личностные роли и модели отношений в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах (Баженова Т. С. – 2011/2012 уч. г.).
Воспитание с точки зрения индивидуального подхода – это механизм развития субъекта социального пространства с его физиологическими, психологическими, социокультурными особенностями, предопределяющий формирование социального опыта в системе природо- и культуросообразной связке, соединяющей в различных проявлениях культурно-исторических связей нормы, правила и модели поведения в обществе, объективные механизмы преобразования внутреннего и внешнего мира, средства оценки и рефлексии, продукты деятельности и общения, культуры и искусства, спорта и науки и т.д. (Баженова Т. С. – 2011/2012 уч. г.).
Воспитание с точки зрения индивидуального подхода – это специально организованная деятельность по получению, накоплению, реконструкции, ретрансляции социального опыта, обеспечивающего благополучие как одного конкретного человека, так и общества в целом (Тихомиров И. В. – 2011/2012 уч. г.).
Воспитание с точки зрения информационного подхода – это процесс развития, накопления, хранения, передачи социального опыта от старшего поколения младшему в виде знаков, символов, а также антропологических единиц (людей), создающих и реализующих условия преобразования мира и личности в нем (Баженова Т. С. – 2011/2012 уч. г.).
Воспитание с точки зрения лексического подхода – это целенаправленный процесс формирования у субъекта деятельности и общения, культуры и искусства, спорта и науки моделей грамотного (правильного), эффективного (оптимального) употребления лексики и лексических оборотов, предопределяющих качественно-количественные изменения в структуре личности и микро-, мезо-, макро- и мегасредах (Баженова Т. С. – 2011/2012 уч. г.).
Воспитание с точки зрения личностного подхода – это процесс формирования и развития человека как личности с его ценностями, мировоззрением, нормами культуры, этики, способствующий функционированию механизмов самоопределения, самосовершенствования и самореализации, предопределяющий сохранение как личности, так и антропологического поля и среды (Баженова Т. С. – 2011/2012 уч. г.).
Воспитание с точки зрения тезаурусного подхода – это процесс формирования личностно и социально востребованного словарного запаса у человека, включенного в деятельность и общение в микро-, мезо-, макро-, мега- и мультисредах, обеспечивающий повышение уровня как общей культуры, так и разнообразных граней всех культур, прямо и косвенно связанных с коммуникативной, опосредованных моделями формирования культуры самостоятельной работы и нормами социокультурного пространства, обеспечивающих оптимальное развитие данного человека в системе социальных и профессиональных взаимоотношений, сохранение общества и его ресурсов и богатств в согласованной эволюционной цепочке преобразований (Баженова Т. С. – 2011/2012 уч. г.).
Воспитание с точки зрения этнопедагогического подхода – это процесс становления и развития личности, основанный на передачи этнических традиций, норм, обычаев, патриотизма, способствующих сохранению и преумножению богатств народной культуры и творчества, фасилитирующих включение подрастающего поколения в культурно-исторические, национально-региональные отношения, раскрывающие возможности социализации и самореализации в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах (Баженова Т. С. – 2011/2012 уч. г.).
Воспитание с точки зрения эзотерического подхода – это процесс формирования мировоззрения, верований, предпочтений, согласованных актов включения человека в среду неизведанного, потаенного, сверхъестественного, создания условий для усвоения, реконструкции, трансформации и ретрансляции духовных ценностей с целью развития внутреннего мира личности, преобразований в полусубъектной и субъект-объектной среде в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах (Баженова Т. С. – 2011/2012 уч. г.).
Воспитание с точки зрения эзотерического подхода – это социально, личностно и эзотерически обусловленный процесс ретрансляции социального опыта, системы ценностей, моделей поведения, отношений, преобразования объективной реальности, системно трансформирующих общечеловеческое в каждом и в микро-, мезо-, макро-, мега- и мультигруппах (Тихомиров И. В. – 2011/2012 уч. г.).
Мы надеемся, что это не последние определения, которые написаны будущими педагогами по физической культуре, ведь существует мнение, что данная категория педагогов никогда ничего существенного сотворить в области моделирования дефиниций и внедрения моделированного в современную практику не может, что это только прерогатива филологов.
Литература:
1. Гагаев, А. А. Русские философско-педагогические учения XVIII-XX веков: культурно-исторический аспект / А. А. Гагаев, П. А. Гагаев. – М. : ТИД «Русское слово-РС», 2002. – 464 с. – ISBN 5–94853–050–7.
2. Козырева, О. А. Социальная педагогика : учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. А. Козырева. – Новокузнецк : КузГПА , 2010. – 217 с. – [+приложение на CD]. – ISBN 978–5–85117–495–7.